Театрализованно-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Мирошниченко И. В., Шапирова Л. Р., Гусева Е. В., Бледнова Е. Ю., Купцова А. В. Театрализованно-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 56-58. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13330/ (дата обращения: 16.12.2018).



В статье говорится о влиянии театрализованной деятельности на развитие детей, об использовании театрализованной игры в формировании эмоциональной сферы ребенка — дошкольника.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, формы и методы работы, развитие эмоциональной сферы дошкольника

Именно с дошкольного возраста идет активное формирование эмоционального развития. Исследователи выделяют основные новообразования дошкольного возраста: формирование устойчивой системы ценностных эмоциональных отношений в соответствии с различной значимостью для ребенка объектов окружающего мира; способности к эмоциональному сопереживанию другому человеку; формирование языка эмоций как совокупности вербальных обозначений эмоциональных состояний, которые служат средством их осознания. [4,с.7]

П. П. Блонский, П. Ф. Каптерев, Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская и др., выделяют следующие психологические механизмы, которые лежат в основе формирования эмоций: эмоциональное заражение, эмоциональное опосредствование, эмоциональное обусловливание. Наиболее эффективным механизмом формирования эмоций является эмоциональное обусловливание. Особую роль при эмоциональном обусловливании имеют те виды деятельности, которые вызывают эмоциональную реакцию субъекта, это игра и восприятие произведений искусства (музыки, литературы, театра и др.) [4, с.9]

Игра наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.). При этом, это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт. [5, с.22]

Театрализованная игра, как один из ее видов, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Наконец, театрализованная игра, является средством самовыражения и самореализации ребенка. Кроме того, специальные театрализованные игры развивают творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности, Они помогают формировать самостоятельность, инициативу и стремление применять знакомый репертуар для игровой ситуации и в повседневной жизни. [2, с. 24].

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей. Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. [3, с.11]

Эстетическое влияние театрализованных игр может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем. [3, с.12]

Благодаря театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Благодаря нравственной направленности текста, театрализованная игра позволяет ребенку опосредованно решать проблемную ситуацию от лица своего персонажа, что способствует формированию навыков социального поведения [1] А так же позволяет ребенку решать многие проблемные: помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Именно поэтому, в современных подходах к руководству формированием эмоций у ребенка в подавляющем большинстве используются средства, построенные на игровой и музыкально-эстетической деятельности. [4, с.9]

Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. [1]

Использование театрализованной деятельности в целях формирования эмоциональной сферы ребенка становится возможным при выполнении следующих условий: единства социально-эмоционального и когнитивного развития; насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием; постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности; совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей) [1].

При проведении театрализованной игры педагог должен учитывать, что выявление прежнего эмоционального опыта ребенка и формирование нового идут параллельно, иногда даже слитно; второй (наиболее важный для воспитания) невозможен без первого, а первый без второго - бесполезен. Дело в том, что процесс выявления, обнаружения эмоций некоторых детей, когда он происходит в присутствии всей группы, необходим не только воспитателю, который использует его как условие изменения несоответствующей позиции ребенка; этот процесс помогает дошкольникам понимать друг друга, заострять внимание на сильных и слабых сторонах характера сверстника, проникнуться его переживаниями [1].

Таким образом, театрализованно-игровая деятельность обладаетвозможностями не только развития эмоционально- волевой сферы ребенка, но и способствует становлению его личности, посколько участие в этой деятельности создает оптимальные условия и возможности для социальной адаптации дошкольников, а также приобщения их к художественной культуре. [4,с.14] Исскуство, являясь важнымфактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияние на эмоциональную сферу ребенка, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную функции. [4,с. 13]

Все вида исскуства, с которыми ребенок соприкасается в дошкольном возрасте, положительно влияют на адекватностьего поведения, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье. [4,с. 14]. Театрально-игровая деятельность позволяет расширить зону ближайшего личностного развития ребенка, гармонизацию эмоционально-волевой сферы, направленную на преодоление негативных эмоциональных состояний, нарушений в функционировании или отсутствий в развитии тех или иных составляющих эмоциональной сферы ребенка, а также компенсацию негативных особенностей личности, складывающихся на основе данных процессов. [4, c.19]

Литература:

  1. Асфандиярова, С. Г. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной игре. Открытый урок: обучение, воспитание, развитие, социализация [Электронный ресурс].- Режим доступа URL:http://open-lesson.nen/19/
  2. Акулова, О. А. Театральные игры / О. А. Акулова// Дошкольное воспитание.- 2005.-№ 4.-с.24–32.
  3. Артемова, Л. В. Театральные игрв дошкольников: книга для воспитателя детского сада/ Л. В. Артемова.- М.: Просвещение,1991.-127с.
  4. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6–7 лет:программа театрально-игровой деятельности, планирование, занятия/ авт.-сост. Д. Г. Кайль.- Волгоград: Учитель, 2015.- 131с.
  5. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада/ под ред.А. Д. Кошелевой// М.: Просвещение, 1985.-175с. [Электронный ресурс].- Режим доступа URL:http://www.studmed.ru/kosheleva-ad-red-emocionalnoe-razvitiedoshkolnika-posobie-dlya-vospitateley-det-sada_3db20dd9ef9.html
Основные термины (генерируются автоматически): театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра, внешнее выражение, настроение героев.

Ключевые слова

театрализованная деятельность, формы и методы работы, развитие эмоциональной сферы дошкольника

Похожие статьи

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через...

театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра, внешнее выражение...

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего...

театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра, внешнее выражение...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного...

театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра, внешнее выражение...

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.

Театрализованная деятельность — передача эмоций, характера героев и отношение их друг к другу.

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости...

эмоциональная отзывчивость, старший дошкольный возраст, театрализованная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, эмоциональная отзывчивость детей, эмоциональная сфера...

Роль театрально-игровой деятельности в формировании...

театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра, внешнее выражение...

Развитие социально-эмоциональной сферы мальчиков...

театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра, внешнее выражение...

Формирование у старших дошкольников эстетических чувств...

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития... театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра...

Театрализованная игра как эффективное средство социальной...

театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра, внешнее выражение...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через...

театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра, внешнее выражение...

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего...

театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра, внешнее выражение...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного...

театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра, внешнее выражение...

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.

Театрализованная деятельность — передача эмоций, характера героев и отношение их друг к другу.

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости...

эмоциональная отзывчивость, старший дошкольный возраст, театрализованная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, эмоциональная отзывчивость детей, эмоциональная сфера...

Роль театрально-игровой деятельности в формировании...

театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра, внешнее выражение...

Развитие социально-эмоциональной сферы мальчиков...

театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра, внешнее выражение...

Формирование у старших дошкольников эстетических чувств...

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития... театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра...

Театрализованная игра как эффективное средство социальной...

театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра, внешнее выражение...

Задать вопрос