Пути формирования образа семьи у старших дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Сергеева Р. Н., Головенко В. Э., Гильманова Л. В. Пути формирования образа семьи у старших дошкольников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 56-59. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8610/ (дата обращения: 15.12.2018).

Семья для каждого человека в отдельности и общества в целом имеет огромное значение. Л. В. Коломийченко пишет, что семья — это сложная система отношений, объединяющая не только супругов, но и их детей и других родственников [1, с. 128]. В словаре С. И. Ожегова это, же понятие трактуется, как группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители с детьми); единство объединение людей, сплоченных общими интересами [3, с. 631].

По определению отечественного социолога А. Г. Харчева [6, с. 21] семья — это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Члены семьи связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

Т. А. Куликова считает, что семья — это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой, обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [2, с. 232].

Здоровая полноценная семья немыслима без материнства и отцовства. В наши дни эти понятия занимают незначительное место в иерархии ценностей молодого поколения. Формирование образа семьи рассматривалось в трудах многих педагогов (A. B. Мудрик, P. C. Буре, Е. П. Арнаутова, Л. Ф. Обухова, Л. В. Коломийченко, Н И Демидова).

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования говорится, что необходимо формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых [5, с. 4]. Это так же является одним из целевых ориентиров, отраженным в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой [4, с. 147]. Что подчеркивает необходимость формирования образа семьи начиная с дошкольного возраста.

Л. В. Коломийченко, в свою очередь, выделяет принципы построения образовательного процесса по семейному воспитанию дошкольников:

-                   гарантированность, обеспечиваемая государством;

-                   гуманистическая направленность, предполагающая уважение к личности ребенка и развитие его индивидуальности;

-                   системность, целостность в развитии ребенка в процессе дошкольного воспитания;

-                   учет индивидуальных возможностей;

-                   обратная связь посредством оценки эффективности образовательного процесса;

-                   сотрудничество с семьей.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Основная функция семьи, как следует из определения А. Г. Харчева — репродуктивная, т. е. биологическое воспроизводство населения — в общественном плане и удовлетворение потребности в детях — в личном плане. Наряду с ней семья реализует ряд других важных социальных функций, рисунок 1.

Рис. 1 Функции семьи А. Г. Харчев

 

-        воспитательная функция заключатся в передачи накопленного опыта подрастающему поколению;

-        хозяйственно-бытовая функция, т. е. удовлетворение хозяйственных потребностей (покупка продуктов и приготовление пищи, уход за детьми и престарелыми родственниками, содержание одежды в порядке, уборка и ремонт жилища и др.);

-        экономическая функция определена степенью материального достатка в семье;

-        досуговая функция, т. е. проведение свободного времени с учетом интересов семьи;

-        сфера первичного социального контроля, т. е. проявление ответственности за поведение всех членов семьи;

-        функция духовного общения, т. е. обогащение каждого члена семьи духовными ценностями;

-        социально-статусная, т. е. предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;

-        эмоциональная функция, т. е.получение от членов семьи психологической защиты, эмоциональной поддержки.

Основываясь на данных функциях необходимо выстраивать работу с дошкольниками по формированию образа семьи. Ведущие специалисты в области ознакомления дошкольников с окружающим миром С. А. Козлова, Э. К. Суслова и др. подчеркивают необходимость воспитания с самого раннего детства любви к родному дому и своей семье.

Согласно программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой предполагается формировать у детей интерес к своей семье, ее истории, родословной. Этапы работы в этом направлении можно представить в виде следующей схемы, рисунок 2.

Рис. 2. Этапы формирования у дошкольников образа семьи

 

Среди детей старшего дошкольного возраста МАДОУ № 99 «Дулкын» города Набережные Челны провели опрос, с целью выяснения сформированности знаний об образе семьи. Дошкольникам задавались следующие вопросы:

-                   «Что означает слово семья?»

-                   «Кто такие родственники? Дальние? Ближайшие?»

-                   «Что такое родословная?»

-                   «Что такое генеалогическое дерево?».

Ответы детей показали, что — смысловое значение слова «семья» многим детям непонятно, как правило, дети лишь ограничиваются перечислением членов семьи. Наибольшую трудность у детей старшего дошкольного возраста вызвало объяснение значения слова «родственники», «родословная». В большинстве случаев детей сказали, что слова знают, но не могут объяснить, что они обозначают. А так же детям было не знакомо понятие «генеалогическое дерево».

Для формирования образа семьи у старших дошкольников была положена концепция «Семейные ценности в воспитании детей от 3-х лет» Л. В. Коломийченко. Работа с дошкольниками включала в себя, несколько разделов, в каждом разделе ставились свои конкретные задачи, таблица 1.

Таблица 1

Формирование образа семьи старших дошкольников

Раздел

Задачи

Знания о семье

-                   изучение состава семьи (всех родственников);

-                   выделение многоролевого поведения каждого члена семьи (мужчина — папа, дедушка, сын, брат; женщина — мама, бабушка, дочь, сестра);

-                   определение взаимоотношений детей в семье: играют, помогают взрослым, дружат, поддерживают друг друга, заботятся друг о друге;

-                   выделение типов семей: многодетная, однодетная, полная, неполная;

-                   моя будущая семья: счастливая, дружная, любящая, здоровая;

-                   знакомство со знаменитыми семьями России.

Знания о самом себе

-                   знание имени, фамилии, отчества, возраст;

-                   любимые игры в «Семью» и роли в них (папа/мама, сын/дочь, старший(ая) или младший(ая) брат/сестра, дядя/тетя);

-                   будущие семейные роли — папа/мам, дядя/тетя.

Знания о папе и маме

-                   мама и папа — члены семьи;

-                   мама — заботливая, любящая, нежная, добрая, ласковая, трудолюбивая, милосердная, честная, честная, вежливая, ответственная, альтруистичная, уделяющая детям много времени;

-                   папа — сильный, мужественный, трудолюбивый, уверенный, заботливый, честный, серьезный, успешный, обеспечивает материальное благополучие семьи, властный, строгий, независимый, уважающий, любящий, добрый, счастливый, справедливый;

-                   идеальный родитель: уверенный в себе, может быть хорошим организатором, ничего не боится, может постоять за семью, расположен к сотрудничеству с детьми и способен устанавливать с ними партнерские отношения, ориентирован больше на детей, чем на себя, гибкий в решение проблем.

Об особенностях мамы и папы, девочки и мальчика

-                   мама — женщина, папа — мужчина, ребенок — мальчик или девочка;

-                   различия по внешнему виду;

-                   различия по видам деятельности (мужчины как отца, женщины как матери): спорт, труд, отдых;

-                   качества мужчин и женщин.

 

Работа по формированию образа семьи дошкольников была бы не эффективной без участия родителей. В дошкольном учреждении активно велась проектная деятельность на тему: «Моя семья». Родители и дети представляли особенности своей семьи, традиции, хобби, увлечения, демонстрировали семейный герб. Была организована выставка рисунков детей на тему: «Что я понимаю под словом семья», данные работы сопровождались эссе родителей. Проведенные мероприятия получили множество положительных эмоций, как со стороны детей и родителей, так и со стороны педагогического коллектива.

Таким образом, формирование понятия образа семьи у детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как именно в этом возрасте закладываются основы личности, его гендерной принадлежности и основы семейных ценностей. Дошкольный возраст сопровождается расширением представлений детей о себе, как о части общества, что способствует формированию активной жизненной позиции.

 

Литература:

 

1.                  Коломийченко, Л. В. Семейные ценности в воспитании детей 3–7 лет / Л. В. Коломийченко Л. В., О. А. Воронова. — М.: ТЦ Сфера, 2013, — 128 с.

2.                  Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 232 с.

3.                  Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. Докт. Филолог. Наук, проф. Н. Ю. Швецовой. — 14-е изд., стереотип. — М.: Рус. Яз., 1983. — 816 с.

4.                  От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. — 368 с.

5.                  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Дошкольное воспитание. — 2014. № 2. С. 4–18

6.                  Харчев, А. Л. Современная семья и ее проблемы / А. Л. Харчев, М. С. Мацковский. М., 1997.

Основные термины (генерируются автоматически): член семьи, семья, ребенок, пап, дошкольный возраст, формирование образа семьи, образовательный процесс, образ семьи, старший дошкольный возраст, взаимная моральная ответственность.

Похожие статьи

К вопросу о практической составляющей формирования образа...

член семьи, семья, ребенок, пап, дошкольный возраст, формирование образа семьи, образовательный процесс, образ семьи, старший дошкольный возраст, взаимная моральная ответственность.

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования...

член семьи, семья, ребенок, пап, дошкольный возраст, формирование образа семьи, образовательный процесс, образ семьи, старший дошкольный возраст, взаимная моральная ответственность.

член семьи, семья, ребенок, пап, дошкольный возраст...

Пути формирования образа семьи у старших дошкольников. член семьи, семья, ребенок, пап, дошкольный возраст, формирование образа семьи, образовательный процесс, образ семьи, старший дошкольный возраст, взаимная моральная ответственность.

Образ будущего ребенка у детей младшего дошкольного...

член семьи, семья, ребенок, пап, дошкольный возраст, формирование образа семьи, образовательный процесс, образ семьи, старший дошкольный возраст, взаимная моральная ответственность.

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи...

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи в полоролевом воспитании старшего дошкольника.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном... детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс...

Особенности воспитания в семье детей дошкольного возраста

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический

Роль отца в семье и в воспитании детей (из опыта совместного...) воспитание детей, роль отца, отец, семья, ребенок, пап, детский сад...

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей, группа. Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях... Все больше родителей перекладывают ответственность за воспитание...

Работа в дошкольной образовательной организации по...

Принципами дошкольного образования являются: − сотрудничество дошкольной организации с семьей

Семья — это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама...

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность. Взаимодействие семьи и образовательной организации как...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

К вопросу о практической составляющей формирования образа...

член семьи, семья, ребенок, пап, дошкольный возраст, формирование образа семьи, образовательный процесс, образ семьи, старший дошкольный возраст, взаимная моральная ответственность.

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования...

член семьи, семья, ребенок, пап, дошкольный возраст, формирование образа семьи, образовательный процесс, образ семьи, старший дошкольный возраст, взаимная моральная ответственность.

член семьи, семья, ребенок, пап, дошкольный возраст...

Пути формирования образа семьи у старших дошкольников. член семьи, семья, ребенок, пап, дошкольный возраст, формирование образа семьи, образовательный процесс, образ семьи, старший дошкольный возраст, взаимная моральная ответственность.

Образ будущего ребенка у детей младшего дошкольного...

член семьи, семья, ребенок, пап, дошкольный возраст, формирование образа семьи, образовательный процесс, образ семьи, старший дошкольный возраст, взаимная моральная ответственность.

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи...

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи в полоролевом воспитании старшего дошкольника.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном... детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс...

Особенности воспитания в семье детей дошкольного возраста

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический

Роль отца в семье и в воспитании детей (из опыта совместного...) воспитание детей, роль отца, отец, семья, ребенок, пап, детский сад...

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей, группа. Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях... Все больше родителей перекладывают ответственность за воспитание...

Работа в дошкольной образовательной организации по...

Принципами дошкольного образования являются: − сотрудничество дошкольной организации с семьей

Семья — это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама...

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность. Взаимодействие семьи и образовательной организации как...

Задать вопрос