Модели и проблема саморазвития и социализации в мультисреде
Авторы: Романов Александр Олегович, Кучко Татьяна Игоревна, Козырева Ольга Анатольевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 961 раз
Библиографическое описание:
Романов, А. О. Модели и проблема саморазвития и социализации в мультисреде / А. О. Романов, Т. И. Кучко, О. А. Козырева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1516/ (дата обращения: 17.12.2024).
- Современное общество рассматривает систему
полисубъектных отношений в различных методико-методологических
аспектах постановки и решения проблем моделирования и апробации
средств и методов педагогической деятельности, фасилитирующей
включение субъектов культуры, деятельности и общения в социально,
практико и личностно значимые отношения, предопределяющие получение
продукта как результата роста, самоутверждения, саморазвития,
самореализации и состоятельности в микро-, мезо-, макро-, мега- и
мультисредах. Под мультисредой мы будем понимать результат
совокупности включений субъекта общества в микро-, мезо-, макро- и
мегасреды или группы, накладывающий социально и личностно допустимые
ограничения в правилах и системе предпочтений, фасилитирующих
оптимальную социализацию субъекта в обществе в целом и его процессы
самоопределения, самосовершенствования и самореализации в
соответствии с основными противоречиями культурно-исторического
пространства и личностного самоопределения, самоутверждения,
самореализации и самосовершенствования. Необходимо отразить в таком
контексте дефиниции феномена «саморазвитие». Во-первых,
под саморазвитием мы
будем понимать механизм социальной среды, индуцирующий и
предопределяющий возможность и особенности формирования потребностей
в качественно-количественных изменениях в формировании и
трансформации склонностей, интересов, способностей, моделей
отношений, поведения и преобразования объективной реальности у
человека, индивида, субъекта, личности, системно расширяющих свои
возможности и результативность в структуре ведущей деятельности и
общения согласно противоречиям современной педагогической практики
«хочу – могу – надо – есть».
Во-вторых, под саморазвитием
мы будем понимать средство самореализации, предопределяющее
востребованность человека, индивида, субъекта, личности в микро-,
мезо-, макро-, мега- и мультисредах или иными словами –
условие и средство социализации личности в полном смысле данного
феномена. В-третьих, под саморазвитием
мы будем понимать индивидуально, субъектно, личностно и социально
ориентированную функцию в антропологической системе, синергетично
восстанавливающую баланс в решении проблем и противоречий
современной науки и практики в рамках учета закона нормального
распределения (распределение Гаусса) всех событий и явлений,
характеристик, задач, условий, результатов в социальном
пространстве, где определение нормы того или иного изучаемого
феномена в педагогической практике есть процесс соотнесения
ценностей гуманизма и среднего значения данной характеристики,
корректировки педагогических методов и средств, целей и условий,
создающих предпосылки для сохранения, трансформации и устойчивости
антропосистемы и каждого человека, индивида, субъекта и личности в
ней. В-четвертых, под саморазвитием
мы будем понимать модель деятельности субъекта и личности,
реализующих свой потенциал в формировании культуры самостоятельной
работы (КСР), культуры сотрудничества и сотворчества,
коммуникативной культуры, профессиональной культуры и общей культуры
как итога преобразований всех моделей деятельности и общения в
микро-, мезо-, макро-, мегамасштабах. КСР – это совокупность
формально-логических, содержательно-методологических
требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как
психолого-педагогическому феномену,
обуславливающему становление, формирование и развитие личности,
способной адекватно строить профессионально-деятельностные
и досуговые модели, фасилитирующие изучение проблем, их анализ и
решение в традиционной и нестандартной формах, приводящих к
получению разнообразных продуктов интеллектуальной собственности и
различным благам, создающих предпосылки для развития средств, форм,
условий, технологий профессионально-трудовой деятельности и общения.
В-пятых, под саморазвитием
мы будем понимать биологическую функцию организма, реализующую
задачи и условия самосохранения и социализации личности в
мультисреде.
- В связи с этим можно говорить о постановке проблемы саморазвития в контексте реализации идей методологии современной педагогики.
- Аксиолого-акмеологическая парадигма формирования КСР и условия саморазвития и социализации личности в мультисреде. Аксиологическая парадигма формирования КСР представляет собой совокупность идей гуманно-личностной педагогики, где ценность человека и его потребностей, возможностей и результатов деятельности является первостепенной в структуре развития государственных отношений и политики в областях, прямо и косвенно связанных с человеком (образование, медицина, просвещение, досуг и пр.). В соответствии с законом «Об образовании», Концепцией модернизации образования, Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка – каждый человек имеет право на образование. Образование как ценность в феноменологическом ракурсе рассмотрено Б. С. Гершунским, а в процессе обучения в сузах и вузах ценность формируемой самостоятельности как качества и самостоятельной работы как психодидактического феномена первостепенны. Акмеологическая парадигма формирования КСР базируется на положении, что у каждого субъекта социального пространства как единицы мультисредового конгломерата имеется своя вершина в различных областях деятельности, социализации, самореализации, самосовершенствования, взаимодействия, где можно условно выделить модель данного явления и условия ее функционирования в различных пространственно-временных ограничениях и специфических стимулах-направлениях, фасилитирующих получение социально значимого и личностно допустимого варианта решения поставленной проблемы или задачи, связанной с тремя основными направлениями развития субъекта, личности, уникума в обществе (гражданское, трудовое, семейное) и общества в целом как среды, создающей условия для сохранения и преумножения культурно-исторических, национально-гражданских, общечеловеческих ценностей и стереотипов взаимодействия (моделей взаимоотношений) ее единиц. КСР в аксиолого-акмеологическом рассмотрении феномена – это явление социальное и личностное, где общество создает условия для рождения, становления, формирования, развития, самоопределения, самосовершенствования, самореализации, взаимодействия и социализации личности, сохраняющей и трансформирующей внутреннее и внешнее согласно законам и положениям акмеологии как современной науки, трактующей высшие ценности – первостепенными и базовыми в структуре педагогического знания, позволяющего осуществлять все процессы, связанные с уникальным рождением личности в полном смысле этого феномена и сохранением и преумножением мультисредового, государственно-регионального наследия нации и народов. Саморазвитие и социализация в аксиолого-акмеологическом рассмотрении есть специфические функции мультисреды, характеризующие возможность и результат в формировании и востребованности в социальной среде таких качеств личности, как востребованность, устойчивость, конкурентоспособность, адаптированность, креативность, гибкость, гуманизм, здоровье, продуктивность в микро-, мезо-, макро-, мега-, мультимасштабах.
- Антропологическая парадигма формирования КСР и условия саморазвития и социализации личности в мультисреде. Антропологическая парадигма формирования КСР представляет собой продолжение идей К. Д. Ушинского, Б. Г. Ананьева, П. П. Блонского, В. И. Журавлева, Б. М. Бим-Бада, Ю. И. Салова и др. об уникальной природе человека, порождающего своей персоной антропологическое поле, в котором происходит зарождение и сохранение человеческого в человеке через такие феномены, как общение, воспитание, обучение, образование, развитие, социализацию, самоопределение, самовоспитание, самообучение, самообразование, саморазвитие, самореализация, самосовершенствование, культуру, искусство и пр. Гибкость формирования КСР в системе полисубъектных отношений и мультисредовых связей уникальна, ее неоднородность и персонифицированность не всегда может быть объяснена с точки зрения научного подхода, т.к. психолого-педагогические ожидания формирования КСР порою не совпадают с практическими результатами, здесь может быть изменена система распределения суточного времени (8 часов – на сон, 8 часов – на труд, 8 часов – на хобби), ее перераспределение в ситуациях выбора, эзотерические нюансы полисубъектных отношений и их продуктивность (наличие продуктов творчества научного, словесного, музыкального, графического и пр.). Саморазвитие и социализация в антропологическом рассмотрении есть специфические функции антропосистемы, соблюдающие ее порядок и устойчивость, системно трансформирующих опыт деятельности каждого человека, индивида, субъекта, личности согласно предпочтениям, возможностям, социальному заказу и менталитету в обществе.
- Культурологическая парадигма формирования КСР и условия саморазвития и социализации личности в мультисреде. Культурологическая парадигма формирования КСР опирается в своем определении на то, что культура как механизм сохранения общества и человека, их смыслов и феноменологических возможностей формирует богатейший духовный и материальный конгломерат средств и методов социального и педагогического сотрудничества, использование коих ведет к тому, что внутренний мир индивида, субъекта, личности в своей структуре развивает механизм самосохранения, самопрограммирования, самореализации, самосовершенствования и пр. как биологического, так и социального, и данный механизм ни что иное, как КСР, который мы знаем в разнообразных словесно-логических и структурно-логических моделях и их уникальных личностно и социально обусловленных решениях. Феноменология КСР в структуре внутренних и внешних связей и единиц будет той позицией, где индивид, субъект, личность может расти согласно генетическим и культурно-социальным возможностям от низших форм к высшим, принося в копилку культуры и цивилизации материальные блага в широком смысле этого понятия, становясь в педагогике отношений уже не ребенком, потребляющим материальные блага, а взрослым в полном смысле данного слова (создание превышает потребление). КСР является единицей культурологического пространства, обеспечивает устойчивость личности в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредах, переводя личность постепенно от простых форм сотрудничества и сотворчества к высшим, уникальным, где человек благодаря его разуму, душевным свойствам и телесному облику с его продуктами творчества становится подлинным достоянием культуры и истории. Саморазвитие и социализация в культурологическом рассмотрении есть механизмы самосохранения человека и общества в культуре и деятельности, пространстве и времени.
- Социально-средовая парадигма формирования КСР и условия саморазвития и социализации личности в мультисреде. Социально-средовая парадигма в структуре формирования КСР базовыми положениями своей системы определяет, что общество, среда создает условия для формирования индивида, субъекта, личности согласно его генетическим возможностям и педагогической направленности субъектов, включающих данного индивида, субъекта, личность в систему микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредовые отношения и роли. Среда с ее богатейшим наследием материального и духовного начала создает условия для формирования интересов ребенка, стимулирует переход интересов в предпочтения, мотивы, выбор моделей будущей профессиональной деятельности, связанной с развитием способностей, данных природой и востребованных обществом, средой в определенных масштабах и качествах, ролях и отношениях, явлениях и процессах, коие регулируются государственной властью, системой морально-этических норм, а также моделями-отношениями, благоприятно влияющими на здоровье индивида, субъекта, личности, общества, на координацию отношений и аспекты профессионального сотрудничества и сотворчества, на модель развития индивид–субъект–личность, на модель взаимосвязи и взаимовлияния гражданин–труженик–семьянин, на модели мультисредового конгломерата ребенок–родитель–прародитель, ученик – работник – мастер – учитель и пр. Среда создает условия для развития тех способностей, которые являются или востребованными средой, субъектами деятельности и общения, или уникально раскрывающими природу субъекта общества, среды, деятельности, культуры, подобно модели явления резонанса частота общественных отношений провоцирует появление частот субъектов общества в различных номинациях и видах творчества и труда, примерно равных частоте общественных отношений, либо благодаря математическому сложению графических величин – являются антиподом общественных отношений (социальные революции, научные открытия и др.). В таких условиях – КСР – средство фасилитации включения индивида, субъекта, личность в социальные отношения в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. Итак, КСР – это, с одной стороны, механизм социальной среды фасилитирующий включение индивида, субъекта, личность в социальные отношения и роли, с другой стороны, – механизм внутреннего, генетического развития индивида, обеспечивающий жизнеспособность индивиду в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредах, а формирование КСР – необходимое условие развития отношений и связей социального и личностного аспектов взаимовлияния и сотрудничества.
- Нами рассмотрены и представлены не все парадигмы
формирования КСР и модели саморазвития и социализации. Работа будет
продолжаться, акцент сделаем на практические нюансы саморазвития и
социализации личности в мультисредах.
- Литература
- Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.
- Козырева, О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА , 2010. – 217 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.