Библиографическое описание:

Губанихина Е. В., Ибраева А. Ю. Изучение родословной детьми дошкольного возраста в контексте социального взаимодействия детского сада с семьёй [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 69-72. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12209/ (дата обращения: 15.12.2017).



В статье рассматриваются возможности установления продуктивного взаимодействия участников образовательного процесса в ходе формирования представлений ребенка дошкольного возраста о семье и роде, раскрывается содержание и особенности организации генеалогической работы с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: семья, генеалогическая работа, родословная, взаимодействие, детский сад, семья, дошкольник.

Требованиями современности определена важность ориентации личности на систему семейных ценностей, традиций, приоритет семьи и детей. На основании этого можно заключить, что познавать историю собственной семьи необходимо, именно она помогает воспитать уважение к старшим и гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать продолжателями лучших традиций и семейных ценностей. Отмечается это и Федерального государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), где в качестве основной цели образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» выделяется позитивная социализация детей на основе приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, государства и общества. Согласно положениям ФГОС ДО в настоящее время важно уделять особое внимание формированию у дошкольников основ личностной культуры будущего семьянина и гражданина. Это объясняется тем, что сложившаяся в дошкольный период картина мира определяет отчасти все дальнейшее развитие ребенка. Стандарт провозглашает, что в дошкольном возрасте важно формировать представления воспитанников о своей семье, ее традициях и устоях, чувства принадлежности к семье, гордости за достижения и успехи своих родных, уважение к своим родственникам и предкам [5].

Пути решения поставленных задач конкретизированы в современных программах дошкольного образования, разработанных в соответствии с ФГОС ДО. В программных документах уделяется внимание расширению и углублению представлений ребенка о себе в настоящем, прошлом и будущем, знаний о семье и истории семьи. Обращается внимание и на формирование умений по созданию простейшего генеалогического древа с опорой на историю семьи. [4].

К сожалению сегодня практически утрачен опыт изучения родословной, который позволял передавать семейные ценности и традиции, устанавливать связь между различными поколениями рода. Современные дети зачастую не владеют полной информацией даже о самых близких людях – родителях, бабушках и дедушках. Общение между представителями рода минимально и резко ограничено и это касается как дальних, так и близких родственников. Возрастание же заинтересованности в изучении родословной семьи закономерно ведет к тому, что общение между родственниками становится более частым, конструктивным и привлекательным для них самих. Постепенно расширяется интерес к изучению семейной истории, укрепляются духовные ценности, повышается культурный уровень семьи.

Организацию генеалогической работы рассматривают как одно из наиболее важных направлений коллективной проектной деятельности, направленной на изучение истории рода и семьи. Эта деятельность в некотором роде связана с наукой генеалогией, основное назначение которой заключается в изучении и составлении родословных, выяснении происхождения отдельных родов, семей и лиц, выявлении их родственных связей в соответствии с установленными биографическими фактами и данными о деятельности, социальном статусе и собственности.

В своем первостепенном значении данная наука сложна для детей дошкольного возраста, но отдельные ее направления могут помочь ребенку осознать свою родовую принадлежность, расширить знания о представителях своего рода и семьи, ощутить принадлежность к определенному роду.

С точки зрения Е.К. Ривиной, понятие «родословная» можно определить как перечень поколений людей одного рода, в котом обозначены особенности происхождения и степень родства, указаны какие-то особенности каждого из членов рода. Есть два разных способа составления родословной - по восходящей и нисходящей линиям. В первом случае она строится от конкретного лица (ребенка) к его предкам, во втором случае – начинается с предков (о которых есть какие-то данные, сведения, записи). Родословные могут быть мужскими, женскими, смешанными. Составление родословной с дошкольниками целесообразно начинать со смешанной (включающей родственников по мужской и женской линии) восходящей родословной. Это более понятно и доступно детям в силу их психологических особенностей. Родословную можно изобразить в виде дерева. Тот, от кого строится родословная, будет располагаться на его стволе, а его родственники – на ветвях. Однако такое оформление совсем не обязательно – можно использовать таблицы, схемы, рисунки. Дошкольникам более близки родословные с фотографиями, содержащие не более двух-трех поколений родственников [7].

Генеалогическая работа с дошкольниками позволяет решать целый комплекс задач, основные из которых представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Задачи генеалогической работы

Особую важность эта работа приобретает в контексте взаимодействия детского сада с семьями воспитанников [1]. Изучение родословной и выстраивание генеалогического древа предполагает тесный контакт педагога с родителями, так как ребенок дошкольного возраста самостоятельно получить необходимую информацию и систематизировать её не может. Это позволяет обеспечить полноценное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. При этом ведущая роль отводится педагогу – он координирует и направляет реализацию генеалогической работы, оказывает поддержку родителям [3].

Составление родословной – это такой вид деятельности, который способен увлечь не только детей, но и захватить всех членов их семьи. Родители и другие родственники активно включаются в такую работу, подбирают материалы, сопоставляют факты, вспоминают истории своего взросления, изучают и систематизируют имеющие документы, семейный архив, фотографии и т.д. Общее дело позволяет сблизить членов семьи, дает возможность посмотреть друг на друга под иным углом зрения. Дошкольники открывают для себя какие-то моменты из жизни своих мам, пап, бабушек и дедушек, других членов рода. Они начинают гордиться родными и с удовольствием рассказывают о том, что удалось узнать.

Т.В. Прохорова отмечает, что очень важно, чтобы дошкольники осознали, что все семьи разные, что каждая из них уникальна и замечательна. Объяснить это можно, применяя разнообразные наглядные пособия: репродукции произведений живописи и графики, относящиеся к жанру семейного портрета, модель кукольной семьи, плоскостные изображения для магнитной доски. После того как педагог показал разные варианты состава семьи, у дошкольников обычно и появляется потребность рассказать о собственной семье, отобразить ее генеалогию. Это может стать мотивом к организации проектной работы с дошкольниками и их семьями [6].

Изучение родословной начинается с получения и систематизации знаний о своей семье. Результатом этой работы может быть оформление семейных альбомов «Наша семья», «Наша родословная», в которых представлена подборка фотографий ближайших и дальних родственников, принадлежащих разным поколениям. Можно организовать выставки фотографий и семейных реликвий и т.д. Параллельно с составлением генеалогического древа можно также создать герб семьи.

Технология построения древа семьи предполагает поэтапный сбор информации от самого ребенка к более ранним поколениям. Для этого используются различного рода источники получения информации: семейный архив, документы, письма, дневники, фотографии и подписи на них, газетные и интернет-статьи. Ключевое значение для составления родословной, прежде всего, представляют даты, имена, родственные связи. Информацию можно получить и из официальных источников: свидетельство о рождении (время и место рождения, имена, отчества и фамилии родителей и других родственников); свидетельство о браке (время и место заключения брака, девичья фамилия матери, дата рождения); свидетельство о смерти (время, место, причина); паспорт (место жительства, сведения о супруге, детях); трудовая книжка (место работы, занимаемые должности, образование). Дополнительную информацию можно получить в свидетельствах, аттестатах, грамотах, дипломах, орденских книжках и т.д. Перечисленных документов будет достаточно для получения информации о 4-5 поколениях.

Самым надежным и ценным источником получения информации являются родственники ребенка. В процессе общения с ними, из воспоминаний можно узнать много примечательных фактов из жизни конкретных родственников, отдельных поколений, о семейных ценностях и традициях, преемственности поколений, семейных легендах и преданиях.

Непосредственно построение генеалогического древа может происходить по-разному. Например, с использованием фотографий представителей рода, которые располагаются на нарисованном самим ребенком дереве. Для облегчения понимания родственной принадлежности они располагаются следующим образом – вверху сам ребенок (листочек), от него отходят ветви (родители), ствол дерева – родители родителей (бабушки, дедушки), а корни (прабабушки, прадедушки). Такое дерево не перегружено родственными связями, оно доступно пониманию ребенка. Он, как правило, не знаком лично только с представителями четвертного поколения, информацию о котором получает от родителей и бабушек с дедушками.

Иногда дети, сами предлагают родителям вариант оформления древа семьи – это может быть виноградная гроздь, где все родственники находятся рядом; зайчик в лапах у которого воздушные шарики, расположенные на разной высоте; корзина с фруктами; цветы на поляне; облака в небе; солнышко с лучиками и другие. Такого рода творческие проявления ребенка делают процесс выполнения проекта более живым и интересным, при условии, что достигается основная цель – получение максимальной информации о семейных и родственных связях.

Важным компонентом работы в данном направлении являются публичные защиты родословных семьи и их семейного герба, когда родители вместе с ребенком имеют возможность представить отдельные наиболее интересные ценности, документа, письма, реликвии, фотографии. Это усиливает ценность проделанной работы и позволяет формировать у ребенка чувство гордости за своих родственников, осознать сою родовую принадлежность [2].

С целью поддержания интереса к родословной семьи детям предлагаются тематические задания типа: «Родители моих родителей», «Профессии моих родственников», «Наши семейные имена» и др. Можно предложить родителям вместе с детьми изготовить «семейную газету», в которой будут представлены самые значимые события из жизни семьи, герб и девиз, история происхождения фамилии.

В результате совместной работы детского сада с семьей, у ребенка формируется собственный «образ семьи», который представляет собой отражение знаний о семье в сознании дошкольника, своеобразное семейное самосознание, одной из важнейших функций которого является регуляция поведения семьи на основе согласования позиций отдельных ее членов [8].

Совместные усилия педагогов и родителей позволяют постепенно подвести ребенка к элементарному осознанию роли семьи в жизни человека и прежде всего, его самого, сформировать первые представления о системе семейных и родственных отношений, помочь понять своё место в этой системе, сформировать понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к своим близким, научить любить свою семью.

Литература:

  1. Губанихина Е.В. Новая модель взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи/ Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – С.43..
  2. Губанихина Е.В. Семейная педагогика: учебное пособие / Е.В. Губанихина. – Арзамас: АГПИ, 2012. – 154 с.
  3. Губанихина Е.В., Игнатьева О.А. Родительский клуб как форма поддержки образовательных инициатив семьи. / Детский сад: теория и практика. – 2016. - №6 (68). – С.80-85.
  4. Демидова Н. И. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования «образа семьи» у старших дошкольников / Н.И. Демидова // Детский сад от А до Я. – 2004. - №4.- С. 79 – 83.
  5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) URL: www.consultant.ru
  6. Прохорова Т.В. Освоение ребенком дошкольного возраста семейных традиций через изучение родословной семьи // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2013. - № 2.
  7. Ривина Е. Родословная в детском саду. История и образ семьи //Дошкольное воспитание. - 2007. - № 12. - С. 37-42.
  8. Сергеева Р.Н., Головенко В.Э., Гильманова Л.В. Пути формирования образа семьи у старших дошкольников // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч.конф. (г. Самара, август 2015 г.). - Самара: Асгард, 2015. – URL http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/202/8610/
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного возраста, родословной семьи, генеалогического древа, генеалогической работы, Изучение родословной, детского сада, древа семьи, детьми дошкольного возраста, изучении родословной семьи, Составление родословной, родословной семьи детям, взаимодействия детского сада, изучение родословной семьи, Губанихина Е.В, составления родословной, родословной детьми дошкольного, ребенка дошкольного возраста, построения древа семьи, оформления древа семьи, историю собственной семьи.

Ключевые слова

взаимодействие, семья, дошкольник, детский сад, генеалогическая работа, родословная

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос