Коррекция речевых нарушений у детей в процессе познавательно-двигательной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 12.03.2017

Статья просмотрена: 1395 раз

Библиографическое описание:

Труфанова, Н. А. Коррекция речевых нарушений у детей в процессе познавательно-двигательной деятельности / Н. А. Труфанова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 39-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/11909/ (дата обращения: 17.12.2024).



Целью данной статьи показать, как специально организованной познавательно- двигательной активностью детей способствовать более эффективной коррекции нарушений устной речи и профилактике нарушений письма.

Ключевые слова: коррекция речевых нарушений, комплексный подход, единое образовательное пространство, взаимодействие специалистов

Полноценная речь ребёнка влияет на гармоничное развитие его личности и является непременным условием успешного обучения в школе. Освоение грамматически правильной речи даёт возможность детям свободно общаться, рассуждать, задавать вопросы, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

В свою очередь, речевые нарушения отрицательно влияют в той или иной степени на психическое развитие ребёнка. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо устранять не только речевые нарушения, но и вести работу по коррекции всех психических процессов.

Для того чтобы добиться стойкости результатов работы по преодолению и профилактике нарушений речи у детей, должны быть объединены усилия всех участников образовательных отношений. Многолетний опыт работы показывает, что эффективной формой взаимодействия педагогов с семьями воспитанников является организация познавательно — двигательных мероприятий с целью создания оптимальных условий для преодоления речевых нарушений и коррекции эмоциональной сферы детей и, как следствие, их дальнейшей социализации в обществе.

Данная форма взаимодействия позволяет решать четыре блока задач:

Первый блок — создание единого коррекционно-образовательного пространства, которое предполагает:

– Сотрудничество педагогов и родителей, совместное принятие общих целей и задач коррекции речевых нарушений у дошкольников;

– Определение единых требований к ребёнку в ДОУ и дома;

– Согласование путей решения проблем формирования у детей грамотной речи;

– Обобщение и согласование педагогических методов и приёмов на основе изучения воспитательного опыта семьи;

– Ознакомление родителей с коррекционно-логопедическими технологиями и методиками.

Организация познавательно-двигательных мероприятий способствует созданию единой сплочённой команды педагогов, специалистов и родителей, координации их действий.

Второй блок — организация коррекционно-развивающей образовательной среды, которая предусматривает создание комфортной обстановки, стимулирующей речевое развитие воспитанников. С этой целью используются различные пособия для развития мелкой моторики рук (шнуровка «Яблоки на дереве»), фонематического слуха (пособие «Звуковое дерево»), зрительно-моторной координации (коврик «Дорожка следопыта»), уточнения словаря антонимов (большие картонные блоки «Парные кубики»).

Для развития зрительной памяти и самостоятельной игровой деятельности детей используется дидактическая накидка на ширму, служащая перегородкой пространства в группе.

Принцип работы с ней заключается в том, что поставленные логопедом звуки закрепляются воспитателем в течение дня с помощью специально подобранных картинок. Педагог ставит их в прозрачные кармашки и периодически привлекает внимание детей, стимулируя проговаривание закрепляемого звука. Также картинки используются для определения наличия того или иного звука в названии предмета и закрепления обобщающих понятий («фрукты», «овощи», «животные» и так далее).

Для достижения желаемого результата важно учитывать принцип опоры на разные виды анализаторов. Поэтому в ходе мероприятий используются мультимедийные средства обучения, которые позволяют детям выполнять задания, задействовав зрительный и слуховой анализаторы. Также используются для этих целей «Тактильные буквы» с контуром из различных материалов.

Третий блок — воздействие, направленное на речевые и неречевые психические процессы, активизацию познавательной деятельности воспитанников, успешная коррекция речевых нарушений в ходе проведения познавательно-двигательных мероприятий.

Четвёртый блок — развитие речи посредством разных форм и видов движений.

Овладение сложно координированными физическими упражнениями требует концентрации внимания на выполняемых движениях, быстрой и адекватной двигательной реакции на изменение ситуации.

Наибольшие трудности для детей представляет выполнение движений по словесной инструкции. Из-за недостаточного самоконтроля при выполнении задания возникают затруднения в овладении простейшими навыками самообслуживания. Неловкость движений обнаруживается практически во всех видах деятельности. Учитывая это, необходимо организовать работу по развитию грамотной речи посредством различных форм и видов движений.

Одной только пальчиковой гимнастики недостаточно для решения коррекционных задач. Мероприятия, в свою очередь, посредством специально организованной познавательно-двигательной активности воспитанников способствуют более эффективной коррекции нарушений речи, профилактике нарушений письма.

Как правило, после такой плодотворной совместной работы дети показывают хорошие результаты при выполнении заданий речевой направленности (правильно и быстро собрать букву из частей, придумать слова по заданию и т. д.) и двигательных упражнений, демонстрируя быстрые, точные, согласованные действия.

Таким образом, система совместной работы в форме познавательно-двигательных мероприятий наглядно демонстрирует эффективное взаимодействие всех специалистов ДОУ и родителей, обеспечивающее комплексное сопровождение детей с речевыми нарушениями.

Литература:

  1. Кольцова М. М. 1973г. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. Москва.
  2. Филиппова С. О. 2004 г. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. Санкт-Петербург. 94с.
  3. Волкова Г. А. 1985 г. Логопедическая ритмика. Москва.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, блок, вид движений, грамотная речь, мероприятие, нарушение, профилактика нарушений письма.

Похожие статьи

Особенности нейропсихологической коррекции в детском возрасте

Нейропсихологическая коррекция в детской клинике предполагает применение комплекса методик с целью преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей. Данная работа посвящена рассмотрению специфики нейропсихологии детского возр...

Развитие умственных способностей малышей в процессе формирования сенсорной культуры

В опыте работы по данной теме определены цель, задачи и основные направления реализации сенсомоторной деятельности детей раннего возраста, эффективные методы работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

Роль сенсорной интеграции в развитии детей дошкольного возраста

Статья освещает значимость сенсорной интеграции для многоаспектного развития ребенка. Авторы анализируют ее влияние на физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие дошкольников, представляя теоретические основы и практические методы с...

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены особенности развития коммуникативных умений процессе онтогенеза в норме и при расстройствах аутистического спектра, а также перечислены основные этапы и принципы коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей данной...

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии

В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...

Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ

В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Влияние кинезиологии на развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается кинезиология как эффективное средство улучшения функционирования мозга, повышения продуктивности психических процессов.

Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению

В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.

Активизация речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях логопедического сопровождения

В своей статье автор анализирует особенности проявления задержки речевого развития у детей раннего возраста, а также рассматривает этапы работы по активизации речи в условиях логопедического сопровождения.

Похожие статьи

Особенности нейропсихологической коррекции в детском возрасте

Нейропсихологическая коррекция в детской клинике предполагает применение комплекса методик с целью преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей. Данная работа посвящена рассмотрению специфики нейропсихологии детского возр...

Развитие умственных способностей малышей в процессе формирования сенсорной культуры

В опыте работы по данной теме определены цель, задачи и основные направления реализации сенсомоторной деятельности детей раннего возраста, эффективные методы работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

Роль сенсорной интеграции в развитии детей дошкольного возраста

Статья освещает значимость сенсорной интеграции для многоаспектного развития ребенка. Авторы анализируют ее влияние на физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие дошкольников, представляя теоретические основы и практические методы с...

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены особенности развития коммуникативных умений процессе онтогенеза в норме и при расстройствах аутистического спектра, а также перечислены основные этапы и принципы коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей данной...

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии

В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...

Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ

В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Влияние кинезиологии на развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается кинезиология как эффективное средство улучшения функционирования мозга, повышения продуктивности психических процессов.

Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению

В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.

Активизация речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях логопедического сопровождения

В своей статье автор анализирует особенности проявления задержки речевого развития у детей раннего возраста, а также рассматривает этапы работы по активизации речи в условиях логопедического сопровождения.