Библиографическое описание:

Козырева О. А., Соловьева Е. В., Бебко М. И. Функции и феноменология управления в системе педагогического знания [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 323-325.

Управление образовательными системами – отрасль педагогической науки, планомерно изучающая закономерности, принципы, виды, формы, методы, средства, методики, технологии управления педагогическим коллективом в условиях пространственно-временных, государственно-региональных, национально-этнических и пр. ограничений и стимулов, гибко отражая решение противоречий планирования и организации учебно-воспитательной работы в среде микро-, мезо- и макромасштабов. Остановимся подробнее на дефинициях категории «управление»:
  • целенаправленно организованная деятельность педагога или руководителя по координации усилий в реализации поставленных целей и задач оптимальными методами и личностно и социально допустимыми средствами взаимодействия, выбранными согласно системе ограничений и возможностей пространства, времени, особенностей полисубъектных взаимоотношений, культуры и этикета, фасилитирующих построение и организацию жизнедеятельности в обществе или коллективе;
  • диалектически и синергетически регулируемая деятельность педагога или руководителя в решении объективно выделенных проблем, задач и противоречий в соответствии с особенностями развития структуры и связей в антропосистеме в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах;
  • синергетически изменяющийся процесс координации иерархического взаимовлияния согласно социально-педагогическим и профессионально-деловым системам и моделям отношений, где социальный статус, опыт деятельности, культуры и общения, личностные и общественные материальные блага предопределяют выбор и результат функционирования в трансформации и реконструкции отношений, накоплении, ретрансляции и модификации опыта, системно влияющего на коллектив, элементы антропосистемы (субъекты, группы, коллективы и пр.) в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, фасилитирующий получение планомерно обоснованного результата в совместной деятельности выделенных элементов антропосистемы;
  • согласованная, координированная, личностно-гуманная деятельность нескольких субъектов антропосистемы в построении иерархических взаимоотношений согласно принципам современной системы управления, культуры и этики, предопределяющих развитие данных отношений, самой системы и каждого ее субъекта как смысла и результата антропологических преобразований и связей;
  • процесс установления и поддержания целостности, уникальности, согласованности, устойчивости, мобильности, востребованности в системе субъект-субъектных связей и субъект-объект­ных преобразований согласно правилам и нормам морально-этических взаимоотношений и законам их национально-государственного регулирования, описываемый многомерными системами, матицами, векторами и структурно-логическими моделями, позволяющими системно выявлять проблемы, факторы, условия неустойчивости систем и их стабилизации в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах;
  • процесс поэтапного построения целеполагания, реализации его в системе полисубъектных и субъект-объектных отношений согласно выявленным и трансформированным моделям, основа коих представляет собой систему принципов современной гуманно-личностной педагогики и психологии, сохраняющей культуру как неприкосновенную ценность ретранслированных, трансформированных и модифицированных смыслов всех субъектов антропопространства прошлого, настоящего и будущего;
  • механизм и средство выявления и соблюдения закономерностей и законов социального развития в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, провозглашающих человека и общество в целом уникальными единицами и системами антропоэволюционных преобразований, результаты коих должны строиться и развиваться в плоскости гуманизма, сотрудничества, научно-педаго­ги­чес­ких инноваций и организационно-деловых ресурсов данной системы, предопределившей появление данного механизма и средства, фасилитирующей сохранение совокупности ценностей в соответствии с системой ограничений и возможностей, нюансами решения проблем в данной области деятельности.
Под функцией педагогического управления будем понимать вектор развития отношений в полисубъектном поле, создающем условия для развития внутреннего мира ее субъектов, получения и распределения материальных благ в соответствии с системой принципов гуманно-личностной педагогики и психологии, сохранение уникальности, целостности, самостоятельности педагогической или образовательной системы. К функциям педагогического управления в современной педагогике относят:
  • воспитательные функции – представляют собой матрицу преобразований внутреннего мира субъекта и политики в организации социального взаимодействия в микро-, мезо-, макро- и мегагруппах в соответствии с нормами морали, этики и культуры, создающих условия для ретрансляции социального опыт от старшего поколения к младшему и трансформации моделей отношений и поведения в соответствии с индивидуальными особенностями субъектов культуры и их деятельностью. Продуктом деятельности (результатом) данной функции является соблюдение норм морали, этики, такта, гуманизма, профессиональной и педагогической культуры, сформированность ценностей и ценностных ориентаций личности, фасилитирующих гуманно-личностные преобразования внутреннего мира и внешней среды, современное мировоззрение субъектов социально-педа­го­ги­ческого конгломерата и пр.
  • образовательные функции – представляют собой матрицу возможностей в формировании общеучебных и предметных знаний, умений и навыков (ЗУН-ов), компетенций и рациональных способов умственных действий, фасилитирующих формирование культуры самостоятельной работы (КСР) и профессиональной культуры или профессионально-педа­го­ги­чес­кой культуры (ППК) в соответствии с потребностями и возможностями (финансированием, распределением, менеджментом данного рода услуг и пр.) субъектов и самой среды. Продуктом деятельности (результатом) данной функции является сформированность КСР и профессиональной культуры у субъектов социальной среды. Возможности моделирования в структуре формирования КСР отражают условия и уровни сформированности данного феномена. Так, в модели уровней функционирования КСР выделяется 4 уровня, описывающих возможности и условия формирования в структуре феноменальных возможностей и границ-ограничителей. Первый уровень – это объектный, здесь каждый элемент антропосистемы представляет собой единицу, объект в своем исконном изучении, самопознании, самосовершенствовании, самореализации. Границы сформированности КСР первого уровня (объектного) определяются владением способами фиксации информации (аннотации, выписки, записи, конспекты, планы, тезисы, классификации, цитаты, рефераты и пр.). Второй уровень – индивидуальный, здесь человек со своей совокупностью индивидуальных качеств, чувств, образа мыслей, аспектов социально-педагогических отношений создает плацдарм (поле) для моделирования разнообразных средств, фасилитирующих решение разнообразных социально-педаго­ги­чес­ких задач, противоречий, проблем и дилемм. Сформированность КСР определяется возможностью индивида в результативности моделирования как его деятельности, так и ее продуктов. Третий уровень – это субъектный, здесь человек представляет собой субъекта культуры, среды, деятельности, общения, в ходе чего он практикует основы моделирования и претворения результатов моделирования на практике. Сформированность КСР определяется возможностью субъекта деятельности, общения, культуры в результативности моделирова­ния и внедрения моделированных средств. Четвертый уровень – личностный, здесь личность определяет себе перспективы саморазвития, самосовершенствования и самореализации, создает условия для саморазвития, самосовершенствования и самореализации других людей, фасилитирует процессы социализации и адаптации субъектов социально-педаго­ги­чес­ко­го пространства, включенных в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреды, способствует формированию позитивной, адекватной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации деятельности, активизации формируемых и развиваемых с точки зрения гуманно-личностной педагогики и психологии структур личности. Сформированность КСР определяется возможностью личности осуществлять процессы самоопределения, самосовершенствования, само­раз­вития, самореализации, социализации, адаптации и прочих процессов и феноменологических аспектов социаль­но-пе­да­го­ги­ческо­го и психолого-педа­го­ги­ческого взаимодействия, где моделирование уже играет роль не только средства самоутверждения, самореализации, социализации, а также механизма, связующего кладезь социокультурного опыта с системой социально-педагогического и психолого-педагогического взаимодействия в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультимасштабах.
Уровни формирования КСР педагога: 1) использование средств фиксации информации (объектный уровень, обеспечивающий человеку владение способами, методами и средствами самообучения); 2) моделирование продуктов мыслетворчества (уровень индивида, включенного в систему деятельностно-практических отношений, создающих и реализующих включение индивида в мультисредовые отношения согласно способностям, интересам, мотивам, уровням притязаний и возможностям обеих сторон, т.е. мультисреды и индивида); 3) моделирование и реализация продуктов моделирования (уровень субъекта, включенного в систему деятельностно-практических и научно-экспе­ри­мен­таль­ных отношений, фасилитирующих процессы самосовершенствования, самореализации и взаимодействия субъекта в мультисредах); 4) создание условий для использования средств фиксации информации, моделирования и внедрения продуктов моделирования (уровень личности, создающей и реализующей на практике в методах и средствах педагогического взаимодействия систему принципов гуманно-лич­ностной педагогики, фасилитирующей включение в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреду индивидов, субъектов, личностей с их качественно-ко­ли­чествен­ных показателями сформированности опыта деятельности, т.е. обученности, образованности и пр.).
  • развивающие функции – представляют собой многомерную матрицу из различных состав­ляющих показателей качественно-количественного изменений как самой среды, так и ее субъектов в различных направлениях (ЗУН-ы, СУД-ы, СЭН-ы и пр.), качество коих отслеживается и определяется государственной политикой в области образования и культуры, сохраняется нормами общественных отношений и поведения в обществе. Продуктом деятельности (результатом) данной функции является воспитанность как результат воспитания; социализированность и адаптированность как результаты социализации и адаптации, обученность, образованность и грамотность как результаты обучения и образования; сформированность таких процессов, как самоопределение, самоутверждение, саморазвитие, самовоспитание, самообучение, самообразование, самосовершенствование, самореализация и пр.
  • организационно-педагогические функции – представляют собой матрицу управления качеством педагогических и образовательных услуг и ресурсов в соответствии с целеполаганием, набором социально и личностно допустимых или оптимальных средств и методов социального и социально-педагогического взаимодействия. Продуктом деятельности (результатом) данной функции является согласованность работы в педагогическом коллективе, соблюдение мораль­но-этических норм, редукция и трансформация системы ценностей в соответствии с закономерностями изменений в общественных отношениях, построенных на основе гуманно-лич­ност­ной педагогики и психологии, условно бесконфликтные взаимоотношения, ретрансляция и репродукция всех составных ценностей в антропосистеме и пр.
  • здоровьесберегающие функции – представляют собой матрицу выявления проблем, связанных с сохранением здоровья, методами и средствами формирования культуры здорового образа жизни, рационального писания, культуры умственного труда, культуры самостоятельной работы и пр. и их согласованного, гуманно-личностного решения в соответствии с закономерностями и нормами гуманно-личностной педагогики и психологии. Продуктом деятельности (результатом) данной функции является здоровье общества, нации и конкретного человека как универсальный показатель и абсолютная ценность.
  • коррекционные функции – представляют собой матрицу коррекций, выявленных и организуемых в соответствии с дефектом общественных отношений и личностного развития. Продуктом деятельности (результатом) данной функции является согласованное преобразование моделей полисубъектного пространства и субъект-объектных преобразований, не наносящих вреда здоровью личности и коллектива.
  • культурно-просветительские функции – представляют собой матрицу, направления и вектора функционирования которой представляют собой виды культуры, фасилитирующих сохранение ценностей, норм, морали и этики в микро-, мезо-, макро-, мегасредах. Продуктом деятельности (результатом) данной функции является сформированность различных видов культуры у субъекта общества и микро-, мезо-, макро-, мегаколлективов.
В таком контексте происходит формирования ЗУН-ов и компетенций в курсе «Управление образовательными системами».


Литература:

1. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.
2. Козырева, О. А. Управление образовательными системами : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2010. – 97 с. – [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–552–7.

5

Основные термины (генерируются автоматически): Продуктом деятельности, гуманно-личностной педагогики, Сформированность КСР, культуры самостоятельной работы, формирования КСР, особенностями субъектов культуры, внутреннего мира, профессиональной культуры, фиксации информации, субъекта культуры, средств фиксации информации, формирования КСР педагога, общественных отношений, структуре формирования КСР, возможностью субъекта деятельности, матрицу преобразований внутреннего, средствами формирования культуры, Границы сформированности КСР, уровней функционирования КСР, формирование культуры самостоятельной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос