Автор: Губанихина Елизавета Вадимовна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2017)

Дата публикации: 12.01.2017

Статья просмотрена: 152 раза

Библиографическое описание:

Губанихина Е. В. Эстетическое воспитание на уроках математики в начальной школе [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 57-60.



В данной статье рассматривается роль эстетического воспитания подрастающего поколения в данный временной период, эстетическое воспитание на уроках математики в начальной школе. Описывается исследование, определяющее значение эстетического воспитания на уроках математики для младшего школьника.

Ключевые слова: начальная школа, эстетическое воспитание, математика

This article examines the role of the younger generation of aesthetic education in a given time period, the aesthetic education in mathematics lessons in primary school. It describes a study that determines the value of aesthetic education in mathematics lessons for younger pupils.

Keywords:elementary school, aesthetic education, mathematics

В настоящий исторический момент общие цели образования каждой страны зависят от политической и социальной ситуации, а также от предполагаемого пути развития страны. В стране, где экономика высокоразвита и стабильна, высокий уровень жизни большей части населения, важнейшей целью образовательного института становится воспроизводство социальной системы. Появляется проблема эстетического воспитания подрастающего поколения страны, которая обусловлена действующим социальным заказом общества. Воспитательная работа, направленная на формирование эстетической культуры младшего школьника, включает в себя развитие эмоциональной сферы личности (эстетических чувств и эмоций), усвоение художественных знаний, развитие творческого потенциала, эстетического вкуса. Но стоит обратить внимание на тот факт, что современная педагогика предполагает эстетическое воспитание младших школьников не только на уроках ИЗО, музыки, труда, но и на остальных, к примеру, на математике. Таким образом, встает вопрос о способах реализации эстетического воспитания в начальной школе на уроках математики.

Актуальность данной проблемы мы видим в том, что выпускник современной школы должен освоить основы объективного мировоззрения, которое опирается на интеллектуальную основу, зависящую от воспитательного потенциала математики, как средства осознания и познания окружающего мира.

Своеобразие и новизну опыта можно заметить в использовании методов и путей для реализации эстетического потенциала математики, в изучении её как части искусства. Данная тема волнует умы учёных уже давно, красота открытий математики сделала мир, созданный человеческим творчеством, прекрасным.

В связи с тем, что современная система образования взаимодействует с каждой личностью в отдельности, то развитие социальной системы будет зиждиться именно на развитии личности. Таким образом, можно отметить, что развитие ученика — важнейшая цель образования. Но современный федеральный государственный образовательный стандарт не может сводиться к минимальному списку требований подготовки учащегося. Данный подход особо опасен в отношении такого предмета, как математика, ведь она — важнейший самообразующий предмет.

В обществе существует мнение, что высокий уровень овладения математическими знаниями не пригодится. Эта точка зрения не верна, как и та, что на математике можно только научиться считать и строить геометрические фигуры. Стоит понимать, что полное освоение курса математики — это не только знание формул и умение их применять, но и овладение качествами, необходимыми подрастающему поколению. Во-первых, качественное, полное математическое образование будет полезно представителю любой специальности. Во-вторых, если мы представим систему образования нашего государства в виде горы, вершина которой соответствует элитарной части общества, то данная вершина находится на высоте, современных образовательных стандартов, осуществленных в полной мере. Учителю необходимо правильно выстроить эту гору для своих учеников. Опустив «подножие горы», мы опустим и её вершину. На минимальном уровне знаний невозможно развитие культуры, в том числе и общей эстетической культуры человека.

Эстетический потенциал математики как предмета заключается в повышении интереса ученика к данной дисциплине, а также в развитии ценностного потенциала детей, то есть их эмоциональной сферы и творческих способностей через представление математики как изящной тонкой науки. Опыт развития эстетической сферы на уроках математики — это, прежде всего, развитие креативной деятельности, познавательных способностей обучающихся.

Различное восприятие математики учителем и учащимся вызвало необходимость обратиться к данной проблеме. Если говорить об учениках, то стоит заметить тот факт, что высокий уровень сложности усвоения предмета влечет за собой не только нежелание видеть в нём красоту, но и прагматичное отношение к предмету в целом. Учитель предлагает ученикам необычное решение задачи или интересную историю появления формулы и ожидает яркую положительную реакцию учеников, но в ответ заметно только притупленный интерес, безразличие, «потерянный» взгляд. Материал, который предлагается учителем, не обладает сильным эмоциональным влиянием, что доказывает то предположение, что ученик и учитель воспринимают материал по-разному.

Один из главных факторов успешности обучения — интерес к изучаемому предмету, а, следовательно, и урок, и учебник, должны быть привлекательны. Процесс обучения должен оставлять удовольствие. «Учиться можно только весело. Чтобы переварить знания, их нужно употреблять с аппетитом» (А. Франц). Математика может быть представлена в виде рассуждений, для которых необходимо применение творческого мышления. В ходе такого обучения возникает интерес, то есть желание учиться, а «где есть желание, найдется путь» (Д. Пойа).

Вызвать интерес на уроке математике — дело непростое, но личное мастерство учителя нельзя недооценивать. От того, в какой форме поставить очевидный вопрос, достаточно многое зависит, так же, как и от умения вовлечь учеников в обсуждение конкретной математической ситуации.

Перед учителем математики стоит ряд задач: как привить интерес, вкус, видение прекрасного в математических задачах, как развить творческую деятельность обучающихся. Успех урока, творческая деятельность ученика в большей степени зависят выбора методических приемов. При этом очень важно, что учитель вкладывает в слова: «изложить материал», «преподать его».

Чтобы изучить более подробно, какова роль эстетического воспитания на уроках математики в начальной школе, нами было проведена опытно-экспериментальная работа в МБОУ Лицее города Арзамаса. В исследовании были задействованы дети 2 «Б» класса в количестве 26 человек.

Нами было организовано опытно-экспериментальное исследование по выявлению сформированности эстетической воспитанности школьников. Уровни сформированности эстетических проявлений отслеживались с помощью проведения тестирования «Роль эстетического воспитания на уроках математики».

Нами была разработана анкета, которая дала возможность получить сведения о роли эстетического воспитания именно на уроках математики. Ниже приведена анкета, где в скобках обозначены баллы, необходимые для дальнейшего подсчета результатов.

«Роль эстетического воспитания на уроках математики»

  1. В задаче на уроке математики мне больше всего нравится:

а) герои (1);

б) сюжет (1);

в) процесс решения (0);

г) оценка (0).

  1. Важно ли для тебя цветовое оформление учебника?

а) да (1);

б) нет (0);

  1. Нравится ли тебе, когда рядом с задачей расположена иллюстрация с ней?

а) да (1);

б) нет (0);

  1. Что бы пришло тебе на ум, когда в ответе на задачу ты получил(а) число 111?

а) «Ура! Задача решена!» (0);

б) «Красивое число» (1);

в) «Мне всё равно» (0);

  1. Нравится ли тебе составлять собственные задания и задачи?

а) да (1);

б) нет (0);

  1. Считаешь ли ты математику творческим предметом?

а) да (1);

б) нет (0);

  1. Нравится ли тебе решать задачи по картинкам?

а) да (1);

б) нет (0);

  1. Хотелось бы тебе больше узнать о великих математиках, об истории возникновения определений и формул?

а) да (1);

б) нет (0);

  1. Внимателен(льна) ли ты к тому, как ты пишешь в тетради по математике?

а) да (1);

б) нет (0);

  1. Нравится ли тебе, когда учитель связывает математику с явлениями действительности?

а) да (1);

б) нет (0).

В ходе обработки результатов анкеты были определены следующие уровни развития эстетической воспитанности детей(8–10):

– высокий уровень — ярко проявленный демонстрируемый интерес к художественным видам деятельности на уроках математики;

– средний уровень — выражается в наличии интереса к некоторым видам художественной деятельности на уроках математики(5–7);

– низкий уровень — характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам художественной деятельности на уроках математики(0–4).

Деление было выделено на основе выше указанных показателей.

Распределение учащихся по уровню сформированности эстетической воспитанности (Таблица 1, Диаграмма 1).

Таблица 2

Уровень

Число детей

Число детей впроцентах

Низкий (0–4 б.)

7

27 %

Средний (5–7 б.)

10

38 %

Высокий (8–10.)

9

35 %

Рис. 1.

Анализ анкеты и проведенных методик, показали, что для большей части учеников эстетическое воспитание на уроках математики играет важную роль. На вопрос: «В задаче на уроке математики мне больше всего нравится?» «сюжет» или «герои» ответили 19 человек, «оценка» — 4 человека, «процесс решения» — 2 человека. Однако, несмотря на такой неподдельный интерес младших школьников к различным видам развития эстетических способностей на уроке математики, они не замечают непосредственные «точки соприкосновения» этой точной науки с творчеством. На вопрос «Считаешь ли ты математику творческим предметом?» 20 учеников ответили «нет», и только 6 выбрали ответ «да».

По результатам исследования было выявлено, что в 2 «Б» классе из 26 обследованных школьников 7 детей (27 %) имеют низкий уровень эстетической воспитанности. 10 детей (38 %) продемонстрировали средний уровень развития воспитанности, остальные же 9 детей (35 %) обладают высоким уровнем эстетического развития.

Таким образом, подводя итоги проведенного исследования, мы можем сказать, что несмотря на недостаточную осведомленность младшего школьника о красоте математики, о возможностях применения творческой деятельности на уроках математики, ученик тянется к творческой самореализации при изучении данной дисциплины, старается развивать свою эстетическую сферу не только на ИЗО, музыке и уроках труда.

Также стоит заметить, что результаты оценки общего уровня воспитания и эстетического воспитания на уроках математики очень близки, что свидетельствует о компетентности учителя в данном вопросе. Воспитательная нагрузка, направленная на развитие эстетического вкуса и творческого видения учебных предметов, равномерно распределяется по каждому уроку, в том числе и на уроках математики.

Литература:

  1. Болтянский В. Г. Математическая культура и эстетика.//Математика в школе, 1982. — № 2.-С.5–9.
  2. Довгопол И. И., Ивкова Т. А. Современные образовательные и пе дагогиеские технологии.- Симферополь: НАТА,2006.- 335с.
  3. Шатуновский Я. Математика как изящное искусство и её роль в общем образовании. //Математика в школе, 2001. — № 3.-С.9–19.
Основные термины (генерируются автоматически): уроках математики, эстетического воспитания, эстетическое воспитание, роль эстетического воспитания, начальной школе, aesthetic education, эстетического потенциала математики, эстетического вкуса, уроке математики, младшего школьника, реализации эстетического, значение эстетического воспитания, реализации эстетического воспитания, проблема эстетического воспитания, высокий уровень, of aesthetic education, роли эстетического воспитания, «Роль эстетического воспитания, воспитательного потенциала математики, восприятие математики учителем.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос