Автор: Ткачук Наталья Юрьевна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

I международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, декабрь 2016)

Дата публикации: 25.11.2016

Статья просмотрена: 243 раза

Библиографическое описание:

Ткачук Н. Ю. Особенности информационно-методической поддержки педагогов ДОУ [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 82-84. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11433/ (дата обращения: 11.12.2017).



В статье раскрываются особенности информационной и методической поддержки педагогического коллектива в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, описаны основные задачи информационно-методического сопровождения работы ДОУ, перечислены главные формы информационно-методической поддержки для повышения профессиональной компетентности педагогов, раскрыта ведущие методы взаимодействия с педагогическим коллективом.

Ключевые слова: информационная поддержка, методическая поддержка, формы и методы взаимодействия с педагогическим коллективом, старший воспитатель

The article describes the features of informational and methodological support of the teaching staff in the conditions of preschool educational institution, a basic introduction to the theme, describes the main tasks of information and methodological support for the work of preschool, lists the main forms of information — methodological support to improve the professional competence of teachers, disclosed several methods of interaction with teacher team.

Keywords: information support, application support, forms and methods of interaction with the teaching staff, the senior teacher

Обновление федеральной нормативной базы в области образования (введение «Закона об образовании в РФ», новой редакции СаНПиН, ФГОС ДО, «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования») требует адекватного изменения системы информационно -методического сопровождения дошкольного образования, и прежде всего, построения новой системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров ДОУ.

Раскрыть особенности информационно-методического сопровождения в ДОУ, охарактеризовать сущность и значение информационно-методической поддержки педагогов системы дошкольного образования.

Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И, наверное, каждый педагог в одиночку вряд ли справится с ними. Более того, не каждое образовательное учреждение имеет такой арсенал связей и возможностей, чтобы гибко и эффективно адаптировать педагога к работе в новых условиях.

Важным фактором улучшения качества их деятельности является работа, организованная старшим воспитателем, курирующим работу педагогов по всем направлениям образовательной деятельности.

Для того чтобы понять сущность и значение информационно-методической поддержки педагогов системы дошкольного образования, необходимо обратиться к смысловой трактовке самих понятий.

Методическая поддержка — это оперативное и перспективное реагирование старшего воспитателя на запросы и потребности педагогов, это организация непрерывного педагогического образования и общекультурного развития педагогов, работы методических объединений, педагогического коллектива ДОУ.

Информационная поддержка — подготовка информационно — методических материалов, подготовка аналитических материалов, создание единого информационного пространства ДОУ.

Таким образом, методическая деятельность в целом, представляет собой особый вид интеллектуальной деятельности, способствующей росту профессионализма специалистов системы образования, а взаимодействие педагога с методической службой — важное звено непрерывного образования педагогических кадров.

На современном этапе развития системы образования основная цель информационно-методической работы с кадрами — это создание условий для самореализации педагога, развития его ключевых компетенций: воспитательных, коммуникативных, организаторских, исследовательских, проектировочных, конструктивных. Ведущими принципами информационно — методической работы (ИМР) безусловно, являются дифференциация, непрерывность и адресность [4].

Но на современном этапе первостепенным становится решение задачи усиления адресности информационно — методической поддержки педагога, оперативного реагирования на конкретный запрос, но при условии активной позиции педагога — поиска новых ресурсов развития в себе. Один из способов решения этой задачи видится в предоставлении свободы выбора форм и методов повышения квалификации, получения вариативной методической помощи, поддержки инициатив представления индивидуального опыта педагога.

Информационно-методическое сопровождение работы выстраивается с учетом актуальных акцентов новых нормативных документов:

‒ выполнение новых нормативов по срокам повышения квалификации — 1 раз в 3 года;

‒ система непрерывного повышения профессиональной компетентности, обеспечивающая стремление педагогов к самообразованию в условиях высокой инновационной динамики в профессиональной деятельности;

‒ ориентация на адресное повышение квалификации в соответствии с должностными группами педагогов, ориентацией на личностный рост, организацию переподготовки;

‒ формирование основных компетенций педагога ДОУ в соответствии с ФГОС [2].

Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса отвечает требованиям комплектности обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования; качество обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Информационно — методическое сопровождение работы ДОУ осуществляется методической службой образовательного учреждения, основными задачами которой являются:

‒ оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных учреждений;

‒ удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников образовательных учреждений;

‒ создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;

‒ оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса;

‒ содействие выполнению целевых федеральных, региональных и муниципальных программ развития дошкольного образования [3].

В практике старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В учреждениях часто используются следующие формы информационно — методической поддержки для повышения профессиональной компетентности педагогов:

традиционные: работа в едином образовательном пространстве; проблемные семинары; семинары-практикумы; дни открытых дверей; творческие микрогруппы; наставничество; эстафеты педагогического мастерства; педагогические советы; повышение квалификации;

инновационные: «копилка» педагогического мастерства; мастер-классы; проектная деятельность; создание банка инновационных идей; стажерские площадки; творческие конкурсы; творческая лаборатория молодых специалистов; издательская деятельность [1].

использование вработе нетрадиционных педсоветов: педсовет — деловая игра; ситуативный педсовет; педсовет-дискуссия; педсовет-диспут; педсовет — ярмарка педагогический идей; педсовет — педагогическая копилка.

Таким образом, работа с педагогами разнообразна как по форме, так и по содержанию. Творческий подход позволяет выбрать наиболее адекватные в каждом случае формы и методы взаимодействия с педагогическим коллективом, сюда относятся следующие:

  1. Индивидуальные опросы педагогов по выявлению трудностей в воспитании детей.
  2. Индивидуальное и групповое консультирование по вопросам эффективного взаимодействия взрослого и ребенка.
  3. Дискуссионные клубы, гостиные, семинары — практикумы, круглые столы для педагогов с целью повышения знаний об особенностях воспитания детей в семье.
  4. Проведение тренингов и т. д. [2].

Следовательно, рост уровня компетентности педагога сопряжен с самоанализом и самооценкой личности, что является внутренним стимулом профессионального самоопределения. В аспекте методической работы по оказанию поддержки ИМР муниципальная служба предоставляет педагогу выбор различных форм работы в соответствии с теми целями, которые он перед собой ставит.

Соответствие цели форме информационно-методической поддержки [3]:

Цель

Форма

Совершенствование педагогической техники

Семинары, практикумы, школа молодого педагога

Совершенствование педагогического мастерства

Педагогические мастерские

Развитие креативных способностей

Творческие группы

Становление стиля педагогической деятельности

Клуб “Профессионал”, мастер-классы, тренинги

Формирование готовности к инновациям

Школа педагогического мастерства

Формирование педагогической культуры

Психолого-педагогические, методические семинары — практикумы

Разработка авторских методик, программ, технологий

Проектировочные семинары

Создание индивидуальной, дидактической, воспитательной, методической системы

Школа педагогического опыта, научно-методические семинары

Предложенные алгоритмы, формы и методы ИМР с педагогами по повышению их профессионального мастерства отличаются цикличностью, а цикличность — это всегда основа системности; наличие ее в работе, как правило, приводит к позитивному результату. Именно это позволяет нам в практике работы осуществлять переход от традиционных форм работы с кадрами, к новым инновационным, отличающимся большей гибкостью реагирования на меняющуюся ситуацию в образовании, с опорой на запросы потребителя, формам, позволяющим в большей степени учитывать динамику роста профессионализма педагога [1].

Таким образом, информационно — методическое сопровождение является важнейшей частью повышения квалификации педагогов. Оно призвано поддерживать нормальный ход образовательного процесса, содействовать его обновлению. Информационно — методическая поддержка педагогических работников ДОУ — это комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности, реализация которой возможна при использовании разнообразных форм работы. При организации информационно — методической поддержки педагогов необходимо учитывать адресный, дифференцированный подход в работе с педагогическими кадрами с различным уровнем профессиональной подготовки.

Литература:

  1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие / К. Ю. Белая. — М.: Творческий центр «Сфера», 2004. — 161 с.
  2. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л. М. Волобуева. — М.: Творческий центр, 2004. — 98 с.
  3. Лаковщикова Е. К. «Этапы подготовки методического объединения». Методическое пособие / Е. К. Лаковщикова. — М.:ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.
  4. Майер А. А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ. Методическое пособие / А. А. Майер, Л. Г. Богославец. — М.:ТЦ Сфера, 2012. — 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): информационно-методической поддержки педагогов, дошкольного образования, педагога ДОУ, педагогов системы дошкольного, работы ДОУ, поддержки педагогов системы, поддержки педагогов ДОУ, повышения квалификации, образовательного процесса, системы дошкольного образования, компетенций педагога ДОУ, педагогическим коллективом, повышения профессиональной компетентности, сопровождения работы ДОУ, успешности педагога ДОУ, of interaction with, methods of interaction, сопровождение работы ДОУ, значение информационно-методической поддержки, педагогических кадров ДОУ.

Ключевые слова

информационная поддержка, методическая поддержка, формы и методы взаимодействия с педагогическим коллективом, старший воспитатель

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос