Социально-культурное пространство белорусской народной игры | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Сергейчук Д. П. Социально-культурное пространство белорусской народной игры [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 259-261. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1807/ (дата обращения: 23.10.2018).

Народная игра как эффективная действенная форма воспитания подрастающего поколения сохранила свою актуальную значимость и в настоящее время. Однако надо отметить, что сейчас белорусская народная игра имеет свободное существование только в традиционных народных праздниках и любительских художественных объединениях Беларуси, что ограничивает её влияние на воспитательный процесс в системе современного этнопедагогического образования, тем более не достаточно происходит реализация ее педагогического потенциала и воспитательных возможностей.

Белорусская народная игра всё время находится в стадии постоянного развития и совершенствования, и это явление непосредственно влияет на социокультурную ситуацию в обществе [18, с. 124]. Целеустремленность и функциональность традиционной народной игры остается стабильной платформой воспитания патриотических, духовных и физических качеств личности, формирует характерные отличительности белорусского народа. Несмотря на время народная игра адаптируется, регенерируется и приспосабливается к современным социокультурным потребностям общества, активно включаясь во все сферы деятельности социума.

Если рассмотреть народную игру с точки зрения социокультурной деятельности, то основным функциональным направлениям её является воспитательно-педагогическая основа. Эстетическое, художественно-творческое, религиозно-духовное воспитание, передача из поколения в поколение устно-поэтических и духовно-национальных ценностей, социализация, национализация и гуманизация общества происходит по средствам эффективного воздействия воспитательных возможностей народной игры на человека. Народная игра, как живой организм имеет эволюционные периоды в своём развитии: от наипростейших монофункциональных, к сложным (смешанным) полифункциональных форм.

Истоки белорусской игровой деятельности выходят из глубокой древности и генетически связаны с первыми попытками человека воплотиться в другое существо. Первобытное искусство было синкретичным, и длительное время оно сохраняло тесную связь с повседневной трудовой деятельностью человека. Становление более развитых форм игровой деятельности было связано со становлением самого человека как личности, с зарождением и развитием его эстетического чувства и восприятия.

Согласно концепции известного исследователя В.Гусева, весь драматический род генетически связанный с древним синкретичным действом, в котором воссоздавались трудовые процессы (охотничьи и земледельческие игры-танцы). К самому же драматическому роду относятся обрядовые игрища, народные драматические игры [1, с. 124].

Игры складывают отдельный раздел народного драматического творчества. По своему функциональному назначению, они чаще всего приспосабливались к общенародным праздникам, игрищам, являлись их своеобразным художественным украшением. Праздничное игровое воплощение шло в общем русле народного театрального искусства, используя его изобразительные средства. Очень полезным исследованием беларуской народной игры, незаменимым и неоценённым поныне, является работа Владислава Козловщика «Аб дзіцячым выхаванні беларусаў». Автор особое значение придает овладеванию молодежью духовно-нравственных ценностей своих предков, развитию их физической и духовной силы, «чтобы приобрести свободу и воплотить свои народные и общественные мечтания» [1, с.132]. Делая исторический ракурс в прошлое, исследователь обращает внимание на древние славянские игрища, на которых происходили, как и в древних греков: борьба, бокс, пляски и другие "праздничные забавы" [1, с. 47].

В работах современных специалистов по народному игровому творчеству, таких как, А.Ю. Лозка, В.К. Бондарчик, К.П. Кабашніков, А.С Федосик, Л.И. Козловская, классификация народных игр составлена по функционально-тематическому и календарному принципах [2, с.156-163]:

  1. Календарные и семейно-обрядовые игры (с празднично-обрядовой атрибутикой и без её);

  2. Игры, не связанные с народным календарем белорусов и их обрядами (или утратили связь).

К первой подгруппе относятся календарные и семейно-обрядовые игры, которые являются наиболее консервативным и архаичным слоем народного наследия белорусов, в котором отличительно сохранились оттиски мифологических представлений человека, языческих культов древности [2, с. 232]. Ко второй подгруппе относятся игры, которые под влиянием времени изменили свою функциональную направленность. В их преимущественно доминирует эстетическая сторона над магической. В итоге потери календарно-обрядовой смысловой принадлежности, некоторые обрядовые игры блуждают по отдельности в игровой фонде белорусской народной культуры Но это процесс повлиял на становление и развитие новых направлений в игровой деятельности. Игровой процесс «перевоплощения» обеспечивает активизацию творческой фантазии у её участников, стимулирует до импровизации, воздействует на их творческое развитие, а самое главное, что театрализованный процесс в игре помогает участнику в поиске самореализации.

Игра, по существу, занимает важное место в жизни каждого ребёнка, то же самое, что у взрослого человека занимает его профессиональная деятельность, работа, служба. Такую мысль уже давно высказал известный русский педагог А.С. Макаренко. Он утверждал, что каким проявит себя ребенок в процессе игровой деятельности, таким он будет, по сути дела, в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности. По мнению Л.С. Выготского, «включаясь в игру человек подымается на голову выше самого себя, делая прыжок над своим повседневным поведением».

Активность ребят в народных играх обусловлена их личной значительностью, что в детском понимании определяется как: «весь мир находится вокруг меня». Разновидность народных игр направлена не только для создания своеобразной атмосферы праздника, но и для физического и творческие воспитания человека. В процессе театрализованных игр всесторонне раскрываются внешние и внутренние способности игроков. Выполняющие определенную роль участники старается перевоплотиться в образ или предложенный ему персонаж. Тем самым, он овладевает и раскрывает новые направления для самореализации, формирует свое внутреннее видение, естественно с учетом ограниченных качеств в характеристике играемого образа. Интересно то, что игры с переодеванием участникам наиболее привлекательны, потому, что сам процесс сложения образа, при помощи определенного реквизита усиливает фантазию игроков, тем самым наиболее совершенно раскрывает суть образа и данной роли [3, с. 174].

Народные игры с реквизитом помогают участникам творчески и с бурной фантазией подойти к реализации задач поставленных условиями игры. Раскрытию физических возможностей направленные народные игры семейно-родовой обрядности белорусов. Они издавна отражали комплекс имитационных трудовых действий, которые характеризировали земледельческий цикл работ белорусского народа. К таким играм относятся народные обрядово-игровые мероприятия проверки готовности подростков к ответственному делу (игра на праздник Юрье «Пастушок», на Масленку «Жеребец или Вожак», на Купалье «Испытание через реку», «Прыжки через костер» и другие) [1, 65-69].

Игра, как эффективный инструмент воспитания нашла свое назначение, ярко вписавшись, в празднично-обрядовую культуру Беларуси. Народная игра стала полноправным элементам (эпизодам) праздничных мероприятий. Но к большому сожалению, творческий и воспитательный потенциал народных игр в современной праздничной культуре Беларуси реализуется не в полном объёме.

В современной праздничной культуре Беларуси при разработке, организации и проведении массовых праздников игра занимает второстепенное место. Режиссёры и организаторы праздничных мероприятий делают народную игру вспомогательной по функциональному характеру, а в лучших случаях наделяют её ролью отдельного элемента в комплексе всего мероприятия. Такой формальный подход в использовании игры на празднике связанный с историческими моментами. Под влиянием советской идеологии, игра в народном празднике - как основное средство воспитания человека, отошла на второй план, уступив свое место монолитным идеологическим мероприятиям, таким как: манифесты, театрализованные митинги и представления. Народные праздники также приобретали идеологическую окраску, изменилось их содержание, суть и форма. Советское руководство из самого начала понимала эффективность воспитательного потенциала массовых мероприятий, что при помощи их можно повлиять на сознание народа, и манипулируя, изменять их духовно-ценностный ориентир.

При анализе современной праздничной культуры Белорусе мы столкнулись с проблемой взаимопонимания организаторами игровой деятельности самой сути игры в контексте праздника, такое понимание игры отражают следы влияния советского прошлого. К такому выводу мы пришли по итогам социологического исследования, которое было проведено студентами кафедры режиссуры обрядов и праздников в 2008 года. Анкетирование работников клубных учреждений и учреждений культуры проводилось по всей территории Республики Беларусь. Целью исследования являлось анализ современного состояния традиционной игровой культуры белорусов. Одним из пунктов опрашивания, рассматривалась проблема использования игрового фонда на определенные народные праздники календарного цикла. Вопрос был поставлен следующим образам: «Использует ли ваше учреждение культуры соответствующие каждому празднику традиционные народные игры?». Вариантов ответа было много, но более половины (65%) респондентов ответили на вопрос: «Не всегда». Отсюда следует, что по причине формального подхода, малой компетенции специалистов по игровому творчеству, или малого финансирования праздника - потенциал народной игры раскрывается недостаточно.

В современной праздничной культуре Беларуси ни один юбилей, праздник города, ни одно торжество городского, районного, областного, а тем более республиканского масштаба не обходятся без развлекательных площадок, с народными традиционными и современными забавами и играми. С данной целью для улучшения условий использования народной игры, нужно создавать специализированные пособия для повышения качественной квалификации специалистов в сферы игрового творчества.

Сегодня традиционные народные игры, которые были связанные с хозяйственными делами, семейно-бытовыми отношениями, носят не столько воспитательное значение, сколько развлекательное.

На данном этапе народное игровое творчество имеет проблемные аспекты, недостаточно развита методическо-организационная деятельность по организации и проведении фестивалей и праздников игры (которые почти с начала 90-х гг в Беларуси не проводились). Конкурсы организаторов досуга, игровых программ только представляются, как составная часть художественно-зрелищного момента в празднике.

Большой вклад в теорию, методику и организацию социокультурной деятельности внесла кандидат педагогических наук, профессор Л.И. Козловская. В своих работах она рассматривает проблему воспитания молодежи в процессе игровой деятельности. Под ее личным руководством на базе ведущего ВУЗа в сфере культуры нашей страны создана сильная научная школа по проблеме использования педагогических возможностей игры, составлена мощная теоретико-методическая и методологическая база для подготовки высокопрофессиональных специалистов по организации игровой деятельности.

Сегодня квалификационные требования к организаторам досуга очень высокие: это профессиональное мастерство, умение работать с людьми, организационные качества. Но главное они должны знать народные игры, обладать технологией организации и проведения игр и игровых программ. При создании игровой программы надо выделять тематическую направленность, знать некоторые принципы отбора игр, которые будут использоваться при ее проведении, приёмы активизации зрителей и т.д. При создании традиционной игровой программы нужно учитывать местные региональные традиции, изобретать отличительные черты игровых моментов, при проведении той или иной народной игры. Необходимо объяснять значимость проводимых игровых мероприятий, и использовать носителем действия соответствующих образы белорусской мифологии и героев обрядовых традиций.

Сегодня с изучением и практическим использованием народных игр связано творчество театров народной игры. Театры игры - это и рождественские переодевания, и исполнительское мастерство сказочников, и театральное действие хороводных игрищ и маскирование. В театрах игры реализуется процесс народного воспитания путём синтеза разных видов искусства: песню, музыку, шутку и юмор, и самое главное игру, но, к большому сожалению, не в достаточном объеме.

С этой целью нужно повысить качество и уровень проведения конкурсов между театрами игры, повысить престиж конкурсов профессионального мастерства организаторов по игровому творчеству. В учреждениях культуры и образования создать новые творческие лаборатории для реализации воспитательного потенциала игры, с целью поднять игровой жанр на более качественный и профессиональный уровень.

Проанализировав научную, художественную и методическую литературу, мы пришли к выводу, что педагогические аспекты народно - игровой деятельности в Беларуси имеют давние корни и основывается на фольклорно - этнографической основе. Творческие навыки, приёмы выполнения, характерная преемственность и устойчивость художественных традиций передавалась из поколения в поколение, и закреплялась в сознании народа, как морально-этическая традиция воспитания подрастающего поколения. Ведь издавна известно, что первоначальное назначение народной игры в празднике - это воспитание в человеке чувства национальной принадлежности, патриотизма, смелости, ловкости, эстетичного вкуса, свободы и стремление к победе. Поэтому на современном этапе организации и проведения игровой деятельности нужно реанимировать практичную значительность игры, максимально использовать её творческий и воспитательный потенциал в системе социокультурной деятельности.


Литература:
1. Белорусские народные танцы, хороводы, гульни. / состав. В. С. Семеняков. - Мн., 1989.
2. Гульні, ігрышчы, забавы / Ред.кал.: А.С. Федосик и др. - Мн.: Бел. наука, 2003.
3. Леонтьев А.Н. Психологические проблемы детской игры: проблемы развития психики. / А.Н. Леонтьев. - М.: 1965.
4. Луцевич, Л.В. Игра в контексте гендерной социализации. / Л.В. Луцевич. - Мн.: соц. пед. работа, проблемы воспитания, № 1., 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): народная игра, игра, игровая деятельность, Беларусь, праздник, современная праздничная культура, воспитательный потенциал, игровое творчество, социокультурная деятельность, театр игры.

Похожие статьи

Воспитание детской игровой культуры через народные игры

С тех пор она присутствует в самых разных областях человеческой деятельности. По законам, игры строятся театральные представления и спортивные состязания, даже общение между людьми зачастую подчиняется игровым правилам.

Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника

Основные термины (генерируются автоматически): народная игра, игра, ребенок, народная культура, личная практика обучающихся, педагогическая деятельность, народное творчество, многовековая

Воспитание детской игровой культуры через народные игры.

Фольклорные праздники как средство приобщения...

1. Игровая деятельность. Игра — это всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. Поэтому на праздники мы подбирали традиционные народные игры в соответствии с возрастом детей и темой праздника.

Детские народные подвижные игры как средство патриотического...

Ведь именно иградеятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками.

Ведь народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные...

Игра как один из методов досуговой деятельности в системе...

Наиболее важными функциями игры являются: - воспитательная функция

Играющий человек стремится к творчеству, к раскрытию собственного социокультурного потенциала, развивает игровое самосознание.

Театрально-игровая деятельность | Статья в сборнике...

Театрально-игровая деятельность | Статья в сборнике...

Театрально-игровая деятельность. Авторы: Голдобина Елена Германовна, Быканова Наталья Юрьевна.

После таких экскурсий в театр игры детей заметно оживляются, становятся более разнообразными и эмоциональными.

Приобщение дошкольников к русским народным играм

Музыкальный руководитель отслеживает репертуар хороводных песенных игр, систематизировали русские народные игры, сделали их классификацию и рекомендовали воспитателям для совместной деятельности, вводит детей в мир православной праздничной...

Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников

игра, ребенок, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, сюжет, игровая деятельность, мотивационная сфера, личностное развитие, дошкольное образование, дошкольное детство.

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития...

Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена.

Театрально-игровая деятельность позволяет расширить зону ближайшего личностного развития ребенка, гармонизацию эмоционально-волевой сферы...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Воспитание детской игровой культуры через народные игры

С тех пор она присутствует в самых разных областях человеческой деятельности. По законам, игры строятся театральные представления и спортивные состязания, даже общение между людьми зачастую подчиняется игровым правилам.

Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника

Основные термины (генерируются автоматически): народная игра, игра, ребенок, народная культура, личная практика обучающихся, педагогическая деятельность, народное творчество, многовековая

Воспитание детской игровой культуры через народные игры.

Фольклорные праздники как средство приобщения...

1. Игровая деятельность. Игра — это всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. Поэтому на праздники мы подбирали традиционные народные игры в соответствии с возрастом детей и темой праздника.

Детские народные подвижные игры как средство патриотического...

Ведь именно иградеятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками.

Ведь народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные...

Игра как один из методов досуговой деятельности в системе...

Наиболее важными функциями игры являются: - воспитательная функция

Играющий человек стремится к творчеству, к раскрытию собственного социокультурного потенциала, развивает игровое самосознание.

Театрально-игровая деятельность | Статья в сборнике...

Театрально-игровая деятельность | Статья в сборнике...

Театрально-игровая деятельность. Авторы: Голдобина Елена Германовна, Быканова Наталья Юрьевна.

После таких экскурсий в театр игры детей заметно оживляются, становятся более разнообразными и эмоциональными.

Приобщение дошкольников к русским народным играм

Музыкальный руководитель отслеживает репертуар хороводных песенных игр, систематизировали русские народные игры, сделали их классификацию и рекомендовали воспитателям для совместной деятельности, вводит детей в мир православной праздничной...

Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников

игра, ребенок, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, сюжет, игровая деятельность, мотивационная сфера, личностное развитие, дошкольное образование, дошкольное детство.

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития...

Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена.

Театрально-игровая деятельность позволяет расширить зону ближайшего личностного развития ребенка, гармонизацию эмоционально-волевой сферы...

Задать вопрос