Актуальность проблемы интеграции обучения продиктована новыми социальными запросами. Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину.
Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы. Корни интеграции можно найти в далеком прошлом педагогики. Ян Коменский подчеркивал: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».
Интеграция в образовании – не мода, не очередная компания. Она является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности. «Рост научных знаний, – отмечал В.В.Вернадский, – быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам».
Интеграция - (лат) - восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer - целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение. Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.
Наше время, перенасыщенное всевозможной и разнообразной информацией, предъявляет особые требования к образованию и, конечно, учителю. Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, что немало важно, но мы должны научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.
Методика интегрированного обучения, как и вся дидактика, в настоящее время переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы и новые подходы в изучении дисциплин через интегрированные образовательные системы. Создаются новые концепции образования, которые основаны на деятельностном подходе. При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.
Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегрированных уроков по разным предметам, в результате проведения которых у детей возникает более целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится.
Методика интегрированного обучения имеет цели помочь учащимся:
-научиться познавать;
-научиться делать;
-научиться жить вместе;
-научиться жить в ладу с самим собой.
Интегрированное обучение не подразумевает только взаимосвязь знаний по разным предметам на одном уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов, и форм обучения в пределах одного предмета и даже урока. Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня при использовании большого количества приемов. Возможно проведение серии уроков в рамках целой темы. Могут вести уроки 2-3 педагога. 60-80% урочного времени отводится творчеству учащихся, используются различные способы воздействия на учащегося: мультимедийное сопровождение, видеохудожественный, музыкальный ряд, декламация, чтение, показ исторических документов, материалов школьного краеведческого музея.
Интеграция не отрицает предметной системы, а является путем ее совершенствования. Она не должна заменить обучение классическим предметам, но соединить получаемые знания в единую систему. Определение интегрированного урока не зависит от присутствия на уроке нескольких учителей, или от механического объединения материала учебных дисциплин.
На уроке «Комедия «Ревизор» в контексте эпохи» в 8 классе мы постарались решать конкретные задачи, возможные только благодаря интегрированию: задачи сравнительно-обобщающего изучения материала на основе уже полученных знаний, умения сопоставлять и противопоставлять явления и объекты, выводить учащихся на уровень самостоятельных выводов и суждений, установление связей и закономерностей
История России призвана не только показать прошлое нашего народа, но и помочь нынешнему поколению задуматься над этим прошлым, извлечь из него уроки для блага грядущих поколений. Источники исторических знаний разнообразны и многочисленны. С появлением письменности об истории человечества свидетельствуют письменные источники. Для России это летописи, былины, церковные сочинения и разные литературные произведения.
Художественная литература, как вид искусства, возникает на почве устно-поэтического народного творчества путём осознания роли личности в историческом процессе. Она хранит, накапливает и передаёт от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности. Будучи средством постижения действительности, литература выражает мировоззрение и эстетические идеалы определённых классов, социальных групп, наций, эпох. Перефразируя Марину Цветаеву, литературу можно назвать «очевидцем всех времён истории».
Наука – древо, ранее бывшее единым. История выросла из литературы или литература из истории. Что есть «Илиада» Гомера или древнерусские летописи – исторический источник или литературное произведение? А мемуары? Мемуары А.Ф. Тютчевой «При дворе двух императоров» – это и история глазами очевидца и великолепный литературно-художественный язык и нравственно-философское откровение!!!
На уроке пересекаются две образовательные линии: историческая и литературная. Точкой соприкосновения является изучение источника. Сопоставляя литературное произведение и исторический источник, мы пытаемся выяснить, как эпоха отражается в них, с какой степенью достоверности и почему. Сравнивая текст бессмертной комедии с документами эпохи Николая I, определяем основные задачи и назначение литературного произведения.
Цели урока:
Расширение и систематизация опорных знаний по истории и литературе: изучение источника – общая платформа сближения знаний.
Погружение учеников в эпоху, определение связи явлений и событий с деятелями эпохи и их влиянием на развитие общества, его нравственное состояние.
Творчество учащихся и активная познавательная деятельность.
Задачи урока:
формировать у учащихся представление о связи темы и формы художественного произведения с характером эпохи;
развивать навыки анализа исторического источника и литературного произведения;
отрабатывать различные виды деятельности учащихся на уроке;
способствовать формированию гражданского мировоззрения нравственных идеалов, чувства долга перед Отечеством.
План урока:
Николаевская эпоха и ее деятели.
Изучение исторических источников и сравнение с текстом комедии.
Литературное произведение и его основная задача.
Урок целесообразно проводить, используя два учебных часа. Включение в урок фрагментов из спектакля и инсценировка отдельных сцен комедии учащимися настраивает на творческое отношение к уроку. Использование мультимедийной презентации позволяет оптимизировать учебный процесс, более наглядно увидеть схемы, иллюстрации, портреты, задания.
Завязка урока – демонстрация премьерной афиши комедии «Ревизор». Реакция публики, отзывы прессы, слова императора и самого Гоголя дают возможность начать беседу с ребятами, в которой актуализируются знания по эпохе Николая I.
Несколько учащихся готовили задания опережающего характера – материал о биографии Николая I, после которого делается вывод о том, какие события повлияли на определение курса императора, о жизни Н.В.Гоголя, после чего выполняют задание составить линию времени жизни императора и писателя. Сопоставив две линии времени, ребята делают вывод: «Сатирическое произведение Гоголя – попытка показать все темные стороны России, с которыми он сам столкнулся в жизни».
Основная часть урока – работа с историческими источниками. Ребята работают в группах. У каждой группы свой документ. Они пытаются провести внутреннюю критику источников, определить, какие стороны российской жизни описаны в этих документах, выписывают опорные слова, характеризующие эпоху, и подбирают соответствующие отрывки из комедии.
Следующий этап – погружение в историю. На экране – «Табель о рангах» Петра I, ребята знакомятся с подлинным текстом, вспоминают, какие цели ставил Петр, вводя регламентацию чиновников, и что изменилось в эпоху Николая.
Заключительная часть – театральная. Учащиеся представляют сцены из комедии, они пытаются определить, что главное в жизни этих людей, их нравственный облик и внутренний мир. Высказываются различные точки зрения, в том числе прямо противоположные. Разворачивается интересная дискуссия. Мнения очень неоднозначны, когда учитель ставит вопрос: «Кто же главный герой комедии?» А видел ли Гоголь героя в своем произведении? А были ли в России того времени настоящие граждане, каковы их судьбы? В том числе и самого Гоголя. После этого им просто ответить на вопрос: «В чем же главное назначение литературного произведения?» В таких дискуссиях очень интересно раскрывается внутренний мир сегодняшних подростков, им нравится обсуждать, противоречить и даже эпатировать. Учителю нужно только немного направлять, и вот уже формулируется основной вывод обсуждения – в обществе, где среди власть имущих царит ложь, процветает невежество, взяточничество, где народ бессловесен, забит и унижен – нет будущего.
На таких уроках повышается интерес и активность учащихся, они становятся соучастниками процесса обучения, можно сказать, творцами, создателями урока. Ребята побуждаются к актуализации ранее полученных знаний, учатся использовать разные источники, самостоятельно получать информацию. Им нравится реализовывать свои творческие способности. А самым главным результатом для учителя является то, что выходя из аудитории после проведенного урока, дети , как правило, спрашивают : « А когда у нас еще будет такой урок?».
Литература:
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс. 1996
Дьюи Дж. Школа будущего. – М.: Госиздат. 1926
Л. Хуторской. Деятельность как содержание образования. Журнал Народное образование № 8 - 2003г., с. 107.
Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы.- М.,1986.
Образование: Традиция и инновации в условиях современных перемен: сборник.- М.,1997.
Коменский, А. Я. Избранные сочинения / А. Я. Коменский. – М. Учпедиздат, 1955. – 287 с.