Библиографическое описание:

Бойтураев Т. Д., Мирхаджаева З. С., Максудова Н. Т. Методологические условия организации занятий по оздоровительной аэробике со студентами высших учебных заведений [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 6-8.



Вопросам научного обоснования форм, методов и содержания процесса физического воспитания в высшей школе в целях повышения его эффективности в последние годы посвящается все больше научных исследований. Авторы освещают вопросы повышения эффективности физического воспитания в вузах, рассматривают проблемы дифференцированного подхода к комплектованию групп, научно обосновывают тренирующий эффект средств, применяемых на занятиях по физическому воспитанию с учетом пола, состояния здоровья, физического развития, функциональных возможностей и уровня физической подготовленности студенток. Важнейшей задачей, поставленной перед вузами, является создание такой системы обучения, которая обеспечит будущим специалистам, наряду с теоретической и практической подготовкой по специальности, оптимальное состояние здоровья и высокую работоспособность [1, 2].

В настоящее время большой популярностью пользуются различные виды гимнастики танцевальной направленности, что является одним из эффективных средств вовлечения студенческой молодежи в систематические занятия физическими упражнениями. Следует отметить, что отношение студенток к различным танцевальным направлениям характеризуется положительной мотивацией, заметно растёт интерес к занятиям, удовлетворённость ими. В связи с вышесказанным становится очевидной необходимость внесения изменений в процесс физического воспитания студенток, а именно: совершенствование учебного процесса средствами определенного вида двигательной активности [3, 4].

Для организации и построения образовательного процесса, а также определения средств и методов компенсации двигательной активности студенток была разработана и экспериментально обоснована технология поэтапного применения средств оздоровительной аэробики, подобранных в соответствии с физической и технической подготовленностью занимающихся. Как и в любом виде двигательной активности, на занятиях оздоровительной аэробики решались три основных типа педагогических задач: воспитательные, оздоровительные и образовательные. Объем используемых средств (содержание и виды движений) для решения этих задач зависел от основной цели каждого занятия. Составление программы содержало ряд последовательных действий:

− выбор вида оздоровительных занятий с учетом интересов занимающихся и их подготовленности;

− подбор музыки с определенным числом ритмичных ударов в минуту для каждого упражнения;

− запись фонограммы для всего занятия;

− конструирование упражнений и танцевальных соединений для разных частей занятия;

− распределение на занятии различных по нагрузке упражнений и соединений;

− разучивание преподавателем разработанной программы;

− обучение занимающихся оздоровительной программе;

− управление нагрузкой на последующих занятиях.

Отличительной особенностью программы является сочетание оздоровительных систем. Разработанная программа была основана на использовании различных видов двигательной активности, применяемых в оздоровительной тренировке женщин: классической аэробики, ритмической гимнастики, системы Пилатес, шейпинга, восточных танцев, стретчинга, йоги, статических упражнений. Использование только одной системы ведет к снижению эффективности занятий, так как происходит адаптация нервно-мышечного аппарата к внешнему раздражителю. Средства из вышеназванных видов оздоровительной гимнастики достаточно популярны и доступны большинству занимающихся. Однако задачи, принципы, компоненты и методика их применения несколько различаются [5, 6]. Поэтому при составлении программы по оздоровительной аэробике учитывалось сочетание различных по направленности упражнений в одном комплексе с оптимальным нормированием нагрузок по объему и интенсивности, использование различных по построению вариантов занятий и соответствие применяемых средств и методов особенностям женского организма.

С целью исследования воздействий на организм студенток упражнений, используемых в программе оздоровительной аэробики, использовали монитор сердечного ритма. Непрерывная регистрация и анализ показателей частоты сердечных сокращений (ЧСС) на протяжении всего занятия позволили проследить за изменениями функционального состояния сердечно-сосудистой системы занимающихся и определить оптимальное соотношение используемых средств [7]. У студенток были выявлены закономерные изменения пульса на протяжении различных по направленности, объему и интенсивности упражнений, что позволило дифференцировать комплексы оздоровительной аэробики по зонам интенсивности (высокой − 150−180 уд/мин, средней − 130−150 уд/мин и низкой − до 130 уд/мин). Использование монитора сердечного ритма позволило выявить, что в комплексах оздоровительной аэробики используются упражнения аэробно-анаэробной и анаэробной направленности. Оптимальная интенсивность для развития общей выносливости − 130−150 уд/мин; силовой выносливости − 150−165 уд/мин; координационных способностей − 150−160 уд/мин; силовых возможностей и гибкости − 120−140 уд/мин. Это дало возможность при составлении комплексов оздоровительной аэробики учитывать следующие рекомендации, базирующиеся на адаптации организма занимающихся к нагрузке:

− в комплексах занятий низкой интенсивности использовать довольно простые по координации движения, позволяющие формировать базовые навыки, освоить основные элементы базовой аэробики, запомнить последовательность перехода от комбинации к комбинации без пауз с целью создания последовательной композиции;

− комплексы занятий средней интенсивности использовать для закрепления и совершенствования техники выполнения базовых двигательных навыков, расширения двигательного опыта за счет освоения новых движений, усложняя исходные и конечные положения базовых упражнений и формирования «силового потенциала» с акцентом на укрепление мышечных групп;

− в комплексах занятий высокой интенсивности добиться повышения скорости выполнения движений, выраженной в высокой точности выполнения упражнений, синхронизации движений и дыхания, а также относительно комфортное (точное, уверенное, с учетом эстетического компонента техники) выполнение упражнений.

Объем нагрузки возможно регулировать за счет увеличения в комплексах количества физических упражнений, выполняемых с большой амплитудой, и включения в эти комплексы более сложных движений, требующих проявления значительных усилий, интенсивность физической нагрузки − темпом их музыкального сопровождения. В разных видах физической деятельности интенсивность определяется разными параметрами. Например, при аэробных нагрузках основным показателем интенсивности является ЧСС, а в силовой тренировке величина отягощения и количество повторений [8]. Исследуемые показатели аэробной программы позволяют создавать разнообразные варианты связок аэробных упражнений и использовать их в различных частях занятия, адаптировать их содержание в зависимости от поставленных целей и задач. Для этого могут быть использованы следующие переменные:

1) темп музыки (чем выше темп музыки, тем выше интенсивность упражнений);

2) амплитуда движения в суставах (движения рукой с ограниченной амплитудой требует меньших затрат энергии, чем движение рукой с большей или максимальной амплитудой);

3) длина рычага (движение рукой, согнутой в локте, требует меньших затрат энергии, чем движение полностью вытянутой рукой);

4) добавление прыжков (включение прыжковых движений повышает интенсивность занятия);

5) изменение положения общего центра тяжести занимающегося, например подъем конечностей (всевозможные подъемы конечностей и махи способствуют увеличению интенсивности выполняемых упражнений).

Наибольший оздоровительный эффект на занятиях аэробикой достигается при комплексном использовании нескольких видов двигательной активности. Такое сочетание обеспечивает равномерное распределение физической нагрузки на основные мышечные группы, не приводит к однообразию, снижению эмоциональности занятий и потере к ним интереса, упрощает оптимизацию физической нагрузки.

Литература:

  1. Лубышева Л. И. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. — 2001. — № 1. — С. 8–10.
  2. Постол О. Л. Особенности физического воспитания в вузах России // Материалы Всероссийской научно-практической конференции работников по физическому воспитанию и спорту высших учебных заведений 20–22 июня 2006. — Москва, 2006. — С. 153–157.
  3. Виленский М. Я., Минаев Б. Н. Пути компенсации двигательной активности и повышения уровня физической работоспособности и подготовленности студенток // Теория и практика физической культуры. — 1975.- № 4. — С. 54–57.
  4. Лотоненко А. В. Приоритетные направления в решении проблем физической культуры студенческой молодежи // Теория и практика физической культуры. — 1998. — № 6. — С. 21–24.
  5. Зефирова Е. В., Платонова В. В. Оздоровительная аэробика: содержание и методика / Учебно-методическое пособие — СПб: СПбГУИТМО, 2006. — 25 с.
  6. Лисицкая Т. С. Аэробика на все вкусы. — Москва, «Просвещение» – «Владос», 1994. — 63 с.
  7. Кошбахтиев И. А. Информационное обеспечение образовательного процесса по физическому воспитанию студентов. Учебное пособие. — Ташкент. — 2004. — 80 с.
  8. Мякинченко Е. Б., Ивлев М. П., Шестаков М. П. Методология управления тренировочной нагрузкой на занятиях по базовой танцевальной аэробике. // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 5. — С. 39–42.
Основные термины (генерируются автоматически): двигательной активности, оздоровительной аэробики, физической культуры, практика физической культуры, физического воспитания, физической нагрузки, компенсации двигательной активности, видов двигательной активности, физическому воспитанию, уровня физической, комплексах занятий, комплексах оздоровительной аэробики, занятиях оздоровительной аэробики, оздоровительной аэробике, интенсивности упражнений, средств оздоровительной аэробики, физической подготовленности студенток, комплексы оздоровительной аэробики, интенсивность физической нагрузки, двигательной активности студенток.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос