Библиографическое описание:

Красильников Ю. Ю., Домащенко О. И., Слезкова Т. И., Щукина Е. И. Использование здоровьесберегающих технологий в процессе адаптации пятиклассников [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 95-97. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12026/ (дата обращения: 12.12.2017).



Не секрет, что показателем уровня развития общества является не финансовая и экономическое благополучие, а динамика образовательного движения. Ключевым аспектом образования является идея развития личности ребенка. Эффективность решения образовательных задач, стоящих перед современной школой, определяется качеством образовательных услуг и преследует наивысшую цель — создание условий для воспитания и развития личности. Но нет никакого смысла в образовании, если наносится вред здоровью, если ребенок лишается самого значимого в жизни. Неслучайно сегодня в обществе говорят о здоровьесберегающей образовательной технологии. Это обусловлено негативным влиянием традиционных подходов и форм организации учебной деятельности.

Возникает особый вопрос о непосредственном влиянии здоровьесберегающих технологий в процессе адаптации пятиклассников. Необходимо помнить, что своевременная адаптация учащихся к быстро меняющимся условиям учебной деятельности и повышенному объему, а также интенсивности психологических нагрузок в процессе учебного труда помогает сберечь здоровье.

Адаптация — один из сложных этапов в жизни каждого человека, от которой зависит дальнейшее его личностное развитие Переход из начальной школы в среднюю является кризисным этапом в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-ом классе происходит резкое изменение условий обучения.

В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, ухудшиться память, иногда нарушается сон, аппетит. Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы. Не составляет исключения и переход из начальной школы в основную. Изменившиеся условия обучения предъявляют высокие требования и к интеллектуальному и личностному развитию. Однако не стоит забывать и о кризисе переходного возраста. В этот период происходят изменения в психике ребенка. Переход в 5 класс, стимулирует процесс формирования отношения к учению, но далеко не все дети оказываются готовыми к нему.

Каждый переходный период характеризуется изменениями во внутренней позиции жизнедеятельности школьника, которые вызывают сильные эмоциональные переживания (как положительные, так и отрицательные), дискомфорт.

Данный период отличается выходом ребенка на новую социальную позицию, в которой формируется отношение к себе как члену общества. Резко возрастает количество негативных самооценок, появляется потребность в необходимости положительной оценке себя в целом, вне зависимости от конкретных результатов. Однако в этом возрасте эта потребность выражена сильнее. Недовольство собой, отношениями с другими, критичность в оценке результатов учебы — все это может стать стимулом к развитию самовоспитания, а может негативно отразиться на самоуважении, стать препятствием на пути формирования личности. Большинство проблем, трудностей вызывается недостатками в обучении школьников и нарушениями характера их общения со значимыми людьми.

Одной из наиболее часто встречающихся проблем при переходе из начальной школы в среднюю является адаптация детей к новым учителям (сопровождаются конфликтами и недовольством учителей и учеников друг другом). Иногда появляются конфликтные ситуации у классного руководителя с родителями. Причины школьной дезадаптации могут скрываться как в семье, так и в школе. Возникшая школьная дезадаптация не исчезает с возрастом, а превращается в комплексы.

Подводя итог, можно охарактеризовать переходный период с двух сторон: негативные и положительные проявления.

Положительные проявления:

  1. Изменяется психика ребенка (развитие теоретического мышления)
  2. Овладение самостоятельными формами работы
  3. Выработка собственных взглядов и мнения
  4. Изменяется социальное окружение и деятельность
  5. Разнообразные отношения с детьми и одноклассниками
  6. Расширение сфер деятельности
  7. Формирование себя как члена общества

Негативные проявления:

  1. Предъявляются высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, без учета возрастных особенностей
  2. Дисгармоничность в строении личности
  3. Снижение интересов к учебе, процессу обучения
  4. Конфликтные ситуации с учителями, родителями, одноклассниками
  5. Нарушение дисциплины
  6. Не желание выполнять учебные задания

Для обеспечения успешной адаптации школьников при переходе из начальной школы в основную школу грамотно построенное психолого-педагогическое сопровождение класса, позволит добиться динамики развития класса — как коллектива, формирования класса — как команды.

Необходимо провести:

работу с родителями (проведение родительских собраний по ознакомлению с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации;

работу с учителями (разработать программы адаптационного периода с учетом индивидуальных особенностей детей, обеспечение условий для проведения адаптационного периода — создание атмосферы доброжелательности;

работу с детьми: 5 класс (разработка собственных правил — интеллектуальных, творческих, трудовых и их применение; сплочение коллектива.)

Внедрение своевременной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся определяет и дальнейшее обеспечение сохранения здоровья ребенка. Использование в процессе адаптации здоровьесберегающих и здоровьеобразующих технологий позволяет реализовать потенциал учащегося, расположить разнообразные нагрузочные элементы для труда, отдыха, спортивных и оздоровительных мероприятий в оптимальном соотношении.

Личностно-ориентированный подход к учебной деятельности, нацеленный на обеспечение комфортности ребенка, использование здоровьесберегающих технологий снижает риск дезадаптации.

Литература:

  1. Александровская Э. М. Социально-психологические критерии адаптации в школе // Школа и психологическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. М., 1988
  2. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М.:Просвещение,1991
  3. Битянова М. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство,1998
  4. Бондаренко А. Из четвертого в пятый: как начальная школа готовится к средней? Журнал «Начальная школа»,2004, № 8,с.21
  5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997
  6. Давыдов В. В. Психологическое развитие младших школьников.М.,2005
  7. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М.,1984
  8. Сорокина В. В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. Диагностика и пути преодоления. М., Генезис, 2005
  9. Шибаева Л. В. Программы психологической реабилитации школьников. М.: Роспедагентство, 1996, с. 163
Основные термины (генерируются автоматически): начальной школы, процессе адаптации, процессе адаптации пятиклассников, учебной деятельности, переходный период, адаптационного периода, развития личности ребенка, успешной адаптации школьников, адаптационный период дети, условиям учебной деятельности, психологической реабилитации школьников, Социально-психологические критерии адаптации, учения младших школьников, обеспечение комфортности ребенка, спецификой новой учебной, процессе учебного труда, пути формирования личности, проведения адаптационного периода, организации учебной деятельности, Ключевым аспектом образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос