Библиографическое описание:

Миндубаева Н. Н., Долгова Т. П. Без игры нет детства [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 41-42.



Игра — это не только развлечение и времяпрепровождение, вызывающее массу положительных эмоций, что само по себе очень ценно для развития здорового, жизнерадостного малыша. Игра — это умение весело и непринужденно учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться общаться со взрослыми и детьми, учиться мыслить и творить. Игра зарождается, когда ребенок находится еще в грудном возрасте.

Не стремитесь дать малышу сразу много игрушек, чтобы он мог сосредоточиться на чем-то одном. Дайте ребенку возможность действовать не только с игрушками, но с разными безопасными предметами, коробочками, баночками с крышками, ложками. Пусть предметы будут разных форм и цвета, из разного материала. В настоящее время всегда присутствует одушевление предметов, одухотворение природы. Это приходит к ребенку от взрослых.

Игры-шутки, игры-потешки были постоянными спутниками детства на Руси и в других странах. С раннего возраста, общаясь с близкими, ребенок практически познает мир людей, как они действуют с предметами, как относятся к животным, друг к другу, как проявляют заботу, нежность, внимание. Активное приобщение к миру предметов, к природу, к миру людей создает базу для качественно новой игры, центром которой является воображаемая ситуация, действие в представляемом, а не только в реальном плане. Ребенок, играя, начинает воспроизводить отдельные наиболее значимые и понятные ему события из настоящей жизни, но не копирует их, а многое делает «понарошку», «как будто».

Во что играют дети? Если внимательно присмотреться к играм дошкольников, становится ясно, что играют они «в настоящую жизнь». Малыш играет в то, что по-настоящему заинтересовало, удивило, обрадовало, а иногда и огорчило.

В игре ребенок приближается к своей мечте. Если ребенок повторяется в игре, не вносит в нее ничего нового, играет вяло, возможно, ему нужны новые впечатления.

С возрастом увеличиваются возможности детей отражать в игре разные события: поездку на море, поход в лес, строительство дома и т. д. С возрастом не только появляются новые игры, но и преобразуются старые.

Как играют дети? Примерно до трех лет ребенок играет с игрушками без сверстников. Он ждет помощи от взрослого, поддержки, поощрения. Как по разному играть с одной и той же игрушкой — не сразу догадается и старший дошкольник, надо ему подсказать. Можно незаметно озадачить ребенка, подать ему новую идею для игры: «Твоя машинка так долго не может сдвинуться с места. Наверное, бензин кончился?» Будет ли игра развиваться дальше, зависит от вашего отношения к палочкам, чуркам, фантикам, которыми дорожат все дети и которые так части раздражают взрослых. Если вы будете запрещать ребенку использовать безопасный бросовый материал, развитие игры затормозится, ограничится развитие воображения ребенка, его творческих способностей. Игра потому игра, что в ней любой нужный недостающий предмет заменяется другим.

Постепенно речь занимает все больше места в игре детей, отдельные эпизоды не проигрываются, а проговариваются. Посещая театр, смотря детские передачи по телевизору, играя со сверстниками, ребенок не только получит много интересных впечатлений, но и научится передавать их другим.

В индивидуальные игры дети играют долго, даже в школьном возрасте. Игры становятся богаче по содержанию, в них проявляется много фантазии. Оберегайте эти игры, относитесь к ним с уважением.

Наряду с индивидуальными играми, дети с раннего возраста стремятся к играм со сверстниками. С 4–5 лет многие предпочитают играть не в одиночку, а с друзьями. Групповые игры, коллективные более динамичны, чем одиночные. Ребенок испытывает радость от общения со сверстниками. Игры со сверстниками возникают еще в раннем детстве. Сначала малыши приглядываются, во что играет во дворе соседский мальчик. Потом пытается, при поощрении взрослых, завязать общую игру. Иногда игра не получается, потому что ребенок не может войти в роль, не знает, что делать, что говорить, как отвечать. Можно подсказать ребенку, как действовать по ходу игры с друзьями.

Еще интереснее становятся игры, в которые включаются старшие и младшие дети. Младшие учатся у старших играть, вести себя в разных ситуациях. Старшие, считаясь с малышами, придумывают содержание, ход игры. Игры, шутки, забавы, прятки со старшими создают дружескую атмосферу, снимают напряженность в отношениях не только детей, но и взрослых.

Игра — хороший помощник взрослым в воспитании детей.

Литература:

  1. Б. П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры». Москва. «Просвещение 1991 г дополнено новыми играми».
  2. Аралова М. А. Игры с детьми дошкольного возраста. М.,2012
  3. Бабенкова Е. А., Параничева Т. М. Подвижные игры на прогулке. М.2011
  4. Дыбина О. В.,Рахманова Н. П., Бартошевич Т. И. Игры для дошкольников с использованием нетрадиционного оборудования.М.,2011
  5. А. Кузнецова «Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет»
Основные термины (генерируются автоматически): раннего возраста, индивидуальные игры дети, «Лучшие развивающие игры, разными безопасными предметами, игре ребенок, постоянными спутниками детства, массу положительных эмоций, Инновационные педагогические технологии, материалы vi Междунар, «в настоящую жизнь», нужны новые впечатления, нужный недостающий предмет, Никитин «Ступеньки творчества, ходу игры, игре разные события, дворе соседский мальчик, детьми дошкольного возраста, новые игры, Групповые игры, ход игры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос