Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 14.01.2017

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Князева И. Д. Особенности развития учебно-терминологической лексики в младшем школьном возрасте в норме // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 595-597. — URL https://moluch.ru/archive/136/37489/ (дата обращения: 23.04.2018).



Первоначальной функцией речи ребенка является функция общения. Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно с взрослыми, общение носит ситуативный, односторонний, эмоциональный, характер, вызывая желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности [41].

Затем общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка. Такое «подключение» происходит, прежде всего, через простейшие формы речи, с использованием понятных слов, связанных с определенной, конкретной ситуацией. В связи с этим развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения. Ребенок строит собственную языковую систему на основе речевых образцов, которые получает от взрослых. Данного «конструктивистского» подхода к проблеме освоения языка придерживается С. Н. Цейтлин [182].

Словарь младшего школьника рассматривается в качестве рациональной языковой модели, так как к этому возрасту ребенок успевает усвоить все основные модели родного языка. Несмотря на количественное пополнение словаря основной «каркас» не изменяется (А. В. Захарова).

Помимо расширения словарного запаса детей происходит организация слов в семантические поля. На основании анализа характера вербальных ассоциаций у младших школьников H. B. Серебряковой выделены три этапа организации семантических полей:

– первый этап — младший школьник опирается на чувственное восприятие окружающей ситуации и в качестве слов-реакций преобладают названия окружающих ребенка предметов. Лексическая системность сформирована слабо;

– второй этап — усвоены смысловые связи слов, которые отличаются друг от друга по семантике, имеют ситуативную, образную связь. Это проявляется в преобладании тематических ассоциаций, которые опираются на определенные образы: дом — крыша, высоко — дерево. Семантическое поле структурно слабо организованно, оформлено не четко;

– сформированы понятия и процессы классификации. На смену образным связям приходят связи между словами семантически близкими, отличающиеся лишь одним дифференциальным семантическим признаком, что проявляется в преобладании парадигматических ассоциаций (дерево -береза). Происходит дифференциация структуры семантического поля, наиболее характерными отношениями которого являются группировки и противопоставления.

По данным Н. В. Серебряковой, в 7 лет у детей происходит качественный скачок в формировании лексической системности, в организации семантических полей. Это выражается в том, что существенно меняется соотношение парадигматических и синтагматических реакций в ассоциативном поле. К 7–8 годам парадигматические реакции встречаются гораздо чаще, чем синтагматические. Это свидетельствует о том, что у детей

7–8 лет уже начинает формироваться ядро семантического поля. Организация лексической системности и семантических полей связана с развитием логических операций классификации, которые интенсивно формируются в 6–8 лет [146].

По мере развития мышления, речи ребенка, лексика не только обогащается, но и систематизируется, упорядочивается. Слова «группируются» в семантические поля. При этом происходит не только объединение слов в семантические поля, но и распределение лексики внутри семантического поля.

Организация лексической системности у детей и взрослых происходит по-разному. У детей объединение слов в группы происходит преимущественно на основе тематического принципа. Например: собака — конура, помидор — грядка. Взрослые же чаще объединяют слова, относящиеся к одному понятию (собака — кошка, помидор — овощ).

К младшему школьному возрасту нормально развивающийся ребенок владеет лексическим запасом, который практически обеспечивает потребности общения, дает возможность приступить к овладению грамотой, к усвоению основ наук.

Сформировавшийся до школы лексический запас ребенка является базой для его дальнейшего количественного обогащения и качественного совершенствования (уточнение словаря, ориентировка в нем, правильное использование слов в самостоятельной речи).

В младшем школьном возрасте накопление словаря происходит как за счет общеупотребительных слов, так и специального словаря по различным учебным дисциплинам. Например, в начальных классах лексическая работа проводится на уроках развития речи, обучения, грамоте, на уроках чтения, ознакомления с окружающим миром, но и на других занятиях учащиеся знакомятся с новыми словесными обозначениями.

Усваивая новую лексику, младшие школьники включаются в разные виды практической и интеллектуальной деятельности. Овладевая словарем, они познают предметы, явления; анализируя и сравнивая их, учатся вычленять присущие им признаки и действия.

В словарной работе младших школьников приходится иметь дело с различной по функциям, понятийному содержанию и строению лексикой. Познавая разнообразными способами значения слов, уточняя и расширяя их в зависимости от контекста, сопоставляя изменения значений с изменениями грамматических форм, учащиеся развивают способность осознанного, аналитико-синтетического подхода к слову, приобретению умения правильно пользоваться словом и формированию навыков правописания.

Таким образом, словарная работа, преследуя цель создания лексической основы речи с последующим расширением и совершенствованием, выполняет развивающую роль как в плане овладения речевыми умениями и навыками, так и в плане формирования познавательной деятельности. Подобная словарная работа подготавливает детей к дальнейшему самостоятельному усвоению различной лексики, так как обогащение словаря человека не заканчивается в школьном периоде, а продолжается на протяжении всей жизни.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. — М.: Лабиринт, 1996. — 414 с.
  2. Зимичева В. К. Пути преодоления недоразвития речи у первоклассников: автореф. дис... канд. пед. наук / В. К. Зимичева. — М.: НИИД АПН РСФСР, 1970.
  3. Лалаева Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. СПб.: Союз, 2001.- 224 с.
  4. Халилова Л. Б. Формирование первоначальных языковых представлений у младших школьников с церебральным параличом: автореф. дис...канд.пед. наук / Л. Б. Халилова. — М.: НИИД АПН РСФСР, 1981. — 16 с.
  5. Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А. В. Ястребова.- М.: Аркти, 1999. -118 с.
Основные термины (генерируются автоматически): семантического поля, лексической системности, семантические поля, семантических полей, словарного запаса детей, Организация лексической системности, младшем школьном возрасте, организации семантических полей, речи ребенка, младших школьников, объединение слов, функцией речи ребенка, лексической основы речи, детей объединение слов, ядро семантического поля, структуры семантического поля, ребенка раннего возраста, использованием понятных слов, смысловые связи слов, количественное пополнение словаря.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос