Автор: Хабаева Анжела Алдамовна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

II международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2017)

Дата публикации: 24.01.2017

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Хабаева А. А. Патриотическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к фольклору [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 38-41.



В статье рассматривается патриотическое воспитание дошкольников в процессе приобщения декоративно-прикладного искусства. Отмечается, что богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества, а изделие народного прикладного искусства представляют настоящий кладезь народной мудрости, исключительные образцы языка народа способствует патриотическому воспитанию дошкольников.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, фольклор, народные промыслы

Патриотическое воспитание и гражданское становление российской молодёжи, учащихся, и воспитанников дошкольных учреждений — является одной из важнейшей составляющей общенациональной идеей Российского государства.

В различных стратегических документах, посвящённых теме развития Российской Федерации, а также в программных выступлениях руководителей нашей страны, в том числе заявлениях президента Российской Федерации В. В. Путина, многократно определялась не только важность государственного внимания к сфере патриотического воспитания молодёжи, но и наличие государственного заказа на воспитание гражданина с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого, высоконравственного, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры разных народов — патриота своей Родины.

Народное творчество сегодня прочно вошло в дошкольное образовательное учреждение. Теперь мы твёрдо можем утверждать, что фольклорные корни имеют своё продолжение в культурных, воспитательно-образовательных традициях, в современной педагогике. Народное творчество стало чаще изучаются в изобразительной деятельности дошкольников. Быт, мировоззрение и национальный характер народа познаются дошкольниками посредством изучения традиционных игр, обрядов и праздников.

Защита Отечества — это защита его культуры, всего, что создано народом, его веры, традиций и обычаев.

Приобщение дошкольников к фольклору пробуждает и воспитывает у них мировоззренческие, эстетические, нравственные, патриотические чувства и убеждения, позволяет им правильно осмыслить своё отношение к окружающему, свой долг и обязанности перед Родиной и обществом. Изучение и познание дошкольниками народного фольклора, культуры и быта назначение изделий народного творчества — это, прежде всего познание образов, несущих исторические мысли и патриотическое чувство, декоративные композиции и формы, принципы, энергию и информацию своего создателя. Произведения фольклора, как правило отличаются глубоким содержанием, высоким мастерством, доступностью и связью с жизнью.

Культура многонациональной России включает и синтезирует в себе всё ценное, что накоплено в художественном наследии народов, народностей и этнических групп нашей необъятной Родины, в их бытовых традициях, патриотических и эстетических пристрастиях. Наиболее наглядным примером в этом отношении является наш многонациональный Дагестан.

В фольклоре народов Дагестана отражаются не только специфика исторического развития народа, состояние его культурного уровня, особенности традиционной экономики и социальных отношений, взаимосвязь и контакты с ближними и дальними соседями, но и выработанные веками концепции художественных традиций, обычаев, обрядов, категории этики и морали, ценностные ориентации.

Патриотическое воспитание в Дошкольных учреждениях необходимо осуществлять с применением разнообразных методов, средств и приёмов. Принципиально важная роль в этой сфере педагогической и воспитательной деятельности принадлежит искусству — устному народному творчеству, произведениям народного фольклора. Воспитатель должен постоянно акцентировать внимание детей на равной значимости культурных достижений и художественной традиции каждой нации, народа, народности, даже сравнительно малочисленной этнической группы, плодотворно использовать этот потенциал в патриотическом и эстетическом воспитании детей. В последние годы научный интерес к проблеме фольклора в патриотическом воспитании дошкольников существенно возрос. Прогрессивные педагоги (Я. А. Коменский, К.Ушинский и др.) всегда считали, что в основе воспитания детей дошкольного возраста должны лежать национальные традиции. По их мнению с самого раннего возраста необходимо приобщать детей к отечественной культуре, народному слову. Народное искусство играет достаточно важную роль в воспитании детей дошкольного возраста. Видные педагоги А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, В. М. Фидяевская неоднократно отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного.

Проблемы эстетического развития детей дошкольного возраста нашли отражение в работах Т. В. Антоновой, Н. А. Ветлугиной, А. А. Грибовской, И. Л. Дзержинской, Т. Н. Дороновой, Н. М. Зубаревой, Т. Г. Казаковой, Р. В. Калистру, Т. С. Комаровой, Л. В. Косминской, Г. П. Новиковой, Г. Н. Пантелеевой, О. А. Соломенниковой, Е. А. Флереновой, Н. Б. Халезовой, Р. М. Чумичевой и др.

Так, изучением роли народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста занимались Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Н. С. Карпинская и др. Дальнейшее развитие данная тема нашла отражение в работах современных исследователей: О. С. Ушаковой. Р. Н. Боша, Н. В. Гавриш и др. Они рассматривали влияние народного творчества на развитие и воспитание детей в разных аспектах: личностном и речевом. В свете сказанного надо признать, что патриотическое воспитание дошкольников в процессе приобщения фольклора в дошкольных учреждениях находится ещё на этапе изучения и испытывает определённые трудности. Безусловно, сказывается длительное забвение темы, отсутствие публикаций, недостаточный уровень дидактического и методического опыта воспитателей, признанных использовать возможности произведений фольклора в формировании патриотических чувств и убеждений дошкольников.

В практике ДОУ наблюдается отсутствие целенаправленной работы по патриотическому воспитанию дошкольников путём использования средств произведений народного творчества. Таким образом, актуальность исследования определяется наличием противоречия между необходимостью патриотического воспитания дошкольников в процессе приобщения их к произведениям народного творчества, и недостаточной разработанностью теоретических и научно — методических основ, обозначенной проблемы в ДОУ. Для дошкольного воспитания сегодня особенно важно развитие патриотических чувств и убеждений личности, её духовного потенциала. Поэтому важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды и жанры художественной и творческой деятельности с использованием произведений фольклора.

Дошкольный возраст, являющийся главным возрастом развития познавательных процессов ребенка, характеризуется совершенствованием ощущений, восприятий чувств и убеждений, наглядных представлений. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного к наглядно-образному. Это позволяет ребенку устанавливать связи между предметами и их свойствами. Таким образом, ребенок в зависимости от возрастной категории учится вычленять наиболее характерные свойства предметов и явлений.

В нашем исследовании фольклор рассматривается как средство, позволяющих решить проблему патриотического воспитания дошкольников. Мы считаем, что именно в дошкольном возрасте создаются благоприятные возможности для дальнейшего формирования патриотических чувств и убеждений детей. Этому содействуют возрастные категории для дошкольников любознательность, интерес к окружающей действительности, стремление узнать как можно больше о предметах и явлений, народного творчества и в частности фольклора.

Таким образом, выбор заявленной нами возрастной категории проблемы каким является патриотическое воспитание дошкольников в процессе приобщение фольклора является вопрос о показателях и результатах изучаемого процесса.

В процессе обучения мы отдаем предпочтение полностью декоративному рисованию, поскольку дошкольники могут проявить здесь элементы художественного творчества в большей степени, чем при выполнении других видов практической работы. Этому способствуют возможность подбирать и использовать элементы, детали, орнаменты изделий, образы произведений фольклора, а также желание самостоятельно определить их цвет и цветовые сочетания. Красочность, выразительность, ритмичность образное видение составных частей изображаемых предметов, произведений фольклора радуют детей и тем самым активизируют их, способствуют формированию патриотических чувств и убеждений. Преимущество декоративного рисования состоит в том, что оно предполагает в большей степени стилизацию изображаемого предмета, изделия формы. Дети, как правила живо и непосредственно реагируют на объем изделия, форм и цвет. Потому что обобщение формы предмета путем упрощения, подчеркивания наиболее характерные признаки изображаемого произведения фольклора. Процесс обобщения в декоративно-прикладном творчестве, включает в себе создание формы неотделимой от выявления свойств материала, т. е. материал диктует свои условия.

Нам представляется, что повышение роли фольклора в учебном процессе дает возможность плодотворно развивать и стимулировать патриотических чувств и убеждений дошкольников, обогащать эстетическое содержание личности.

Приступая к изучению темы «Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников», мы, прежде всего, внимательно анализировали нынешнее состояние изученности данной проблемы в содержании программы по предмету художественно-эстетическое развитие ДОУ, а также работы ученых исследователей, где рассматриваются проблемы ознакомления дошкольника с фольклорными произведениями, опираясь на специфику и возможности этого своеобразного вида народного творчества.

В процессе художественно-эстетического развития дошкольников, воспитатель с помощью произведений фольклора должен добиться формирования у дошкольников основ целостной эстетической культуры, приобщать их к традициям фольклорных произведений и образцам народного творчества, дать представление о художественных оценочных критериях и категориях.

Считаем, что последовательность ознакомления учащихся с произведениями фольклора вполне закономерно, так как оценить уровень художественно-эстетического достоинства можно только лишь имея чувство представления о том, что такое фольклор, какими специфическими особенностями и возможностями обладает данный вид народного творчества для приобщения и освоения учащимися историко-культурного, духовно-нравственного, художественно-эстетического наследия народа.

Изучение фольклора как важного средства патриотического воспитания и развития художественной культуры школьников, воспитание дисциплин художественно-эстетического цикла может построить, исходя из специфики особенностей традиций народного творчества. При этом очень важно дать учащимся почувствовать, понять образное воздействие фольклорных произведений, выявить художественно-эстетическую ценность высоких образцов народного творчества использовать полученные знания в процессе патриотического воспитания школьников.

Сегодня очень важно на основе изучения и анализа деятельности детских образовательных учреждений по рассматриваемой проблеме разработать системы занятий, в частности планы-конспекты уроков, для приобщения дошкольников к народному творчеству с помощью фольклорных произведений. Здесь очень важна ввести дошкольников в мир национально-художественной культуры посредством приобщения их к произведениям фольклорных традиций народов Дагестана. Рассказать учащимся об отличительных особенностях фольклора горцев, вызванных историческим характером развития края, национальными особенностями, условиями жизни народа. Ознакомить дошкольников с основными характерными фольклорными произведениями Дагестана. Посредством творческого наследия привить детям интерес и любовь к родному краю.

Основная задача состоит в том, чтобы расширить интерес и систематизировать знания школьников о фольклоре как предмете эстетического цикла, показать возможность их воспитательного воздействия на развитие патриотического воспитания дошкольников. При этом очень важно развить их творческое воображение, память, стимулируя это процесс демонстрацией наглядных пособий, слайдов, фотоиллюстраций, а также разработкой эскизов, различных декоративных композиций, с использованием стилизованных форм произведений фольклора.

Из вышесказанного, можно сделать вывод — влияние народного искусства в формировании патриотических чувств и убеждений дошкольников многообразно и плодотворно. Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества, а изделие народного прикладного искусства представляют настоящий кладезь народной мудрости, исключительные образцы языка народа способствует патриотическому воспитанию дошкольников. Такие виды декоративно-прикладного искусства, как лепка, резьба, вышивание и другие передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ, навыки, мастерство изготовления художественных предметов.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества — одно из главных условий полноценного патриотического воспитания ребенка и развития его художественно- творческих способностей.

Литература:

  1. Аникин В. П. Русский фольклор. Учебное пособие для вузов. М: Высшая школа, 1987. 320с.
  2. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». — М.: Республика, 1998.
  3. Гусев В. Е. Эстетика фольклора. М.: Наука, 1967. С. 2265–267.
  4. Далгат У. Б. Фольклор и литература народов Дагестана. М.,957. С49.
  5. Раджабов М. М. Художественные традиции и изобразительное искусство в школах. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. 40 с.
  6. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. — 1998. — № 5. — С. 52. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. — 1998. — № 5. — С. 52.
Основные термины (генерируются автоматически): народного творчества, патриотического воспитания, произведений фольклора, воспитание дошкольников, патриотическое воспитание дошкольников, патриотического воспитания дошкольников, патриотических чувств, патриотическому воспитанию дошкольников, убеждений дошкольников, яркость народного творчества, детей дошкольного возраста, народного фольклора, Патриотическое воспитание дошкольников, изделие народного прикладного, процессе приобщения, народного прикладного искусства, произведениям народного фольклора, дошкольниками народного фольклора, формировании патриотических чувств, влияние народного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос