Авторы: Левченко Лариса Викторовна, Фомичёва Ирина Борисовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (120) август-2 2016 г.

Дата публикации: 19.08.2016

Статья просмотрена: 105 раз

Библиографическое описание:

Левченко Л. В., Фомичёва И. Б. Воспитание нравственности на уроках математики // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 359-361.



Убеждения и моральные ценности у личности формируется под воздействием того, что он видит и слышит. В современном мире происходят как позитивные, так и негативные процессы. Система ценностей меняется. Исчезают у подростков такие черты характеров, как скромность, доброжелательность, отсутствует чувство патриотизма. Возрастает значение нравственного воспитания подрастающего поколения так как людям не достаёт нравственного компаса. В настоящее время проблема развития нравственной сферы личности выступает как наиболее актуальная. Это связано с усилением внимания к значимости межличностных отношений, динамичностью социальных проблем российского общества, недостаточным уровнем психологической культуры [9, с. 39–41] и нравственной культуры [10, с. 150–155], нравственного воспитания [4, с. 8–9] большей части населения.

В психологии как науке нравственность понимается как совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу, как ценностная структура сознания, как общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде [12, с. 207–209]. Нравственно зрелая личность позиционируется не только на основе статичных рамок общественных ценностей, а как проявление в каждых отдельных жизненных ситуациях [1, с. 50]. Нравственность рассматривается как системообразующее качество сферы индивидуальных потребностей и поступков субъекта [2, с. 52–66].

Нравственное воспитание определяется как целенаправленный процесс формирования моральных качеств, которые образуются в результате усвоения норм общественного поведения[6, с. 112]. Особое значение нравственного воспитания личности обретает в выборе направления профессионального обучения учащимися школы [4, с. 8–9] в старших классах, предотвращение пагубного воздействия интернета на нравственность подростка [3, с. 48–49] и старшеклассников.В связи с обострением проблемы выбора развитие нравственной сферы старшеклассников должно включать развитие понимания себя [8, с. 8], где углубление, понимая себя, будет способствовать постижения самости, включающей нравственные основы личности [11, с. 52].

В психологии нравственность определяется как более тонкое и детальное чем мораль явление, которое распространяется на каждый момент времени во всех жизненных ситуациях требующая соответствия каждого поступка индивида своим требованиям, и утверждается, что сфера нравственности значительно шире сферы моральных норм, но менее формализована, менее нормативна [7, с. 17]. В связи с этим развитие нравственной сферы старшеклассников предполагает наличие в их воспитании творческого подхода с ответственным осознанием необходимости определенных ограничений[5, с. 269–270].

Таким образом, нравственное развитие старшеклассников нуждается в пристальном внимании воспитывающих и обучающих их взрослых. Особую актуальность нравственному развитию у старшеклассников придаёт важность выбора основ дальнейшего жизненного пути, выбора профессии с постижением ее особенности именно в контексте нравственности как ценности. Нравственное развитие старшеклассников подразумевает развитие психологической и нравственной культуры, углубление саморазвития в направлении постижения личностной самости. Практика показывает, что формальный перечень нравственных норм, поступков, действий и правил, требования неукоснительного их выполнения не всегда дают желаемый результат. Больший эффект достигается при использовании примеров из жизни. На уроках математики исторические и биографические факты из жизни ученых — математиков могут внести существенную лепту в привитие школьникам правил поведения и их взаимоотношений. В процессе преподавания математики очень важно подбирать материал, содержание которого способствует воспитанию нравственности, трудолюбия. Этому могу служить:

  1. Раскрытие роли ученых в развитии математической науки, знакомство с их мировоззрением и общественной деятельностью;
  2. Использование текста условия математических задач, построенного на живом материале.

Нравственное воспитание у учащихся происходит под воздействием отношений и взаимоотношений людей, окружающих их, сверстников, людей старшего и предшествующих поколений. Огромное влияние на подростков оказывают люди, совершившие подвиг. Используемый на уроках математики исторический материал, действует на сознание, на чувства и мысли детей, формирует их нравственные идеалы. Эмоциональность подачи исторического материала способствует лучшему его усвоению. Если учащиеся глубоко переживают события, которые изложены в тексте нового материала, то изучение такого материала сыграет положительную роль в их становлении. Этот материал лучше усваивается. Получение новой информации учащимися происходит в основном в результате общения, обсуждения новых проблем, интересующих их. Для них очень важно иметь достойный пример для подражания. Примером могут служить как наши современники, так и предшественники, способные своей жизней вызвать отклик и переживания у учащихся. Жизнь ученых С. В. Ковалевской, Н. И. Лобачевского, М. В. Остроградского, П. Л. Чебышева являются ярким примером истинного служения Отечеству. Эти великие люди прославили русскую науку, и их имена навсегда вошли в историю математики. Главным делом их жизни было стремление внести свой творческий вклад в развитие математики, расширить ее познавательные силы и возможности. Для формирования нравственных качеств у школьников можно показать, как ради истины боролся Н. И. Лобачевский против «авторитетов» в науке. Показать его научную смелость и честность. Можно привести пример из жизни «короля математики» Карла Гауса, который показывает его нравственность. Не зная о работе Н. И. Лобачевского, Карл Гаус получив аналогичные результаты, надолго задержал их публикацию, боясь, что их не поймут и его научный авторитет будет под угрозой. Поэтому учитель понимает, что, встречаясь с учениками, он готовит из них не математиков, а всесторонне развитых личностей. В школе в процессе обучения формируется сознание, взгляды, мировоззрение, убеждения учащихся. Воспитательная функция математики осуществляется не только благодаря её содержанию, а за счет использования огромного материала связанного с этим содержанием, который позволяет расширить жизненный опыт, помогает формировать мировоззрение и убеждения школьников. А разве обучение математике не требует от учеников умственных и волевых усилий для развития внимания и логического мышления, воспитания активности, творческой инициативы, умения трудится в коллективе. Эффективным способом нравственного воспитания учащихся является использование жизненного материала в математических задачах. В таких задачах отражаются различные стороны жизни. Они несут много полезной информации и их решение является одним из звеньев в системе образования и нравственного, патриотического воспитания. Такие задачи помогают ученику лучше усвоить теоретический материал, делают математику более интересной, вызывают потребность в новых знаниях и желание самостоятельно их приобретать. Содержание задач кроме прямого воздействия имеют и скрытое «подтекстуальное» воздействие на учащихся. Математическое образование в школе не сводится только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков по предмету. Ученик приступая к решению задачи знакомится с формулировкой. Важно, чтобы содержание задачи вызывало живой интерес. Тексты задач должны быть обращены не только к уму, но и к эмоциям школьников, вызывая у них чувство причастности к решению современных задач, которые стоят перед нашим обществом. Воспитательное воздействие содержания задач идет не только через условие, но и через подтекст материала. Усваивая любую информацию, учащиеся формируют отношения к ней. Становится понятным важное значение содержания решаемой задачи. Используя процесс обучения математике в целях формирования всесторонне развитой личности и активизации нравственного воспитания, формируем мировоззрение школьников. В ходе решения задач учащиеся развивают в себе такие качества, как настойчивость, самостоятельное преодоление трудностей. Нахождение самостоятельных путей решения задач школьниками способствует развитию творческого подхода и духа новаторства. Использование задач и элементов истории математики на уроках является эффективным средством развития интереса у учащихся к предмету, является одним из средств нравственного воспитания.

Учитель сегодня становится посредником между обществом и ребенком в усвоении основ общечеловеческой культуры. Перед учителями стоит важная задача, это реализация возможностей своего предмета в всестороннем развитии личности школьников, воспитание у них любви к своему Отечеству, отзывчивости, милосердия, бережного отношения ко всему живому, формированию умения различать в окружающем мире хорошее и плохое. Справедливо утверждение Н. И. Пирогова, что «…наука нужна не для одного только приобретения сведений, что в ней кроется — иногда глубоко и потому для поверхностного наблюдателя незаметно — другой важный элемент — воспитательный. Кто не сумеет им воспользоваться, тот ещё не знает всех свойств науки и выпускает из рук своих такой рычаг, которым можно легко поднять большие тяжести». Нравственному воспитанию подрастающего поколения способствует возвращение детей в красоту слова и благородство поступка, положительный пример.

Литература:

  1. Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. и др. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский и др. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. — 574 с.
  2. Анцыферова Л. И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. — 1980. — № 2. — С. 52–66.
  3. Блялина С. В. Психологические особенности воздействия интернета на нравственность подростка / Социосфера. 2013. № 46. С. 48–49.
  4. Блялина С. В. Психологические особенности нравственного воспитания личности в выборе направления профессионального обучения учащимися школы / Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд // Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный центр «Аэтерна». г. Уфа. Республика Башкортостан, 2014. С. 8–9.
  5. Блялина С. В., Клемина Т. В. Развитие креативных способностей личности учителя / Социосфера. 2014. № 1. С.269–270.
  6. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории / Н. И. Болдырев. — М.: Педагогика, 1979. — 224с.
  7. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Нравственность. / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. — М.: МОДЭК, 2008. — 336 с.
  8. Брюхова Н. Г. Влияние самопонимания на принятие решений юношами и девушками: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Астраханский государственный университет. Астрахань, 2007. — 24 с.
  9. Брюхова Н. Г. Нравственная и психологическая культура личности / Paradigmatapoznani. 2014. № 1. С. 39–41.
  10. Брюхова Н. Г. Нравственная культура личности / Культура. Духовность. Общество. 2014. № 9. С. 150–155.
  11. Брюхова Н. Г., Савельева А. Г. Понимание самости для нравственного саморазвития молодых людей / Акмеология. 2014. Т. 1–2. С. 51–52.
  12. Двинянинова Е. Н. Нравственная сфера личности студентов как субъектов учебной деятельности / Е. Н. Двинянинова // Наука в условиях современности: сборник статей профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов и студентов. — Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2010. — С. 207–209.
Основные термины (генерируются автоматически): нравственного воспитания, нравственного воспитания личности, значение нравственного воспитания, Брюхова Н, Нравственное воспитание, уроках математики, нравственной сферы старшеклассников, развитие нравственной сферы, нравственного воспитания учащихся, развитие старшеклассников, профессионального обучения учащимися, обучения учащимися школы, нравственность подростка, активизации нравственного воспитания, нравственной сферы личности, средств нравственного воспитания, особенности нравственного воспитания, достаёт нравственного компаса, выборе направления профессионального, культура личности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос