Иноязычная компетентность как составная часть профессиональной компетентности будущего специалиста в области прикладной информатики и вычислительной техники
Автор: Саярова Светлана Александровна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Статья просмотрена: 720 раз
Библиографическое описание:
Саярова, С. А. Иноязычная компетентность как составная часть профессиональной компетентности будущего специалиста в области прикладной информатики и вычислительной техники / С. А. Саярова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 290-292. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1671/ (дата обращения: 17.12.2024).
- Одним из важнейших
направлений расширения за последние годы
профессионально-технического поля специалистов в системе среднего
профессионального образования является переход на многоуровневое
непрерывное образование молодежи. Многоуровневая структура
подготовки специалистов требует становления качественно новой
системы среднего профессионального образования, обеспечивающей
высокоэффективную профессиональную подготовку будущих специалистов.
Одним из стратегических направлений реформирования здесь является
совершенствование профессиональной многоуровневой подготовки
специалистов. Профессиональные знания специалистов представляют
собой систему общенаучных и специальных знаний, формирование которых
начинается в рамках общеобразовательных дисциплин, продолжается в
общепрофессиональных курсах и заканчивается в предметах специального
цикла. Проблемы совершенствования профессиональной подготовки
специалистов в средних специальных учебных заведений можно решить с
помощью взаимосвязи между дисциплинами общеобразовательного и
профессионального циклов.
- Принцип взаимосвязи общего и профессионального образования был сформулирован и обоснован советскими педагогами еще в 20-е годы. Педагоги 1920-х гг. считали, что специфика профессиональной педагогики состоит в том, что она опирается не только на общую педагогику, но и на принципы техники и технологии. В истории профтехобразования проблема взаимосвязи общего и профессионального образования была предметом анализа таких выдающихся педагогов, как Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский, П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, А.Н. Веселов, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин [1]. В настоящее время наиболее значимые результаты в этой области связаны с исследованиями Г.И. Ажикина, И.В. Барановой, А.П. Беляевой, П.Н. Новикова, В.Е. Чахоянца, Ю.С. Тюнникова и др. [2]
- В связи с расширением внешнеэкономических связей России, выходом ее на международный рынок, бурным развитием новых компьютерных технологий, средств телекоммуникации и связи, глобальных вычислительных сетей, развитием единого мирового образовательного пространства перед образовательными структурами встала проблема формирования системы обучения иностранному языку, которая определяется современным социальным заказом на подготовку специалистов в области прикладной информатики вычислительной техники. Особенно эта проблема актуальна в условиях автоматизированного производства, среди вновь появляющихся и пока еще нерусифицированных информационных технологий, языков программирования и их скорейшей адаптации к социально-экономическим условиям нашего общества.
- В связи с этим существенно меняется место и роль иностранного языка в системе профессиональной подготовки кадров в области программирования и информатики в целом. Первостепенное значение приобретают не только практические навыки владения иностранным языком, предполагающие знание делового языка в устной и письменной речи, умение использовать язык в своей профессиональной деятельности, но и комбинация этих умений с профессиональной работой на компьютере.
- Анализ, как рынка труда в сфере использования прикладных информационных технологий, так и результатов подготовки специалистов в области прикладной информатики и вычислительной техники, показывает, что многие выпускники средних специальных учебных заведений действительно могут читать литературу по специальности со словарем или работать с текстом, используя, электронные переводчики, но затрудняются излагать свои мысли на иностранном языке как в повседневной, так и в деловой сфере. Большинство так и не научилось работать с иноязычной литературой «с листа», читать поступающую по каналам связи компьютерную информацию, передаваемую на иностранном языке, осмысливая, что там изложено. К сожалению, они не в состоянии участвовать в процессе коммуникации, затрудняются в восприятии иностранной речи на слух и визуально, не способны к быстрой трансформации переведенного сообщения; его актуализации и адаптации для обратной связи. Все это является следствием недостаточной разработанности проблемы обучения иностранному языку в профессиональных учебных заведениях в тесной связи с получаемой профессией.
- К числу недостатков современной языковой подготовки выпускников в области прикладной информатики и вычислительной техники средних специальных учебных заведений относится [3]:
- - в современной системе подготовки специалиста в области прикладной информатики и вычислительной техники отсутствует непрерывная система подготовки по иностранному языку;
- - недостаточный объем времени, отводимый учебным планом на изучение дисциплины «английский язык», отсутствует преемственность с другими предметами в системе подготовки специалиста в области прикладной информатики и вычислительной техники;
- - ограниченное количество или полное отсутствие учебных пособий по иностранному языку в профессиональной области и отсутствие программ обучения иностранному языку в техникумах и вузах, отражающих специфику конкретной специальности.
- В современных условиях формирование знаний не является главной целью образования. Знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в современном информационном обществе. Для человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения в конкретных ситуациях, для разрешения проблем, возникающих в реальной деятельности. Таким образом, знания являются базой компетентности человека, которая рассматривается при компетентностном подходе (Д.А.Иванов, К.Г.Митрофанов, О.В.Соколова и др.) [4] .
- Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, т.е. результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.
- На основе компетентностного подхода педагогический коллектив, используя весь спектр педагогических средств и приемов, должен разработать модель профессионально важных качеств профессионала – выпускника среднего профессионального учебного заведения по специальности Прикладная информатика и вычислительная техника. Для этого следует выделить необходимые профессиональные компетенции и поведенческие характеристики, подобрать инструменты обеспечения формирования этих качеств и компетенций, выработать эффективные способы формирования профессиональной компетентности. В формировании этой компетентности у учащихся должен участвовать весь педагогический коллектив, преподающий как дисциплины естественнонаучного и гуманитарного циклов, так и общепрофессиональные и специальные дисциплины. Большую роль здесь играют также традиции рабочих коллективов, в которых проходит производственная практика учащихся, и организация внеклассной работы с учащимися, вовлечение их в общественную жизнь своего учебного заведения.
- Вся эта взаимосвязанная учебно-познавательная и учебно-профессиональная деятельность в совокупности и является основой формирования общекультурного базиса профессионала в области прикладной информатики.
- В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность» рассматривается как: совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных знаний; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий и др. [5, с.51]
- Компетентностный подход к построению модели подготовки будущих специалистов в области прикладной информатики и вычислительной техники выявляет значимость иностранного языка не только как средства коммуникации в профессиональной сфере деятельности программиста, но и его роль в построении конструкций формальных языков (на основе идентичности морфологических, синтаксических, семантических конструкций английского языка и языков программирования), что является неотъемлемым атрибутом профессиональной компетентности будущих специалистов в области прикладной информатики.
- Иноязычная компетентность это совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения иностранному языку, а также способность к выполнению определенной деятельности на основе полученных знаний, навыков и умений [18].
- Иноязычная компетентность специалиста в области прикладной информатики и вычислительной техники является неотъемлемым компонентом его профессиональной компетентности, так как позволяет современному специалисту в своей профессиональной деятельности максимально адекватно актуализировать себя интеллектуально как на рецептивном, так и на продуктивном уровне и благодаря которой он сможет знакомиться с новейшими достижениями в профессиональной области.
- Все языки программирования, являющиеся средством работы специалиста в области прикладной информатики и вычислительной техники, основаны на лингвограмматических конструкциях английского языка, от уровня владения которым зависит быстрота запоминания и истолкования конструкций языков программирования. Кроме этого, у специалиста, владеющего английским языком, улучшается реакция общения с операционной системой в процессе интерактивного диалога, намного быстрее решается проблема отладки и редактирования программы и многие другие профессиональные аспекты деятельности специалиста в области прикладной информатики и вычислительной техники.
- Различные программы стандартно создаются на английском языке, так как фирмы часто заключают договоры с иностранными инвесторами. И чтобы работать с программой, необходимо знание иностранного (английского) языка. Изучение английского языка - это уже первая ступень для более углубленного изучения языка программирования и для большего профессионализма в области прикладной информатики и вычислительной техники.
- При переводах знание английского языка помогает избегать малейших ошибок и неточностей, а это может помешать дальнейшей работе или привести к сбою в системе. Так же сегодня предлагается много технической информационной литературы, в которой без знания языка не так просто разобраться или вообще практически невозможно.
- Таким образом, знание иностранного языка является составной частью профессиональной подготовки будущих специалистов в области прикладной информатики и вычислительной техники и предпосылкой их успешной профессиональной деятельности. Иноязычную компетентность можно рассматривать как способность будущих специалистов решать различные задачи в сфере профессиональной деятельности, работать с научно-технической литературой и документацией на иностранном языке, выполнять поиск и анализ информации, необходимой для изучения зарубежного опыта в области выбранной специализации, и, тем самым, создавая предпосылки для профессионального и личного роста, тем самым повышая эффективность профессиональной деятельности.
- Литература:
- Принцип взаимосвязи общего и профессионального образования был сформулирован и обоснован советскими педагогами еще в 20-е годы. Педагоги 1920-х гг. считали, что специфика профессиональной педагогики состоит в том, что она опирается не только на общую педагогику, но и на принципы техники и технологии. В истории профтехобразования проблема взаимосвязи общего и профессионального образования была предметом анализа таких выдающихся педагогов, как Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский, П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, А.Н. Веселов, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин [1]. В настоящее время наиболее значимые результаты в этой области связаны с исследованиями Г.И. Ажикина, И.В. Барановой, А.П. Беляевой, П.Н. Новикова, В.Е. Чахоянца, Ю.С. Тюнникова и др. [2]
Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых.- Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с. С. 172-175
Галимов, Е.В. Проектирование и содержание спецкурсов по совершенствованию профессиональной подготовки техников металлургического производства / Е.В. Галимов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Галимов. -Тольятти., 2007.-24 с.
- Гудкова, С.А. Проектирование и реализация технологии формирования профессиональной компетентности программистов при обучении иностранному языку в колледже: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 : Тольятти, 2002 210 c.
Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий, пособие /Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. — М.: АПК и ПРО. - 2003. - 101с.
- Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. – 2008. - № 10. – С.51.
- Архипова, Г.С. Формирование иноязычной компетентности будущего специалиста (медицинского профиля) / Г.С. Архипова: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 .-Чита.: РГБ ОД, 2006.-С. 12-13