Библиографическое описание:

Репина И. А., Кириленко О. В. Концептуальные аспекты в работе с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Формирование основ культуры здоровья и личной безопасности у детей» [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 57-61.



Каждый ребёнок — Солнце! Не дай ему погаснуть!

Здоровье — это не всё, но всё без здоровья — ничто!

Сократ

Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.

Артур Шопенгауэр

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения отмечается, что здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия. «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье… Нет! Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми, сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься», — считал известный польский педагог Януш Корчак.

Это высказывание особенно актуально и в наше жёсткое время — время информационных и нано-технологий, экономических, политических, экологических кризисов, техногенных катастроф, природных катаклизмов, локальных войн, разгула терроризма во всём мире.

Здоровье человека, его право на счастливую жизнь — это проблема всех поколений, для всех времен и народов. И в настоящее время она требует безотлагательного решения.

Дети — это будущее России. Их здоровье — наше национальное достояние. Согласно современным представлениям, целью образования в соответствии с ФГОС ДО, является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.

Тем острее перед нами, педагогами, стоит одна из главных задач — создание необходимых условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья детей с раннего возраста.

В нашем саду созданы все необходимые условия для целостной системы двигательной активности, для гармоничного и физического развития детей:

1. Оборудованные спортивные площадки (волейбольная, баскетбольная, для спортивных состязаний), оазисы здоровья на территории детского сада и на каждом групповом участке. В нашем ДОУ имеются два музыкально-спортивных зала, оборудованных тренажерами, оснащенных современным, полифункциональным, ярким, стандартным и нестандартным оборудованием, необходимым для проведения физкультурных занятий, спортивных праздников и развлечений, организации кружковой работы.

При активном участии врача–педиатра, медсестры, физрука, администрации, зам. по хозяйственной части, педагога–психолога, учителя-логопеда, зам. зав. по УВР, нашим коллективом составлен режим двигательной активности для каждой возрастной группы, разработана система закаливания с учётом сезона, возраста детей, их индивидуальных особенностей; откорректирована система рационального, сбалансированного, витаминизированного, здорового питания; разработан план медико-просветительских профилактических мероприятий, как с родителями, педагогами, так и с детьми.

2. В группах оборудованы уголки двигательной активности, которые оснащены, в соответствии с возрастом, традиционным и нетрадиционным физкультурным оборудованием.

В различных видах деятельности педагоги нашего ДОУ активно используют упражнения, игры, массаж стоп, точечный самомассаж, дыхательную и зрительную гимнастики, оздоровительный бег, которые направлены на укрепление здоровья детей. Дозировка, темп подбирается в зависимости от настроения детей и их индивидуальных особенностей. Широко используются разные виды коррекционных терапий: арт-, изо-, муз-, сказко- и песочная терапия. Синкретизм способов коммуникативного общения (сочетание слова, музыки, движения) позволяет разнообразить педагогический процесс, эффективно решать задачи, направленные на оздоровление детей:

– Комплексная медико-социальная, психолого-педагогическая диагностика развития детей с раннего возраста, выявление психофизических, интеллектуальных, речевых особенностей.

– Лечебно-оздоровительная работа с детьми.

– Профилактика физических, интеллектуальных, эмоционально — личностных перегрузок у детей.

– Выявление потенциальных возможностей развития.

– Определение характера, форм, продолжительности эффективности коррекционно-развивающей помощи в рамках возможностей ДОУ.

– Коррекционно-методическая работа с педагогами по организации и разработке групповых и индивидуальных программ образования и развития ребёнка.

– Консультативная помощь педагогам, родителям по вопросам оздоровления, развития и социальной адаптации детей.

– Взаимодействие с курирующими организациями ИРОКК, ТСПК, социальными партнёрами (спортивно-оздоровительные, культурно-досуговые учреждения, общественные организации — ГАИ, МЧС и др.) в целях обогащения социального опыта, культуры общения, приобщения к здоровому образу жизни, повышения осведомлённости у родителей о причинах возникновения проблем в здоровье, развитии, обучении и поведении детей, формирование умений оказывать медико-социальную, психолого-педагогическую помощь (в рамках компетенции).

– Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное состояние здоровья и развития ребенка.

В соответствии с планом оздоровительной работы в ДОУ, творческом сотрудничестве со специалистами, нами разработана серия интегрированных занятий, праздников и развлечений, цикл бесед на тему: «Здоровье — наше богатство».Вних широко используются: дидактические и подвижные игры, различные виды гимнастик, тренинги, релаксации, минутки шалости. А музыкально–ритмические, художественно–эстетические, артистические выразительные средства, авторские видеопрезентации, любимые детьми видеоуроки из серии «Аркадий Паровозов спешит на помощь», в сочетании с необходимыми условиями и оснащением, что, несомненно, позволяет сделать этот процесс увлекательным и доступным, помогает сформировать у детей осмысленное отношение к собственному здоровью и личной безопасности, как к важной жизненной ценности.

Считаем, что приобретение и закрепление детьми в процессе образовательной деятельности необходимых знаний, умений и навыков о ЗОЖ, знакомство с правилами поведения в экстремальных, чрезвычайных жизненных ситуациях, станет основополагающей Основой Культуры подрастающего поколения и будет способствовать духовному и физическому оздоровлению нации. «Высшее благо достигается на основе полного физического и умственного здоровья» (Цицерон). А Детство — это такой период, когда закладываются потенциальные возможности и индивидуальные особенности взрослого человека, в том числе важнейшие показатели его здоровья (высокий уровень физической работоспособности, адаптация к условиям, меняющейся окружающей среды, устойчивость к заболеваниям, противостояние зависимостям, вредным привычкам и неблагоприятным, опасным факторам в жизни социума). Поэтому приоритетные направления в нашей работе предполагают:

– Построение образовательного пространства на основе здоровьесберегающего подхода;

– Формирование осознанной потребности и навыков ведения здорового образа жизни, как основы воспитания Культуры здоровья;

– Совершенствование физического развития и образования детей;

– Обучение участников образовательного процесса разнообразным методикам самодиагностики;

– Мотивация педколлектива на овладение и применение здоровьесберегающих технологий в своей работе и личной жизни; актуализация знаний педагогов в сфере охраны, укрепления и безопасности жизни детей.

Известный академик Н. М. Амосов писал: «Разумное сочетание, необходимое для сохранения и укрепления здоровья: правильный гигиенический режим, физические нагрузки, закаливание, рациональное питание, активный, безопасный отдых — это необходимо для всех людей без исключения».

Считаем, что использование здоровьесберегающих, инновационных технологий (обучение здоровому образу жизни, сохранение и стимулирование здоровья, коррекционная, профилактическая, просветительская деятельность) — самый эффективный и замечательный инструментарий в руках педагога в процессе реализации поставленных задач в его профессиональной деятельности.

Воспитание валеологической культуры, гендерных представлений, расширение знаний об анатомическом строении тела, особенностях функционирования человеческого организма, помогает формировать у дошкольников осознанное, ответственное отношение к своему здоровью и жизни, так и к здоровью, жизни окружающих. По опыту знаем, что только здоровый ребенок активно включается во все виды деятельности: он жизнерадостен, открыт для общения со сверстниками и педагогами.

Творческий союз — Педагог— Ребёнок— Родители, осознание важности и единства целей, взаимная поддержка и доверие, несомненно, способствуют эффективной работе педагогического коллектива!

Системность дошкольного образования, возможность поэтапной реализации поставленных задач с учетом возрастных, психологических особенностей, позволяет использовать потенциальные возможности нашего детского сада в процессе формирования Основ Культуры Здоровья у детей дошкольного возраста, а также положительной мотивации у детей и взрослых. Всё это — залог успешного развития всех сфер Личности Ребенка!

«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье — это важнейший труд. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». (В. А. Сухомлинский.)

И если хоть один ребенок сумеет применить полученные знания и навыки в реальной жизни, сможет помочь себе или другим в трудной ситуации, значит, наш труд не был напрасным!

«Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире!» (Джон Локк). Так пусть наши дети будут счастливы!

Желаем всем здоровья! Берегите себя исвоих близких!

Рис. 1. «Островок Здоровья»

C:\Users\Илья\Desktop\DSC05586.JPG

Рис. 2. Спортивный инвентарь

C:\Users\Илья\Desktop\DSC05587.JPG

Рис. 3. Спортивные тренажеры

C:\Users\Илья\Desktop\DSC04562.JPG

Рис. 4. Оазис Здоровья

Литература:

  1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие. — М.: Айрис — пресс, 2005.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду — М., 1991.
  3. Карманова И. В., Юрьева И А., Васильева Т. В. Психолого-медико-педагогические консилиумы и комиссии // Управление ДОУ. 2006. № 1.
  4. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
  5. Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2008г.
  6. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики — развиваем речь! –С-П., 2009.
  7. Мальгавко Н. В. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР — ж. Логопед, № 1, 2012г.
  8. Морошкина Л. Д.Организационно-педагогические условия функционирования службы здоровья в комплексном образовательном учреждении «детский сад — начальная школа»: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Армавир, 2000.
  9. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы / Под ред. Е. А. Каралашвили. М.: ТЦ «Сфера». 2006.
  10. Поштарева Т., Пахомова Е. Служба сопровождения Журнал «Дошкольное воспитание», № 1, 2010
  11. Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. — М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  12. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика/ О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. — М.:»Издательство АСТ», 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровья детей, укрепление здоровья детей, индивидуальных особенностей, двигательной активности, здоровому образу жизни, развития детей, укрепления здоровья, укрепления здоровья детей, физического развития детей, дошкольного возраста, раннего возраста, полного физического, основ культуры здоровья, детей дошкольного возраста, диагностика развития детей, воспитания Культуры здоровья, безопасности жизни детей, детского сада, актуальное состояние здоровья, детей осмысленное отношение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос