Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью развития полноценной личности, которая сможет активно включится в социальную жизнь и найти себе достойное место в общественно полезном труде.
Ключевые слова: укрепление здоровья дошкольников, коррекция моторики, методы и приемы двигательной сферы.
Физическое воспитание является одной из важных частей общей системы обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушением речи (ТНР). Оно осуществляется в процессе всей жизнедеятельности ребенка: на занятиях, прогулках, в режимных моментах. Перед физическим воспитанием детей с ТНР стоят те же задачи, что и перед физическим воспитанием здоровых детей. Но так как специфические особенности психомоторного развития таких детей требуют разработки специальных методов и приемов работы, то и задачи физического воспитания составляют единый и неразрывный процесс с коррекционным обучением. Поэтому при правильно организованном физическом воспитании можно не только укрепить здоровье ребенка, но и скорректировать имеющиеся у него нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов, что несомненно, будет способствовать развитию полноценной личности, которая сможет активно включиться в социальную жизнь и найти себе достойное место в общественно-полезном труде [3].
Тяжелые нарушения речи (ТНР) у современных детей является наиболее распространенной патологией. Речевые нарушения напрямую взаимосвязаны не только психофизическим развитием детей, но с нарушениями у них двигательной сферы. Уже в младенчестве у многих современных детей наблюдаются различные задержки и искажения психомоторного развития, бедность двигательной координации. Они с опозданием начинают ползать, садиться или вставать; ползают спиной и бегают на носочках. Часто — пропускают какой-то этап развития (например, этап ползания). Они неловкие, неуклюжи; постоянно спотыкаются и травмируются на ровном месте, не замечая углы и предметы. Достаточно долго не могут овладеть элементарными навыками (держать игрушку, ложку, карандаш, справляться со шнуровками и пуговицами).
Потом начинаются проблемы при освоении велосипеда и подвижных игр; остаются недоступными раскрашивание, рисование, использование ножниц. Внимательные взрослые замечают, что у ребенка неважная память, что он как-то не так воспринимает всё вокруг, напряжён и совершает много ненужных движений. Как правило, при этом «глаза смотрят в одну сторону, руки — в другую, а ноги — в третью». С возрастом всё больше обнаруживается еще одна большая неприятность: различные задержки и искажения речевого развития. Дети говорят плохо, речь их невнятна, крайне ограничен словарный запас; затруднена способность связно выразить свою мысль или описать самую простую сюжетную картину. Это закономерно приводит к торможению интеллектуального развития [8].
По мнению психологов, маленький ребенок — деятель. Деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. С точки зрения физиологии, при движении мозг получает больше кислорода, который питает нервные клетки. Большое количество различных движений повышает деятельность речедвигательного анализатора и создает благоприятную основу для восстановления нарушенной речевой функции.
Многие ученые считают, что именно необходимость стоять на двух ногах и удерживать равновесие сделала когда-то нас людьми, заставив развиваться мозг наших далеких предков. Обработка всей сенсорной информации координируется мозгом с учетом сигналов от вестибулярной и мышечно-суставной систем. Эти системы функционируют нормально только тогда, когда мы много двигаемся. Если мы не пользуемся какими-то суставами и мышцами, рецепторы не посылают сигналы в ствол мозга и возникают «перебои с электричеством». Из-за этого страдают и другие функции, которые, на первый взгляд, не слишком связаны с равновесием, например слух и зрение. Особенности жизни современного человека исключают из использования все большее количество суставов и мышц. И это отражается на эффективности функционирования нервной системы [2].
Специальные исследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них особенностей состояния двигательной сферы. Это может быть недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная неловкость, отставание от темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции.
Речь — это тоже движение, только очень сложное. Вполне логично, что оно строится по тем же принципам, что и все другие движения. Если у ребенка есть серьезные нарушения речи (устной или письменной), то, как правило, выявляются проблемы с другими движениями.
Стихотворение Михалкова про Сашу и его кашу во рту заканчивается вот так:
Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить.
Но ребенок с речевыми нарушениями, как правило, не может «последить» за своей речью. В том-то и проблема!
Так как речь — это очень сложный процесс, то причин нарушения речевого развития может быть несколько. Они могут встречаться изолированно, но чаще это целый комплекс [2].
Речь возникает при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие различные анализаторы: слуховой, кинестетический, двигательный и зрительный. Для того, чтобы осуществить звукопроизношение, дошкольнику необходимо произвести сложный набор артикуляционных движений, при этом дыхание, фонация и артикуляция должны быть взаимосвязаны в своей работе, а речевые движения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями.
Для того, чтобы ребенок понял значение слова, необходимо слияние между собой слуховых, зрительных и осязательных ощущений в единый образ предмета.
Существование взаимосвязи общей и речевой моторики доказано и исследовано в работах многих известных ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Координация движений развивается тогда, когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками. Обучение двигательным навыкам невозможно без участия речи. Четкое, активное исполнение двигательных действий для всего тела совершенствует движения органов, участвующих в артикуляции [5].
Так, крупнейший ученый И. П. Павлов говорил о речи, делая упор на мышечные ощущения, которые передаются от органов речи в кору головного мозга. Формирование звуков связано с совершенствованием деятельности периферического речевого аппарата. У нормально развивающегося ребенка освоение звуковой стороны речи происходит одномоментно с общим физическим развитием [5].
Специалист Л. В. Фомина, проведя обследование в разных образовательных организациях, сделала выводы о прямой взаимозависимости уровня речевого развития и степени развития мелкой моторики пальцев рук.
Невропатолог В. М. Бехтерев отмечал, что двигательная функция руки плотно связана с речевой функцией и очень сильно влияет на нее, способствуя ее совершенствованию.
В невропатологии и дефектологии давно появились исследования, доказавшие тесную связь двигательной функции руки и речевой функции.
Каждый знает, как важно физическое развитие ребенка! Движение — одна из основных физиологических потребностей детского организма, мощный биологический стимулятор всех жизненных функций растущего организма.
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья детей, начиная с самого раннего возраста и, особенно к детям, имеющим различные отклонения в развитии речи.
Способность к членораздельной речи является наиболее значимым и характерным показателем развития личности. Обычно по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом. При этом, чем раньше ребенок овладеет грамотной речью, тем меньше будет проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно будет протекать, тем больше даст положительным эмоций, и тем реже будут возникать трудности. Так как неполноценная речевая деятельность накладывает негативный отпечаток на формирование у детей и сенсорной, и интеллектуальной, и эмоционально-волевой, и двигательной сфер.
Поэтому физкультурно-оздоровительное направление в работе детского сада является одним из приоритетных в деятельности дошкольного учреждения.
Целью физического воспитания детей с нарушениями речи является создание на основе использования потенциальных возможностей физической культуры предпосылок для успешной бытовой, учебной, трудовой, семейной и социальной адаптации к реальным условиям жизни, их полноценной адаптации в обществе нормально развивающихся сверстников.
Учитывая специфику детей с речевой патологией, следует назвать актуальными три типа специальных (коррекционных) задач:
— оздоровительно-профилактические;
— двигательные лечебно-воспитательные;
— двигательные коррекционные.
Развитие речи и двигательной функции взаимообусловлены. Различные формы органических и функциональных нарушений речи часто сопровождаются той или ной патологией в области двигательной сферы. Подробное исследование моторики у детей с речевой патологией позволяет строить дифференцированную работу по коррекции двигательной сферы детей с учетом клинической формы речевой патологии и конкретного уровня нарушения управления движениями. Огромное внимание уделено этому вопросу в работе Г. А. Волковой.
Речевой аппарат состоит из трех отделов: центрального, проводникового и периферического. В свою очередь, в периферической части также выделяют три отдела: дыхательный, голосовой и артикуляционный. Развитием движений артикуляционного аппарата занимается логопед, а вот развитие дыхательного и частично голосового отделов речевого аппарата должно осуществляться на занятиях физкультуры, в процессе физкультминуток и др. [4].
Формирование полноценных двигательных навыков, активная деятельность в процессе конструирования, сюжетной игры, трудовой деятельности, овладение тонко координированными и специализированными движениями рук является необходимым звеном в общей системе коррекционного обучения.
В процессе правильно организованных занятий необходимо устранить некоординированные, скованные, недостаточно ритмические движения.
Обращается специальное внимание на особенности психомоторного развития детей, которые должны учитываться в процессе занятий (дети с речевой патологией, имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сфере на возбудимых с явлениями отвлекаемости, нетерпеливости, неустойчивости и заторможенных с явлениями вялости, адинамичности).
Среди детей с общим недоразвитием речи могут быть дети с дизартрией, имеющие, как правило, остаточные проявления органического поражения центральной нервной системы в виде стертых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости [1].
Настоящее современное общество — мир компьютеризированной техники. Повседневная замена игровых упражнений компьютером снижает развитость не только мелкой, но и крупной моторики. Облегченность нажатием клавиши не способствует полноценному развитию моторики пальцев рук, в свою очередь оказывает влияния на развитие речи.
Коррекционная работа по развитию крупной и мелкой моторики приносят большую пользу ребенку дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: активируется и повышает объем физических сил и возможностей ребенка, тонизирует деятельность всей нервной системы; кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; обогащает опыт ребенка; формируют у него художественный вкус; развивает речь и мышление ребенка; повышает жизненный тонус, делает жизнь более счастливой.
Практика показывает, что хороший результат достигается тогда, когда при отработке каждой лексической темы обеспечивается взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя.
Тесное сотрудничество со специалистами ДОО (учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель) по развитию крупной и мелкой моторики улучшит качество результатов коррекционной работы.
Все виды деятельности по развитию крупной и мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Гармонизация движений крупной и мелкой моторики, органов речи способствует своевременной подготовки руки к письму, формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает напряжение. Дети учатся говорить, общаться, играть.
Мы постоянно говорим о необходимости развития мелкой моторики у дошкольников.
Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Система занятий по развитию мелкой моторики в детском саду учитывает особенности всех видов развития ребёнка. Тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.
Однако не следует забывать о том, что необходимо также развитие крупной моторики (это движения тела, рук и ног). Крупная моторика — это своеобразная основа, на которую по мере взросления накладываются движения мелкой моторики.
Что такое крупная моторика?
— Это движения крупных мышц тела: мускулатуры шеи, рук, ног, туловища. Крупная моторика развивается намного раньше мелкой. Начинается с развития мышц шеи: малыш учится держать и поворачивать голову. Затем он начинает подниматься на локтях, переворачиваться со спины на живот и обратно, садиться, ползать, ходить, наклоняться, приседать, прыгать. Крупная моторика — это и зрительно-моторная координация. Например, умение бросать или ловить мяч, лазать по лесенкам. Неразвитая крупная моторика приводит к тому, что ребёнок тратит слишком много усилий для выполнения простых действий.
При выполнении физических упражнений ребенок обдумывает свои движения. При этом задействуются оба полушария мозга. Скоординированная работа двух полушарий нужна в большинстве школьных заданий. Крупная моторика также, как и мелкая, влияет на развитие памяти и внимания. Плохая артикуляция звуков — следствие не только неразвитой мелкой моторики, но и крупной тоже. Потому что артикуляция — это такой же двигательный навык!
Крупная моторика — это общие движения тела, такие, например, как бег, ходьба, прыжки. Уметь двигаться означает для малыша открывать и познавать мир. Вместе с тем ребенок открывает и познает самого себя, осваивает собственное тело. Маленький ребенок живет всем своим телом, и все чувства, радость и боль он выражает также всем телом. Поэтому любое нарушение крупной моторики означает сокращение возможностей выражения эмоций.
Развивая мелкую и крупную моторику в детском саду, мы стараемся помочь ребенку развивать речь, координацию и зрительное/слуховое внимание ребенка. Это помогает ребенку стать уверенным в себе, более успешным и эмоционально устойчивым.
Природа не терпит пустоты! Речь — наиболее поздняя, молодая психическая функция. Потому она (и все производные от нее процессы) особенно уязвима. Чем беднее, ущербнее речь человека, тем вероятнее, что при малейшей возможности реванш возьмут эволюционно старые модели поведения. Эти конкурирующие взаимоотношения натуральных, архаических (в сущности, первобытных) уровней с новейшими, культуральными описаны во всех классических, философских, психологических, клинических трудах. Вся светская литература, в конечном итоге, также описывает течение и исход этой битвы. Как известно, он далеко не всегда выглядит оптимистично. В растормаживании, «выползании на свет» древних механизмов поведения и состоит главная опасность речевого обкрадывания психического развития [8].
Дошкольный и младший школьный возраст — идеальное время для формирования у детей любви к речи. А все недостатки на этом отрезке развития устраняются максимально быстро и, что наиболее важно, — полноценно. Хорошо сформированная речь позволит ребёнку овладеть всеми возможными премудростями взрослой жизни. Он сможет полноценно общаться, наращивать познавательные компетентности и, что особенно важно, — обогащать свой личностный потенциал. Чем старше ребёнок, тем больше вниманию надо уделять устранению различных речевых «штампов и компенсаций». Потому все заинтересованные взрослые и должны приложить максимум усилий для соответствующих занятий с малышами. А в старших классах — «залатать» имеющиеся прорехи и просто применять на уроках разнообразные игры и упражнения.
Литература:
- Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: «Просвещение» 2011г.
- Ефимов О. И., Ефимова В. Л. Педагогика, изменяющая мозг. Диалоги невролога и логопеда о развитии детей. — «Издательство «ДИЛЯ», 2018.
- Зуева Т. Л. Коррекционно-речевое направление в физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. Учебно-методическое пособие. — М., Центр педагогического образования, 2008. — 112 с.
- Коррекция двигательных и речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) методами физического воспитания: Методическое пособие для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС НОО ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ТНР / М. А. Якубович. — М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2017. — 279 с.
- Мосалёва, Н. В. Интегрированные занятия по речевому и физическому развитию детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс] / Петрушина О. И. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2014.
- Пожиленко, Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей. [Текст] / Е. А. Пожиленко. — Изд-во: Каро, 2006. — 92 с.
- Прописнова Е. П. Интеграция двигательного и речевого развития дошкольников (на основе сюжетно-ролевой логоритмической гимнастики) / Е. П. Прописнова // «Начальная школа плюс до и после».– № 7. 2006..– С.11–13.
- Семенович А. В. Метод замещающего онтогенеза. Сборник нейропсихологических программ. Издательство: Центр детской нейропсихологии «Рост». 2020г.
- Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Практическая подготовка студентов: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / [Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова, В. В. Горелова]; под ред. С. А. Козловой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 271 с.