Метод «case stady» в изучении комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина
Автор: Балтабаева Азиза Маннабовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)
Дата публикации: 04.04.2017
Статья просмотрена: 1306 раз
Библиографическое описание:
Балтабаева, А. М. Метод «case stady» в изучении комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина / А. М. Балтабаева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12234/ (дата обращения: 19.12.2024).
В настоящее время существует несколько концепций преподавания литературы в высших образовательных учреждениях. Отсюда — первостепенное внимание к суверенности читательского восприятия, к его углублению в процессе анализа художественных произведений, к целостному изучению литературы, включающему и индивидуальность художника слова, и его поэтику, и литературные оценки, и «движение» произведения во времени.
Одной из определяющих задач высшего образования на современном этапе является обеспечение высоко результативного обучения и подготовки квалифицированных кадров на основе современных образовательно-профессиональных программ.
Главная задача филологического образования бакалавров 1 курса заключается в усвоении главных особенностей, исторических и эстетических закономерностей литературного развития в России XVIII века, без системного усвоения которых невозможно полноценное изучение сопутствующих и последующих литературоведческих курсов.
Вместе с тем современная система образования должна не просто развивать интеллект обучаемых, повышать его возможности — она должна практически его ориентировать, управлять вниманием и действиями студентов, обучая их процессу самостоятельного обучения и развития, расширять их инновационный и креативный потенциал. Решить такие проблемы можно, только если разумно сочтены традиционные и интенсивные технологии обучения.
Интенсивное обучение имеет целый спектр методологических преимуществ, связанных прежде всего с его развивающим потенциалом. Эти преимущества основаны на активном, эмоционально окрашенном общении участников занятия друг с другом и с преподавателем.
Практическое занятие, взятое само по себе, многими педагогами трактуется зачастую как обучающее мероприятие. Однако не псе практические занятия эффективны с точки зрения приобретения новых компетентностей, т. е. практических умений и навыков, готовности к их реализации. Если превалируют лекции, насыщенные дидактическим и информационным материалом, то но — «академический класс». Если в курсе превалируют игры и тренинги, но они не анализируются с точки зрения эффективности образовательного процесса, то такие занятия можно назвать игровой площадкой». [1] Одним из наиболее широко используемых методов, используемых на практических занятиях, является метод кейс-стади.
Метод кейс-стади (кейс-метод, case-study) наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. В современном образовании он впервые был применен в Гарвардской бизнес-школе. Метод кейс-стади относится к интенсивным технологиям активного обучения, он является интерактивным, ориентированным на сотрудничество и деловое партнерство, так как работа происходит в группах. Его можно рассматривать как синергическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, в формировании эффектов умножения знания. Метод кейс-стади имеет следующие признаки:
1) наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени, использование фактических организационных проблем;
2) возможное участие максимального количества людей в их изучении, выяснении иных точек зрения, сравнении различных взглядов и принятии коллективных решений;
3) минимальная степень зависимости обучаемых друг от друга, наличие у каждого права на правильные и неправильные ответы, взаимный обмен информацией;
4) многоальтернативность решений, принципиальное отсутствие единственного решения;
5) наличие системы группового оценивания деятельности;
6) организатор занятия проводит обучаемых через все этапы сценария и исполняет функции эксперта, катализатора учебного процесса и тренера.(1)
Метод кейс-стади основан на следующих положениях.
- Метод предназначен для обучения дисциплинам, истина в которых плюралистична, т. е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос. При этом задачи преподавателя — активизировать обучаемых на поиск различных истин и подходов и помочь им сориентироваться в проблемном поле.
- Акцент в обучения переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучаемого и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие данного метода от традиционных методик — демократия в процессе получения знания, т. е. равноправие всех со всеми и с преподавателем в процессе обсуждения проблемы.
- Результатами применения кейс-стади помимо знаний являются навыки профессиональной деятельности, а также развитие системы ценностей, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного мироощущения и миропреобразования [2].
В методе кейс-стади главным действующим лицом является обучаемый. Участники занятия оказываются вовлеченными в обсуждение реальной ситуации и поэтому проявляют активную позицию.
Цель кейс-стади — совместными усилиями группы проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел и выработать практическое решение.
Рассмотрим на примере изучения комедии «Недоросль» на первлм курсе бакалавриата прием case-study.
Этапы решения кейсов |
Содержание иформы деятельности |
Первый этап — опрос по теме «Комедия в русской литературе XVIII века»
|
|
Второй этап анализ проблематики комедии Фонвизина
|
Две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина, лежат в основе «Недоросля». Это прежде всего проблема нравственного разложения дворянства. Другая проблема «Недоросля» — это проблема воспитания. Понимаемое достаточно широко, воспитание в сознании мыслителей XVIII века рассматривалось как первоочередной фактор, определяющий нравственный облик человека. В представлениях Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственно надежный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла — духовной деградации дворянства. |
Третий этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма». а) сюжет и система образов; б) группировка персонажей по моральному принципу, роль второстепенных героев; в) многотемность сюжета, основной конфликт, особенности организации сюжета; г) «правило трех единств» и способы создания широкой картины действительности. |
а), б) Отрицательные герои Простаков. Г-жа Простакова, жена его. Простаков, сын их, недоросль. Скотинин, брат г-жи Простаковой. Положительные герои Правдин. Стародум. Софья, племянница Стародума. Милон. Второстепенные герои Еремеевна, мама Митрофанова. Кутейкин, семинарист. Цыфиркин, отставной сержант. Вральман, учитель. Тришка, портной в) Общественный конфликт (Простаковы, Скотинин — Стародум, Правдин); Любовный конфликт (Софья- Скотинин- Митрофан- Милон); Семейный конфликт (Простакова — Митрофан) |
Четвертый этап — споры о характере реализма в комедии |
«В сей комедии так много действительности, что провинциальные предания именуют еще и ныне несколько лиц, будто служивших подлинниками автору» (П. А. Вяземский «Фонвизин») «Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души» (Н. В. Гоголь «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность») |
Литература:
- Вагина М. В. Использование кейс-стади как образовательной технологии// www/gup/events smi/ detail/php
- Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии// http://studentam.net/content/view/1279/123/