Библиографическое описание:

Чеканова А. В. Игра-экспериментирование с природным материалом, как средство развития восприятия у детей раннего возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 134-135.

Мышление ребенка до трех лет непосредственно связано с восприятием – он мыслит, устанавливая связи между воспринимаемыми предметами и действуя с ними. Отметим: среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит именно восприятию. Поведение и сознание целиком определяются тем, что воспринимает ребенок здесь и сейчас. Все переживания сосредоточены на окружающих его предметах и явлениях.

Как у взрослых, так и у ребенка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В процессе свободного экспериментирования малыш приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или в ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к перестройке, как самих действий, так и представлений об окружающих предметах. В данной деятельности явно представлен момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.

Роль воспитателя, заключается не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность. Исполнение этой роли предполагает показ специальных интригующих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Возможность оперировать ими, открывать их новые свойства стимулирует, в свою очередь самостоятельную поисковую активность.

Задача педагога в работе с детьми раннего возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Природа существует в жизни малыша с самого рождения. Знакомя детей с природой, мы выбрали такие привычные и знакомые вещества, как песок и вода. Песок и вода могут присутствовать в группе весь год. Дети узнают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение, восприятие и сенсомоторные способности, а так же мелкую моторику.

Для того чтобы ребенок познал свойства предметов, в его развивающую среду их надо ввести, а наряду с этим следует проводить игры – экспериментирования и занятия по развитию тактильных чувств ребенка.

Малыши проводят эксперименты: льют, переливают из одной емкости в другую, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого нет. Малыши очень любят эти игры – эксперименты!

В каждом месяце проводим 3-4 занятия. Темы занятий по знакомству с песком: «Сыпем, лепим», «Постройка из песка домика для зайчика», «Отпечатки наших ручек», «Пирожки для куклы Кати», «Норки для ежат», «Посадим огород». Играя с детьми, показываем им, какой песок сухой, какой мокрый, как получается кулич из мокрого песка и не получается из сухого. Все свои действия обязательно комментируем, проговариваем, развивая речь малыша. Играя с песком, дети очень любят закапывать и потом раскапывать различные игрушки. Малыши трогают песок, пересыпают, копаются в нем руками, игрушками – чем не занятие для развития мелкой моторики?

Наряду с ознакомлением со свойствами песка знакомим детей и со свойствами воды. Темы занятий по знакомству с водой: «Наливаем – выливаем», «Ловись рыбка», «Поймай шарик», «Как растения пьют водичку», «Уточки плавают», «Моем овощи и фрукты». Игры с водой не только увлекательные, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Во время этих игр обращаем внимание малышей на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без. Проводя игры с водой, включаем приемы самомассажа ладоней и пальцев, т.е. поглаживания, манипуляции, при которых рука скользит по коже. Опыты и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот.

Знакомство со свойствами воды и песка на занятиях проводим поэтапно:

1 этап: привлечь внимание малыша к тактильному объекту.

2 этап: показать, как обследовать объект.

3 этап: дать малышу действовать самостоятельно.

Для игр – экспериментирований и занятий с малышами в нашей группе оборудован центр «Песок – вода», с необходимым набором предметов и оборудования: наборы плавающих и неплавающих предметов, чашечки, стаканчики, лейки, трубки, черпачки, песочные наборы, ситечки и другие предметы. К любому занятию с ребенком подходим творчески, стараемся увлечь, заинтересовать малыша.

Игры – экспериментирования способствуют развитию воображения. Ребёнок изучает свойства и назначения предметов, знакомится с миром, учится наблюдать. Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия: пустой, полный; широкий, узкий; легкий, тяжелый. Дети учатся устанавливать физические закономерности, овладевают представлениями об объёме, форме, изменениями веществ, свойств и возможностей того или иного материала. Учатся способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони). Игра – экспериментирование развивает фантазию, творческие способности, воспитывает положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей, аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами. Формирует у детей навык практического экспериментирования с разными материалами. Такие игры чрезвычайно полезны для разных сторон развития, и, конечно же, делают жизнь детей полнее и интереснее.

Важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, доставлять удовольствие. Малыш радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению что-то сделать самому. Радость – залог успешного развития детей на ступени раннего возраста.


Литература:

  1. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001 – 2002 года. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002.

  2. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.

  3. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий – М.: Мозаика - Синтез, 2008.

  4. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М.: Москва – Синтез, 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): раннего возраста, детей раннего возраста, средство развития, общения детей раннего, дошкольного возраста, развития общения детей, среднего дошкольного возраста, развития речи детей, детей среднего дошкольного, средство развития речи, Педагогические условия развития, речи детей среднего, условия развития общения, развития детей, детьми раннего возраста, развития детей раннего, ступени раннего возраста, средство развития восприятия, новые свойства, Похожая статья.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос