Воспитание детской игровой культуры через народные игры | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Романова, Э. Н. Воспитание детской игровой культуры через народные игры / Э. Н. Романова, О. А. Данилова, М. Л. Ведерникова, А. В. Тебенькова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7426/ (дата обращения: 18.04.2024).

Уже давно игра отделилась от магических действий первобытного человека и начала свою самостоятельную жизнь. С тех пор она присутствует в самых разных областях человеческой деятельности. По законам, игры строятся театральные представления и спортивные состязания, даже общение между людьми зачастую подчиняется игровым правилам.

Через игровые действия человек приближался к пониманию законов мироздания и даже пытался повлиять на их ход. Проигрывая важнейшие жизненные события (женитьбу, рождение ребенка), люди подготавливались к ним и заранее принимали в свою жизнь. Так облегчался переход от одного жизненного этапа к дpугому.

Обязательным было присутствие игр (настольных, подвижных, ролевых) в быту городских семей. Они помогали преодолевать монотонность будней, объединяли разные поколения и поддерживали теплую атмосферу семейного очага.

К сожалению, в наши дни способность к игре у многих людей глубоко погребена под грузом повседневных забот. Очевидно, это одно из проявлений нездоровья общества. Ведь, по мнению многих психологов, здоровым может быть назван только тот человек, кто с равным удовольствием умеет не только работать, но также любит и играть. Однако дети всегда остаются детьми, и, как и много лет назад, именно в игре дети познают мир и самих себя, учатся общению, выплескивают во внешний мир переполняющие их эмоции.

Игра, как и любое другое творчество, ярко отражает внутренний мир личности. Наблюдение за играми современных детей показывает, что Процессы, происходящие в мире взрослых, не обошли стороной и детское сообщество. В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей часто однообразны, иногда это просто калька с популярных мультсериалов; теряется их творческая природа, обедняются сюжеты и содержание. А значит, обедняется и внутренний мир ребенка. Ограничиваются возможности его самовыражения и развития.

За время развития педагогики как науки отношение к детской игре существенно менялось. Были времена, когда быть ребенком означало быть неполноценным взрослым, и наставники предлагали своим воспитанникам более «практичные» занятия, чем игры. Но по мере того, как знания о природе детства углублялись, изменялся и взгляд на ведущую детскую деятельность.

В прошлом веке, когда возрос интерес к народной культуре как явлению, исследователи начали обращаться к народным играм с целью осмысления их значения для развития ребенка. Одним из пионеров в раскрытии этой области знания был детский врач Е. Покровский. На обширном материале собранных им народных игр он доказал их важность для правильного физического и психического развития ребенка. Игры, самостоятельно живущие в детском обществе и тем более игры традиционные, занимают особое место. Они проверены временем и основываются на интуитивно-правильном понимании личности ребенка и его потребностей. Это позволяет им органично и непринужденно входить в жизнь детей.

С педагогической точки зрения народные игры отличает широкая направленность: в каждой решается сразу несколько практических задач (развивается мышление, формируется эмоциональная сфера, укрепляются произвольная память и внимание, тренируется воля, закрепляются полезные навыки общения и неписаные законы существования в группе). Поэтому, расставив по-новому игровые акценты, воспитатель при помощи одной и той же игры может решать разнообразные проблемы. Так, выделив подвижную часть, можно активизировать детей, способствовать эмоциональной разрядке, обеспечить необходимую физическую нагрузку, развивать моторику; акцентировав драматическую сторону и соответствующим образом распределив роли, — разрешить некоторые психокоррекционные вопросы; уделив особое внимание игровым словам и их проговариванию, — проводить логопедическую работу; предложив детям подробнее проиграть бытовые подробности, — расширять их знания о народной культуре. Не говоря уже о том, что каждая из игр сама по себе способствует развитию эмоциональной сферы детей, т. к. игровой процесс сопровождается яркими эмоциями и переживаниями.

Традиционные игровые тексты — одно из самых главных звеньев игры. Считалки, распевки, ролевые слова, заклички как нельзя лучше отвечают потребностям дошкольного детства. Все они имеют для ребенка магическое значение и поддерживают настроение игры. Ребенок, произносящий считалку, ощущает себя почти волшебником, творящим заклинание. Игровые слова, в зависимости от интонации и громкости произнесения, а также контекста применения, уже сами по себе могут активизировать, успокаивать, завораживать, т. е. оказывать мощное эмоциональное и психокоррекционное воздействие.

Дошкольное детство — период активного освоения речи. Дети познают язык через словотворчество, через игру со словами и звуками. Прекрасный материал для этого предлагают считалки и игровые песенки. Произнося веселые, часто тарабарские слова, ребенок получает власть над языком. Язык перестает быть для него необъятным монолитом, состоящим из огромного количества не допускающих искажения слов, а превращается в забавную вещь, которую можно перевернуть вверх тормашками, покатить, попробовать на вкус. В общем, сделать все то, что делает любой ребенок с малопонятной, но интересной вещью, чтобы добраться до ее сути. Благодаря этому он активно и творчески овладевает речью, формируется его речевой аппарат, развивается чувство языка, обогащается словарь.

Большинство народных игр относится к играм с правилами. Соблюдение правил всеми играющими — необходимое условие продолжения игры и бесконечный источник выяснения отношений между детьми. Чем больше они общаются по поводу игры, тем быстрее они находят лучшие формы поведения и разрешения конфликтных ситуаций, учатся в случае необходимости подчинять эгоистические желания интересам группы.

Мир ребенка значительно отличается от мира взрослых: он не хуже и не лучше, он просто — другой. Долгое время ребенок не владеет в достаточной мере способами общения и разрешения проблемных ситуаций, предлагаемых ему взрослыми. Он просто не готов к ним. Наиболее полно ребенок выражает свои чувства и переживания через игру. Игра — естественная форма детского существования. И самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие. Играть с ребенком — значит разговаривать с ним на самом понятном ему языке. Однако неверным было бы представление, что вступающий в игру взрослый опускается на более низкий уровень общения. Скорее наоборот: игра с детьми требует от взрослого высокого профессионализма, пробуждения многих способностей и талантов.

Говоря о важности игр в системе отношений «ребенок — взрослый», нельзя не отметить их личностное значение для воспитателя. Педагог, как и любой другой человек, имеет право на усталость и негативные эмоции. Однако специфика педагогической деятельности часто не позволяет в нужный момент дать выход отрицательному эмоциональному заряду или просто отдохнуть. Универсальным средством физического и душевного отдыха в этой ситуации может служить игра. В играющем взрослом пробуждается к жизни его собственный внутренний ребенок. А значит — наиболее творческая, активная часть личности, открытая познанию, радостному мировосприятию, интуитивно находящая выход из любых ситуаций и нестандартные ответы на многие вопросы.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что диапазон применения народных игр в повседневной жизни чрезвычайно широк. Решать многие практические задачи с их помощью смогут воспитатель и методист, музыкальный руководитель и логопед. Помогут игры при проведении ежедневных занятий, на прогулке, при подготовке к празднику. С их приходом жизнь детской группы станет насыщеннее, разнообразнее и гармоничнее. Хорошо владеющий игровыми навыками педагог сможет достичь с их помощью самых разнообразных целей:

-          активизировать память, внимание, мышление;

-          подготовить детей к определенному виду деятельности;

-          решить сугубо психокоррекционные задачи (работа с агрессией, страхами, замкнутостью, гиперактивностью, сложностями в общении; налаживание внутригрупповых отношений);

-          в предельно естественных условиях выявить особенности межличностных отношений в группе и их динамику.

Практически неограниченные возможности игровых методов всегда предполагают оговорку: игра — один из самых стихийных видов деятельности и чаще всего она начинается спонтанно, ради себя самой, «для удовольствия», без заранее намеченных и продуманных целей. Предварительная жесткая запрограммированность на решение определенных задач может лишить ее непринужденности и разрушить в самом начале. Поэтому нередко более естественным оказывается вхождение взрослого в уже развернувшееся игровое действие. В таком случае простейшие знания об игре позволят ему в полной мере использовать скрытый в ней мощный творческий потенциал, способствующий установлению здоровых, открытых отношений между детьми и взрослыми, помогающий игрокам лучше понимать друг друга. При этом исподволь разрешатся многие вопросы и будут достигнуты вышеупомянутые цели.

Подборка подвижных игр из собрания игр Е. А. Покровского «Детские игры, преимущественно русские» (СПб., 1994 г.)

Представленные игры даны в новой редакции и сопровождаются комментариями, которые должны помочь воспитателю при выборе игрового материала для решения определенных задач. Приводимые игры призваны показать, насколько разнообразны возможности, скрытые в народных играх.

«Дорожки»

На полу (земле, песке) прорисовываются или выкладываются дорожки самых разнообразных форм и протяженности. Задача ребенка — пройти или пробежать по ним, меньше отклоняясь от заданного рисунка.

Игра способствует развитию координации движений, тренирует вестибулярный аппарат. В зависимости от поставленных условий может быть как активизирующей, обеспечивающей необходимую физическую нагрузку (пробежать как можно быстрее, бегать как можно дольше) или успокаивающей (пройти медленно, на носочках, пронести в руках предмет и т. д.). Игра подходит для любого возраста, в младших группах время проведения сокращается и упрощается рисунок дорожек. Желательно проводить игру в небольших подгруппах (3–7 детей).

Игра может с успехом включаться в любые игровые занятия (например, на занятии по рисованию дети могут проходить по выложенным узорам, которые им затем необходимо нарисовать на бумаге), может помогать в обучении детей ориентировке в пространстве: ребенок медленно проходит по дорожкам с закрытыми глазами, ориентируясь на подсказки других детей или воспитателя — направо, налево и т. п. Если детям предлагается пройти по дорожке, держась за руки, то разрешение коллективной задачи будет способствовать обучению навыкам групповой деятельности.

«Трубочки»

Играющие попарно берутся за руки и начинают кружиться вокруг себя, приговаривая: «Вьется ли, вьется ли трубочка. Вьется ли, вьется серебряная». Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не упадет. Если игра проводится как коллективная, то из сохранивших равновесие могут составляться новые пары.

Игра подходит для любого количества играющих и для всех возрастных групп. Способствует тренировке вестибулярного аппарата. Развивает эмоциональную сферу детей. Может применяться в качестве психоэмоциональной разрядки после интеллектуальной нагрузки (по поводу проведения этой игры следует проконсультироваться с медицинской сестрой д/с, т. к. для такого рода игр существуют медицинские ограничения).

«Кривое колесо»

Играющие становятся, взявшись за руки, спиной в круг. Круг начинает вертеться вокруг своей оси, одновременно продвигаясь к заранее намеченной цели. Оторвавшиеся от круга выбывают из игры и считаются потерянными спицами.

Для детей с 4-х лет. Подвижная, коллективная игра. Развивает эмоциональную сферу детей. Применима в качестве эмоциональной разрядки после интеллектуальной нагрузки. Закладывает навыки коллективной деятельности (при предварительно оговоренном условии как можно дольше сохранить целостность колеса).

 

Литература:

 

1.                  Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л. С. Выготский — Санкт-Петербург, 1997.

2.                  Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учеб-но-методическое пособие. Изд. 2-е, перераб. и дополн. — СПб: Изд. «Детство-Пресс», 1998.

3.                  Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. — М.: Пед. общество России, 2000.

4.                  Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1982. — 128с.

5.                  Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. — 3-е изд., испр. — М.: Линка-Пресс, 2009. — 96 с.

6.                  Новосёлова С. Л. Игра дошкольника. — М.: Просвещение, 1989. — 286 с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, эмоциональная сфера детей, вестибулярный аппарат, дошкольное детство, интеллектуальная нагрузка, мир взрослых, народная культура, необходимая физическая нагрузка, эмоциональная разрядка.

Похожие статьи

Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника

игра, ребенок, эмоциональная сфера детей, эмоциональная разрядка, необходимая физическая нагрузка, народная культура, мир взрослых, интеллектуальная нагрузка, дошкольное детство, вестибулярный аппарат.

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое...

Музыкально-ритмическое развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие дошкольника: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развивается опорно-двигательный аппарат. Кроме этого, ребенок делается чутким к красоте в...

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, течение дня, эмоция, настроение, режимный момент, схематическое изображение лиц мальчиков.

Способы развития эмоционального интеллекта у детей...

эмоциональный интеллект, дошкольный возраст, эмоция, ребенок, дошкольное образование, эмоциональное отношение

ребенок, эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, художественная литература, развитие, эмоция, художественное произведение...

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через...

театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра, внешнее

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного...

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего...

театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра, внешнее выражение...

Сенсорная комната — альтернативный способ развития...

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности. Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья...

Основные направления работы по психомоторному развитию...

ребенок, интеллектуальная недостаточность, Изобразительная деятельность, психомоторное развитие детей, развитие, работа, Дом ребенка, взрослый, направление, эмоционально-волевая сфера.

Характеристика интеллектуальной сферы детей старшего...

В познавательной сфере детей старшего дошкольного возраста, образуются все более тесные взаимосвязи мышления с речью.

Они имеют ситуативный характер и чаще всего определены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.

Похожие статьи

Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника

игра, ребенок, эмоциональная сфера детей, эмоциональная разрядка, необходимая физическая нагрузка, народная культура, мир взрослых, интеллектуальная нагрузка, дошкольное детство, вестибулярный аппарат.

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое...

Музыкально-ритмическое развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие дошкольника: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развивается опорно-двигательный аппарат. Кроме этого, ребенок делается чутким к красоте в...

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, течение дня, эмоция, настроение, режимный момент, схематическое изображение лиц мальчиков.

Способы развития эмоционального интеллекта у детей...

эмоциональный интеллект, дошкольный возраст, эмоция, ребенок, дошкольное образование, эмоциональное отношение

ребенок, эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, художественная литература, развитие, эмоция, художественное произведение...

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через...

театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра, внешнее

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного...

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего...

театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра, внешнее выражение...

Сенсорная комната — альтернативный способ развития...

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности. Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья...

Основные направления работы по психомоторному развитию...

ребенок, интеллектуальная недостаточность, Изобразительная деятельность, психомоторное развитие детей, развитие, работа, Дом ребенка, взрослый, направление, эмоционально-волевая сфера.

Характеристика интеллектуальной сферы детей старшего...

В познавательной сфере детей старшего дошкольного возраста, образуются все более тесные взаимосвязи мышления с речью.

Они имеют ситуативный характер и чаще всего определены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.