Использование фитнес-программ в практике физического воспитания студенток | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 24.01.2016

Статья просмотрена: 2935 раз

Библиографическое описание:

Южакова, Н. В. Использование фитнес-программ в практике физического воспитания студенток / Н. В. Южакова, Е. П. Удалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 1037-1040. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25514/ (дата обращения: 25.04.2024).



 

Известно, что инновационные процессы и инновационное сознание являются базовыми составляющими современного прогресса. Фитнес является одним из наиболее популярных видов двигательной активности студенческой молодежи. Появление инновационных видов оздоровительной физической культуры в России связано с интенсивным развитием физкультурно-оздоровительной работы и, прежде всего, с возникновением и ростом фитнес-индустрии, где создаются новые направления фитнеса и различные фитнес-технологии, имеющие свою специфику. Широкое распространение фитнеса явилось отражением как изменившихся потребностей представителя современного социума в двигательной активности, его стремления к здоровью и благополучию, так и требований общества к уровню развития физических и психологических качеств человека [1, с. 2]. На данном этапе развития фитнес всё активнее внедряется не только в физкультурно-оздоровительную практику работы с населением, но и в процесс профессиональной подготовки специалистов по физической культуре в различных вузах страны и в систему физического воспитания студентов других вузов.

Кроме того, распространённость вредных привычек приводит к снижению уровня ответственности студентов за сохранение собственного здоровья и формирование навыков здорового стиля жизни. Такие факторы риска здоровья как курение, злоупотребление алкоголем, символизирует моду, деловитость, предприимчивость, способствуют нарушению режима учебы и отдыха. Поэтому, возникает потребность в поиске новых действенных средств и методов для решения проблем привлечения и заинтересованности молодежи к академическим занятиям. На наш взгляд, именно использование фитнес программ в практике физического воспитания предусматривает обращение к личности студента с учетом его мотивов, интересов и предпочтений

В связи с этим, возникла необходимость усовершенствовать процесс физического воспитания студентов направленный на личностно-ориентированный подход и здоровый стиль жизни, с внедрением фитнес программ. Специфика фитнеса состоит в подборе разных видов спортивных упражнений и других мер по улучшению здоровья, укреплению систем организма и коррекции. Специалисты в области спортивной медицины определяют фитнес как комплексную программу оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья, увеличение функциональных резервов организма и профилактику заболеваний, связанных с гиподинамией [3, с. 5]. Организация процесса физического воспитания в ВУЗе, на наш взгляд, должна соответствовать современным требованиям общества, и должна строиться следующим образом.

На основании опроса преподавателей-инструкторов, и студентов нами были выявлены наиболее приоритетные и доступные для занимающихся виды фитнеса. Для этого было проведено анкетирование 120 студенток 1–3 курсов Волгоградского филиала Российской Академии народного хозяйства и государственной службы. Целью опросов явилось выявление предпочтений учащихся в выборе фитнес-программ для учебных и секционных занятий. Результаты анкетирования показали, что наиболее популярными являются следующие виды фитнес-программ (табл. 1): степ-аэробика, танцевальная аэробика, силовая аэробика, фитбол-аэробика, тай-бо, классическая аэробика, пилатес, стретчинг.

 

Таблица 1

Рейтинг популярности фитнес-программ

 п/п

Вид фитнес-программы

Кол-во ответов

(n=120), %

1

Степ-аэробика

81,6

2

Танцевальная аэробика

30,7

3

Силовая аэробика

26,3

4

Фитбол-аэробика

24,6

5

Тай-бо

18,4

6

Классическая аэробика

7,0

7

Пилатес

5,3

8

Стретчинг

4,4

 

Работа организовывалась следующим образом. Продолжительность занятия составляла 50– 55 минут, и включала в себя подготовительную, основную и заключительную части. Подготовительная часть занятия (5–6 мин.) направлена на подготовку организма к основной части занятия. Для содержания подготовительной части характерно многообразие различных видов базовых и танцевальных шагов, движений рук, упражнений на растягивание. Основная часть занятия (35–40 мин.) содержит аэробную партерную и силовую тренировку. Деятельность педагога-инструктора при проведении аэробной части занятия должна быть направлена на получение эмоционального и тренировочного эффекта, улучшение физического состояния занимающихся и их здоровья в целом. В нашей практике используется поточный метод выполнения упражнений, и применяются различные хореографические методы для создания двигательных комбинаций под музыку. Под определенную программу подбираются конкретные движения и музыка, далее движения формируются в «связку» постепенно трансформируя и модифицируя движения, возможно смешивание различных форм хореографии. Партерная часть, которая выполняется в положении лежа или сидя. Продолжительность партерной части может составлять от 10 минут и выше, в зависимости от поставленной цели. В партерную часть входит набор силовых упражнений, с четко регламентированной техникой выполнения, что позволяет избирательно воздействовать на определенные мышечные группы. Темп и амплитуда выполнения упражнений зависят от избранной методики развития или поддержания силы. Кроме того в этой части занятия для увеличения нагрузки могут использоваться дополнительное оборудование, гантели, степ-платформа, фитболы. Использование такого оборудования, вносит разнообразие, позволяет найти интересные и эффективные решения при выполнении упражнений для тех или иных групп мышц. В некоторых случаях предметы и оборудование может использоваться как эффективное отягощение. Заключительная часть занятия носит восстановительную направленность. Продолжительность заключительной части может варьироваться от утомляемости занимающихся, и составлять от 5 до 15 минут. Используются упражнения на расслабление и растягивание. Упражнения своим воздействием должны быть направлены на мышцы, наиболее утомившиеся в процессе занятия. Упражнения могут выполняться в положении стоя, сидя или лежа под медленную спокойную музыку.

В продолжение предпринятого исследования нами было проведено интервьюирование 42 преподавателей физической культуры, работающих в вузах города Волгограда. Педагогов ознакомили с результатами изучения мнений студенток (табл. 1) и попросили прокомментировать полученные данные. В пользу использования фитнес-программ в системе физического воспитания студенток высказались все 42 (100 %) опрошенных. Комментируя это тем, что комплексирование средств аэробики и фитнеса, во-первых, позволит сделать учебные и секционные занятия более разнообразными, эмоционально насыщенными и, следовательно, более востребованными учащимися и, во-вторых, будет способствовать более эффективному решению задачи гармоничного развития (как телесной, так и духовной составляющих) личности. В числе препятствий, которые могут возникнуть на пути использования в вузе фитнес-программ, педагоги указали:

                   отсутствие семинаров и мастер-классов по обмену опытом (27,5 % ответов);

                   недостаточный уровень учебно-методического обеспечения занятий фитнесом: отсутствие специальной литературы и учебной программы по дисциплине «Физическая культура (на предметной основе фитнеса)» (19,8 % ответов);

                   недостаточную разработанность теории и методики фитнеса, в том числе отсутствие научно обоснованной и практически апробированной технологии проектирования занятий фитнесом с учащимися высшей школы (14,5 % опрошенных);

                   низкое качество материально-технической базы вуза, отсутствие в вузе физкультурно-спортивных сооружений, специального оборудования, инвентаря, приспособлений для тренинга, необходимых для качественной реализации комплексных фитнес-программ (27,3 % преподавателей);

                   отсутствие возможности формирования студенческих учебных групп по спортивным интересам (14,6 % ответов);

                   смешанный состав групп по половой принадлежности (юноши и девушки) (11,1 % респондентов);

                   излишне высокую наполняемость учебных групп (15,8 % ответов);

                   низкий уровень исходной подготовленности абитуриентов и студентов по физической культуре, не позволяющий преподавателям в полной мере реализовывать свои профессиональные качества (12,3 % педагогов).

При этом все 100 % опрошенных указали, что для них не является препятствием необходимость освоения новых фитнес-технологий, проектирования и реализации фитнес-программ.

Завершая изложение результатов исследования, приведем следующие выводы:

  1.              Занятия фитнесом приобретают в нашей стране все большую массовость и становятся одним из наиболее популярных видов двигательной активности, в том числе в среде учащейся молодежи. В этой связи все больше вузов России применяет фитнес-технологии в бюджете учебного и внеучебного времени учащихся. Однако несмотря на всю свою перспективность, проблема использования фитнес-программ в системе физического воспитания студентов до сих пор не получила своего обстоятельного научно-практического анализа.
  2.              Наиболее популярными среди студенток являются следующие виды фитнес-программ: степ-аэробика, танцевальная аэробика, силовая аэробика, фитбол-аэробика, тай-бо, классическая аэробика, пилатес, стретчинг.
  3.              Подавляющее большинство студенток высказалось в пользу занятий не одним, а одновременно несколькими видами фитнеса. Идею реализации фитнес-программ поддержали и преподаватели физического воспитания, мотивируя это тем, что аэробика и фитнес позволит сделать физкультурные занятия более разнообразными, эмоционально насыщенными, способствующими эффективному решению задачи гармоничного развития (как телесной, так и духовной составляющих) личности.
  4.              По мнению преподавателей, основными факторами, сдерживающими использование в вузе фитнес-программ являются: отсутствие семинаров и мастер-классов по обмену опытом, недостаточный уровень учебно-методического обеспечения занятий фитнесом, отсутствие научно обоснован- ной технологии проектирования комплексных фитнес-программ, низкое качество материально- технической базы вуза, отсутствие возможности формирования студенческих учебных групп по спортивным интересам, смешанный состав групп по половой принадлежности (юноши и девушки), излишне высокая наполняемость учебных групп.

В то же время педагоги заявляют о своей готовности к освоению новых фитнес-технологий, проектированию и реализации фитнес-программ.

 

Литература:

 

  1.              Базилевич М. В. Организация спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе избранного ими вида спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2009. — № 5. — С. 27.
  2.              Степанова О. Н. Современное состояние и проблемы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации // Научные труды МПГУ. Серия: естественные науки. — М.: Прометей, 2004. — С. 449–456.
  3.              Черняев В. В. Проектирование и конструирование гуманитарно ориентированного содержания образования по физической культуре в вузе: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. — М., 2004. — 47 с.
  4.              Шинкаренко О. В. Организация физкультурно-образовательной среды для формирования потребности в занятиях физической культурой и спортом у студентов (на примере технического вуза): Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Набережные Челны, 2009. — 23 с.
  5.              Якимович В. С. Проектирование системы физического воспитания детей и молодежи в различных образовательных учреждениях: Монография. — Волгоград: ВолгГАСА, 2002. — 136 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, двигательная активность, партерная часть, силовая аэробика, танцевальная аэробика, физическое воспитание, физическое воспитание студентов, фитнес, высокая наполняемость, гармоничное развитие.


Похожие статьи

Аэробика как средство физической культуры | Статья в журнале...

С помощью занятий обеспечивается гармоничное развитие физического состояния организма [4].

Оздоровительная аэробика — одно из направлений массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой.

- силовая часть

Влияние фитнес-аэробики на совершенствование...

В статье рассматривается проблема совершенствования координационных способностей человека в более зрелом возрасте. Проанализировано влияние фитнес-аэробики на развитие координации у студентов в процессе практических занятий по физической культуре.

Использование фитнес-программ как компонент образовательного...

Фитнес-культура студентов ориентирована на развитие целостной личности, гармонизацию её духовных и физических сил, активизацию готовности реализовать потенциальные возможности в здоровом стиле жизни профессиональной деятельности.

Разработка программы оздоровительной аэробики...

оздоровительная аэробика, упражнение, физическое воспитание, упражнение системы, двигательная активность, мина, силовая часть занятия, интенсивность, занятие, поддерживающий этап.

Фитнес-джампинг в процессе физического воспитания...

Ключевые слова: дошкольники, физическое воспитание, координационные способности, прыжки на батуте, фитнес-джампинг. Дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы...

Методологические условия организации занятий по...

оздоровительная аэробика, двигательная активность, занятие, комплекс занятий, движение рукой, упражнение, физическая нагрузка, физическое воспитание, меньшая затрата энергии, сердечный ритм.

Использование фитнесс-программы для организации...

занятие, студентка, физическое развитие, функциональное состояние, физическая культура, упражнение, физическая подготовленность, показатель, учебная программа, двигательная подготовленность.

Мир фитнеса — мир здоровья (из опыта работы) | Молодой ученый

– «Детский фитнес» — это гармоничное физическое развитие ребенка на основе учета его возрастных особенностей, потребностей интересов, возможностей и уровня здоровья.

Определение основных критериев оптимизации физической...

Одной из актуальных проблем образовательного процесса по физическому воспитанию является оптимальный подбор нагрузки.

Структура исследуемого занятия оздоровительной аэробикой состояла из подготовительной части, аэробной части, силовой части...

Аэробика как средство физической культуры | Статья в журнале...

С помощью занятий обеспечивается гармоничное развитие физического состояния организма [4].

Оздоровительная аэробика — одно из направлений массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой.

- силовая часть

Влияние фитнес-аэробики на совершенствование...

В статье рассматривается проблема совершенствования координационных способностей человека в более зрелом возрасте. Проанализировано влияние фитнес-аэробики на развитие координации у студентов в процессе практических занятий по физической культуре.

Использование фитнес-программ как компонент образовательного...

Фитнес-культура студентов ориентирована на развитие целостной личности, гармонизацию её духовных и физических сил, активизацию готовности реализовать потенциальные возможности в здоровом стиле жизни профессиональной деятельности.

Разработка программы оздоровительной аэробики...

оздоровительная аэробика, упражнение, физическое воспитание, упражнение системы, двигательная активность, мина, силовая часть занятия, интенсивность, занятие, поддерживающий этап.

Фитнес-джампинг в процессе физического воспитания...

Ключевые слова: дошкольники, физическое воспитание, координационные способности, прыжки на батуте, фитнес-джампинг. Дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы...

Методологические условия организации занятий по...

оздоровительная аэробика, двигательная активность, занятие, комплекс занятий, движение рукой, упражнение, физическая нагрузка, физическое воспитание, меньшая затрата энергии, сердечный ритм.

Использование фитнесс-программы для организации...

занятие, студентка, физическое развитие, функциональное состояние, физическая культура, упражнение, физическая подготовленность, показатель, учебная программа, двигательная подготовленность.

Мир фитнеса — мир здоровья (из опыта работы) | Молодой ученый

– «Детский фитнес» — это гармоничное физическое развитие ребенка на основе учета его возрастных особенностей, потребностей интересов, возможностей и уровня здоровья.

Определение основных критериев оптимизации физической...

Одной из актуальных проблем образовательного процесса по физическому воспитанию является оптимальный подбор нагрузки.

Структура исследуемого занятия оздоровительной аэробикой состояла из подготовительной части, аэробной части, силовой части...

Похожие статьи

Аэробика как средство физической культуры | Статья в журнале...

С помощью занятий обеспечивается гармоничное развитие физического состояния организма [4].

Оздоровительная аэробика — одно из направлений массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой.

- силовая часть

Влияние фитнес-аэробики на совершенствование...

В статье рассматривается проблема совершенствования координационных способностей человека в более зрелом возрасте. Проанализировано влияние фитнес-аэробики на развитие координации у студентов в процессе практических занятий по физической культуре.

Использование фитнес-программ как компонент образовательного...

Фитнес-культура студентов ориентирована на развитие целостной личности, гармонизацию её духовных и физических сил, активизацию готовности реализовать потенциальные возможности в здоровом стиле жизни профессиональной деятельности.

Разработка программы оздоровительной аэробики...

оздоровительная аэробика, упражнение, физическое воспитание, упражнение системы, двигательная активность, мина, силовая часть занятия, интенсивность, занятие, поддерживающий этап.

Фитнес-джампинг в процессе физического воспитания...

Ключевые слова: дошкольники, физическое воспитание, координационные способности, прыжки на батуте, фитнес-джампинг. Дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы...

Методологические условия организации занятий по...

оздоровительная аэробика, двигательная активность, занятие, комплекс занятий, движение рукой, упражнение, физическая нагрузка, физическое воспитание, меньшая затрата энергии, сердечный ритм.

Использование фитнесс-программы для организации...

занятие, студентка, физическое развитие, функциональное состояние, физическая культура, упражнение, физическая подготовленность, показатель, учебная программа, двигательная подготовленность.

Мир фитнеса — мир здоровья (из опыта работы) | Молодой ученый

– «Детский фитнес» — это гармоничное физическое развитие ребенка на основе учета его возрастных особенностей, потребностей интересов, возможностей и уровня здоровья.

Определение основных критериев оптимизации физической...

Одной из актуальных проблем образовательного процесса по физическому воспитанию является оптимальный подбор нагрузки.

Структура исследуемого занятия оздоровительной аэробикой состояла из подготовительной части, аэробной части, силовой части...

Аэробика как средство физической культуры | Статья в журнале...

С помощью занятий обеспечивается гармоничное развитие физического состояния организма [4].

Оздоровительная аэробика — одно из направлений массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой.

- силовая часть

Влияние фитнес-аэробики на совершенствование...

В статье рассматривается проблема совершенствования координационных способностей человека в более зрелом возрасте. Проанализировано влияние фитнес-аэробики на развитие координации у студентов в процессе практических занятий по физической культуре.

Использование фитнес-программ как компонент образовательного...

Фитнес-культура студентов ориентирована на развитие целостной личности, гармонизацию её духовных и физических сил, активизацию готовности реализовать потенциальные возможности в здоровом стиле жизни профессиональной деятельности.

Разработка программы оздоровительной аэробики...

оздоровительная аэробика, упражнение, физическое воспитание, упражнение системы, двигательная активность, мина, силовая часть занятия, интенсивность, занятие, поддерживающий этап.

Фитнес-джампинг в процессе физического воспитания...

Ключевые слова: дошкольники, физическое воспитание, координационные способности, прыжки на батуте, фитнес-джампинг. Дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы...

Методологические условия организации занятий по...

оздоровительная аэробика, двигательная активность, занятие, комплекс занятий, движение рукой, упражнение, физическая нагрузка, физическое воспитание, меньшая затрата энергии, сердечный ритм.

Использование фитнесс-программы для организации...

занятие, студентка, физическое развитие, функциональное состояние, физическая культура, упражнение, физическая подготовленность, показатель, учебная программа, двигательная подготовленность.

Мир фитнеса — мир здоровья (из опыта работы) | Молодой ученый

– «Детский фитнес» — это гармоничное физическое развитие ребенка на основе учета его возрастных особенностей, потребностей интересов, возможностей и уровня здоровья.

Определение основных критериев оптимизации физической...

Одной из актуальных проблем образовательного процесса по физическому воспитанию является оптимальный подбор нагрузки.

Структура исследуемого занятия оздоровительной аэробикой состояла из подготовительной части, аэробной части, силовой части...

Задать вопрос