Концептуальные аспекты в работе с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Формирование основ культуры здоровья и личной безопасности у детей» | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Репина И. А., Кириленко О. В. Концептуальные аспекты в работе с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Формирование основ культуры здоровья и личной безопасности у детей» [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 57-61. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11919/ (дата обращения: 20.06.2018).



Каждый ребёнок — Солнце! Не дай ему погаснуть!

Здоровье — это не всё, но всё без здоровья — ничто!

Сократ

Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.

Артур Шопенгауэр

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения отмечается, что здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия. «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье… Нет! Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми, сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься», — считал известный польский педагог Януш Корчак.

Это высказывание особенно актуально и в наше жёсткое время — время информационных и нано-технологий, экономических, политических, экологических кризисов, техногенных катастроф, природных катаклизмов, локальных войн, разгула терроризма во всём мире.

Здоровье человека, его право на счастливую жизнь — это проблема всех поколений, для всех времен и народов. И в настоящее время она требует безотлагательного решения.

Дети — это будущее России. Их здоровье — наше национальное достояние. Согласно современным представлениям, целью образования в соответствии с ФГОС ДО, является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.

Тем острее перед нами, педагогами, стоит одна из главных задач — создание необходимых условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья детей с раннего возраста.

В нашем саду созданы все необходимые условия для целостной системы двигательной активности, для гармоничного и физического развития детей:

1. Оборудованные спортивные площадки (волейбольная, баскетбольная, для спортивных состязаний), оазисы здоровья на территории детского сада и на каждом групповом участке. В нашем ДОУ имеются два музыкально-спортивных зала, оборудованных тренажерами, оснащенных современным, полифункциональным, ярким, стандартным и нестандартным оборудованием, необходимым для проведения физкультурных занятий, спортивных праздников и развлечений, организации кружковой работы.

При активном участии врача–педиатра, медсестры, физрука, администрации, зам. по хозяйственной части, педагога–психолога, учителя-логопеда, зам. зав. по УВР, нашим коллективом составлен режим двигательной активности для каждой возрастной группы, разработана система закаливания с учётом сезона, возраста детей, их индивидуальных особенностей; откорректирована система рационального, сбалансированного, витаминизированного, здорового питания; разработан план медико-просветительских профилактических мероприятий, как с родителями, педагогами, так и с детьми.

2. В группах оборудованы уголки двигательной активности, которые оснащены, в соответствии с возрастом, традиционным и нетрадиционным физкультурным оборудованием.

В различных видах деятельности педагоги нашего ДОУ активно используют упражнения, игры, массаж стоп, точечный самомассаж, дыхательную и зрительную гимнастики, оздоровительный бег, которые направлены на укрепление здоровья детей. Дозировка, темп подбирается в зависимости от настроения детей и их индивидуальных особенностей. Широко используются разные виды коррекционных терапий: арт-, изо-, муз-, сказко- и песочная терапия. Синкретизм способов коммуникативного общения (сочетание слова, музыки, движения) позволяет разнообразить педагогический процесс, эффективно решать задачи, направленные на оздоровление детей:

– Комплексная медико-социальная, психолого-педагогическая диагностика развития детей с раннего возраста, выявление психофизических, интеллектуальных, речевых особенностей.

– Лечебно-оздоровительная работа с детьми.

– Профилактика физических, интеллектуальных, эмоционально — личностных перегрузок у детей.

– Выявление потенциальных возможностей развития.

– Определение характера, форм, продолжительности эффективности коррекционно-развивающей помощи в рамках возможностей ДОУ.

– Коррекционно-методическая работа с педагогами по организации и разработке групповых и индивидуальных программ образования и развития ребёнка.

– Консультативная помощь педагогам, родителям по вопросам оздоровления, развития и социальной адаптации детей.

– Взаимодействие с курирующими организациями ИРОКК, ТСПК, социальными партнёрами (спортивно-оздоровительные, культурно-досуговые учреждения, общественные организации — ГАИ, МЧС и др.) в целях обогащения социального опыта, культуры общения, приобщения к здоровому образу жизни, повышения осведомлённости у родителей о причинах возникновения проблем в здоровье, развитии, обучении и поведении детей, формирование умений оказывать медико-социальную, психолого-педагогическую помощь (в рамках компетенции).

– Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное состояние здоровья и развития ребенка.

В соответствии с планом оздоровительной работы в ДОУ, творческом сотрудничестве со специалистами, нами разработана серия интегрированных занятий, праздников и развлечений, цикл бесед на тему: «Здоровье — наше богатство».Вних широко используются: дидактические и подвижные игры, различные виды гимнастик, тренинги, релаксации, минутки шалости. А музыкально–ритмические, художественно–эстетические, артистические выразительные средства, авторские видеопрезентации, любимые детьми видеоуроки из серии «Аркадий Паровозов спешит на помощь», в сочетании с необходимыми условиями и оснащением, что, несомненно, позволяет сделать этот процесс увлекательным и доступным, помогает сформировать у детей осмысленное отношение к собственному здоровью и личной безопасности, как к важной жизненной ценности.

Считаем, что приобретение и закрепление детьми в процессе образовательной деятельности необходимых знаний, умений и навыков о ЗОЖ, знакомство с правилами поведения в экстремальных, чрезвычайных жизненных ситуациях, станет основополагающей Основой Культуры подрастающего поколения и будет способствовать духовному и физическому оздоровлению нации. «Высшее благо достигается на основе полного физического и умственного здоровья» (Цицерон). А Детство — это такой период, когда закладываются потенциальные возможности и индивидуальные особенности взрослого человека, в том числе важнейшие показатели его здоровья (высокий уровень физической работоспособности, адаптация к условиям, меняющейся окружающей среды, устойчивость к заболеваниям, противостояние зависимостям, вредным привычкам и неблагоприятным, опасным факторам в жизни социума). Поэтому приоритетные направления в нашей работе предполагают:

– Построение образовательного пространства на основе здоровьесберегающего подхода;

– Формирование осознанной потребности и навыков ведения здорового образа жизни, как основы воспитания Культуры здоровья;

– Совершенствование физического развития и образования детей;

– Обучение участников образовательного процесса разнообразным методикам самодиагностики;

– Мотивация педколлектива на овладение и применение здоровьесберегающих технологий в своей работе и личной жизни; актуализация знаний педагогов в сфере охраны, укрепления и безопасности жизни детей.

Известный академик Н. М. Амосов писал: «Разумное сочетание, необходимое для сохранения и укрепления здоровья: правильный гигиенический режим, физические нагрузки, закаливание, рациональное питание, активный, безопасный отдых — это необходимо для всех людей без исключения».

Считаем, что использование здоровьесберегающих, инновационных технологий (обучение здоровому образу жизни, сохранение и стимулирование здоровья, коррекционная, профилактическая, просветительская деятельность) — самый эффективный и замечательный инструментарий в руках педагога в процессе реализации поставленных задач в его профессиональной деятельности.

Воспитание валеологической культуры, гендерных представлений, расширение знаний об анатомическом строении тела, особенностях функционирования человеческого организма, помогает формировать у дошкольников осознанное, ответственное отношение к своему здоровью и жизни, так и к здоровью, жизни окружающих. По опыту знаем, что только здоровый ребенок активно включается во все виды деятельности: он жизнерадостен, открыт для общения со сверстниками и педагогами.

Творческий союз — Педагог— Ребёнок— Родители, осознание важности и единства целей, взаимная поддержка и доверие, несомненно, способствуют эффективной работе педагогического коллектива!

Системность дошкольного образования, возможность поэтапной реализации поставленных задач с учетом возрастных, психологических особенностей, позволяет использовать потенциальные возможности нашего детского сада в процессе формирования Основ Культуры Здоровья у детей дошкольного возраста, а также положительной мотивации у детей и взрослых. Всё это — залог успешного развития всех сфер Личности Ребенка!

«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье — это важнейший труд. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». (В. А. Сухомлинский.)

И если хоть один ребенок сумеет применить полученные знания и навыки в реальной жизни, сможет помочь себе или другим в трудной ситуации, значит, наш труд не был напрасным!

«Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире!» (Джон Локк). Так пусть наши дети будут счастливы!

Желаем всем здоровья! Берегите себя исвоих близких!

Рис. 1. «Островок Здоровья»

C:\Users\Илья\Desktop\DSC05586.JPG

Рис. 2. Спортивный инвентарь

C:\Users\Илья\Desktop\DSC05587.JPG

Рис. 3. Спортивные тренажеры

C:\Users\Илья\Desktop\DSC04562.JPG

Рис. 4. Оазис Здоровья

Литература:

  1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие. — М.: Айрис — пресс, 2005.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду — М., 1991.
  3. Карманова И. В., Юрьева И А., Васильева Т. В. Психолого-медико-педагогические консилиумы и комиссии // Управление ДОУ. 2006. № 1.
  4. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
  5. Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2008г.
  6. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики — развиваем речь! –С-П., 2009.
  7. Мальгавко Н. В. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР — ж. Логопед, № 1, 2012г.
  8. Морошкина Л. Д.Организационно-педагогические условия функционирования службы здоровья в комплексном образовательном учреждении «детский сад — начальная школа»: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Армавир, 2000.
  9. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы / Под ред. Е. А. Каралашвили. М.: ТЦ «Сфера». 2006.
  10. Поштарева Т., Пахомова Е. Служба сопровождения Журнал «Дошкольное воспитание», № 1, 2010
  11. Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. — М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  12. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика/ О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. — М.:»Издательство АСТ», 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровье, ребенок, здоровый образ жизни, двигательная активность, укрепление здоровья, ранний возраст, Педагог, оазис Здоровья, детский сад, укрепление здоровья детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос