Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (198) март 2018 г.

Дата публикации: 22.03.2018

Статья просмотрена: 1004 раза

Библиографическое описание:

Абибуллаева Э. А. Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2018. — №12. — С. 142-145. — URL https://moluch.ru/archive/198/48795/ (дата обращения: 18.11.2019).



В статье рассмотрена сущность методического сопровождения педагогов ДОУ, ее цель и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. Также в исследовании описан процесс организации методического сопровождения педагогического коллектива, реализуемый старшим воспитателем ДОУ с привлечением всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (педагогов, специалистов ДОУ и родителей воспитанников). Приводятся практические рекомендации по выбору содержательной части каждого блока методического сопровождения педагогов ДОУ.

Ключевые слова: педагогический коллектив, методическое сопровождение педагогов, дошкольное образование.

Постановка проблемы. На сегодняшний день в условиях реализации ФГОС ДО в практической работе подавляющего большинства дошкольных образовательных учреждений возникают непредвиденные сложности, трудности, требующие своевременного и быстрого реагирования от педагогов, которые в силу отсутствия подобного рода опыта деятельности, остро нуждаются в помощи — методическом сопровождении. Проблема методического сопровождения педагогов ДОУ носит комплексный характер, так как она отражает механизмы взаимодействия людей в социальной сфере, выступает во временной, пространственной и институциональной формах, может быть отражена посредством системно-структурных, процессуальных и деятельностных характеристик (И. А. Липский).

Цель статьи заключается в раскрытии сущности методического сопровождения педагогов ДОУ.

Изложение основного материала. Важнейшим требованием к реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является постоянное методическое сопровождение педагогов. В условиях современного дошкольного образовательного учреждения методическое сопровождение воспитателя можно рассматривать как наиболее оптимальный способ организации методической деятельности. Методическое сопровождение — это специально организованное систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта. Сущность методического сопровождения педагогов заключается в систематической коллективной и индивидуальной деятельности педагогических кадров, направленной на повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства [2].

Анализируя результаты наблюдений за взаимоотношениями детей в старших группах детского сада, можно сделать вывод о недостаточном, а порой и низком уровне сформированности у детей навыков продуктивного общения. Формирование коммуникативных навыков остается вне зоны внимания воспитателей. В основном педагоги занимаются развитием познавательных умений детей и налаживанием общей дисциплины в группе. Современное семейное воспитание зачастую не в состоянии обеспечить полноценное коммуникативное развитие ребенка. Все это приводит к тому, что дети предпочитают играть самостоятельно, изолированно от других, не принимая сверстников в свои игры. Возрастает количество конфликтных ситуаций. Есть дети, которые умеют общаться только со взрослыми [1, c. 54–55].

Для решения вышеперечисленных проблем, а также для более качественной подготовки к школе в плане их социальной готовности и предупреждению школьной дезадаптации необходимо методическое сопровождение педагогов ДОУ в процессе формирования социально-коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе, как наиболее эффективная форма работы в детском саду.

Ведущая цель такого рода методического сопровождения: создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития навыков свободного и продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками.

Методическое сопровождение педагогов ДОУ строится по блокам (диагностическому, психологическому просвещению и профилактики, а также по блоку консультирования педагогов) и реализуется старшим воспитателем с привлечением всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (педагогов, специалистов ДОУ и родителей воспитанников) [5].

Диагностический блок. В начале сопроводительной работы с педагогами нужно сделать акцент на диагностическом интструментарии при работе с дошкольниками для выявления актуального уровня сформированности социально-коммуникативной готовности ребенка к школе. Данной работе обязательно предшествует внимательное изучение педагогом и психологом коммуникативного поведения каждого ребенка в группе сверстников, его эмоционального благополучия, а также общий уровень психологического комфорта группы и стиль взаимоотношений педагогов с воспитанниками. С этой целью проводятся наблюдения разных видов деятельности воспитанников, уточняющие беседы с воспитателями. Анализ результатов наблюдений позволяет выявить детей, испытывающих трудности в общении, особенности взаимодействия взрослых и детей, влияние взрослых на формирование социально — коммуникативных навыков каждого ребенка.

Затем психологом проводится более тщательное, углубленное обследование детей. По мере необходимости к обследованию подключаются логопед и дефектолог. Это необходимо детям, у которых нарушения речи или задержка психического развития тормозит формирование коммуникативных навыков.

По результатам обследования выявляются особенности социально-коммуникативного развития ребенка, планируется содержание индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, проводится консультирование педагогов и родителей воспитанников по подготовке детей к школе.

Блок психологического консультирования необходим не только педагогам ДОУ, но и родителям дошкольников. С самого рождения ребенок постепенно овладевает социально-коммуникативным опытом через эмоциональное общение со взрослыми. Именно они: родители, педагоги контролируют, направляют общение детей, показывают способы взаимодействия, одобряют или не одобряют то или иное поведение ребенка в общении. Поэтому на них ложится огромная ответственность по формированию социально-коммуникативной готовности детей к обучению в школе.

Блок психологического просвещения и профилактики является очень важным в методическом сопровождении педагогов ДОУ. Темы просветительской и профилактической работы варьируются в зависимости от конкретных условий и актуальных на текущий момент проблем, но некоторые темы рекомендованы для обязательного освещения. В данной работе необходимо учитывать не только вопросы общения ребенка со сверстниками или взрослых с детьми, но и особенности взаимодействия взрослых друг с другом (общение педагогов в коллективе и взаимоотношения родителей в семье). Это важно, так как личный пример взрослого — один из эффективных методов развития тех или иных качеств личности ребенка.

В рамках профилактической работы с педагогами на педсоветах и педчасах проводятся психологические тренинги, направленные на формирование навыков общения и сплоченность коллектива. Для родителей и педагогов оформляются тематические информационные стенды.

Примерная тематика просветительской работы с педагогами ДОУ:

– «Понятие коммуникативного развития. Методы и приемы формирования коммуникативных навыков детей в детском саду».

– «Искусство общения в коллективе: взаимоотношения между педагогами, социально — психологический комфорт группы».

– «Повышение профессионального мастерства педагогов» (совершенствование коммуникативных навыков).

– «Общение — это серьезно!»

– «Роль воспитателя в становлении межличностных отношений детей в группе сверстников».

– «Детские конфликты: предупреждение и регулирование».

– «Такие «удобные» дети — работа воспитателя с застенчивыми и малоактивными детьми».

– «Учим детей общению».

– «Стиль семейного воспитания. Как построить оптимальное взаимодействие с ребенком».

– «Социальная адаптация ребенка к школе» [4, c.45].

Главная задача методического сопровождения на данном этапе — помочь педагогам и родителям организовать правильное взаимодействие с детьми в детском саду и дома. Для этого проводятся индивидуальные и групповые консультации, на которых рассматриваются конкретные коммуникативные затруднения ребенка во взаимодействии с другими детьми, родителями или педагогами; разрабатываются пути решения выявленных проблем, демонстрируются различные приемы общения с ребенком для формирования у него адекватного коммуникативного поведения для формирования социально-коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Психологическое консультирование проводится по запросу педагогов, а так же по инициативе старшего воспитателя в случае особой актуальности проблемы.

Выводы. Таким образом, в статье рассмотрена сущность методического сопровождения педагогов ДОУ, ее цель и основные компоненты, представленные в виде диагностического блока, психологического просвещения и профилактики, а также блока консультирования педагогов. Также в исследовании описан процесс организации методического сопровождения педагогического коллектива, реализуемый старшим воспитателем ДОУ с привлечением всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (педагогов, специалистов ДОУ и родителей воспитанников). Данное исследование не исчерпывает всех практических вопросов методического сопровождения педагогов ДОУ в виду широты изучаемого явления, поэтому дальнейшие научные изыскания будут направлены на вопросы, связанные с методическим сопровождением педагогов в процессе формирования социально-коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Литература:

  1. Алиева, Н. Ф. Педагогические условия формирования готовности детей к школе: дис... канд. пед. наук / Н. Ф. Алиева. — Екатеринбург, 1994. —230 с.
  2. Виноградова Н. А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. — М.: Айрисс-пресс, 2008.- 192 с.
  3. Дубцова, М. В. Методическое сопровождение педагога в условиях современного дошкольного учреждения / М. В. Дубцова // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: международная заочная научно-практическая конференция. — 2015г. — С. 55–58
  4. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М.: Академия, 2000. — 415 с.
  5. Новицкая В. А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения: диссертация... кандидата пед. наук — Санкт-Петербург, 2007. — 281 с.
Основные термины (генерируются автоматически): методическое сопровождение педагогов, методическое сопровождение, ребенок, старший воспитатель, педагог, родитель воспитанников, детский сад, воспитательно-образовательный процесс, педагогический коллектив, психологическое просвещение.


Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

- организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, воспитанников и родителей в ходе реализации федеральных государственных образовательных стандартов [2].

К проблеме психолого-педагогического сопровождения...

психолого-педагогическое сопровождение, ребенок, психологическое сопровождение, образовательный процесс, педагогическая среда, основная школа, полноценное развитие, индивидуальная работа...

Мотивация профессионального развития и методическое...

Методическое сопровождение педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Работа с педагогическими кадрами «Методическое сопровождение молодых педагогов по организации работы с детьми по изучению правил дорожного движения в условиях реализации...

Методическое сопровождение молодых педагогов дошкольной...

Методическое сопровождение педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Работа с педагогическими кадрами «Методическое сопровождение молодых педагогов по организации работы с детьми по изучению правил дорожного движения в условиях реализации...

Методическое сопровождение педагогов дошкольных...

Статья посвящена изучению методического сопровождения педагогов дошкольных образовательных учреждений в рамках внедрения федеральных государственных стандартов. Ключевые слова: методическое сопровождение, дошкольные образовательные учреждения...

Особенности информационно-методической поддержки...

...методическая поддержка, образовательный процесс, педагогический коллектив, педагогическое мастерство, старший воспитатель, педагог, информационная поддержка, информационно-методическая поддержка, методическая работа.

Понятие педагогического сопровождения детей дошкольного...

педагогическое сопровождение, учебно-воспитательный процесс, образовательный процесс, обучение, ребенок, творческая деятельность.

Психологическое просвещение как одна из форм...

родитель, психологическое просвещение, родительское собрание, просветительская работа, ребенок, собрание, психическое развитие ребенка, детский сад, дошкольный возраст, психологическая помощь.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, семья, родитель, ребенок, проблема, практическая помощь, педагогическое сопровождение, воспитательная...

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

- организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, воспитанников и родителей в ходе реализации федеральных государственных образовательных стандартов [2].

К проблеме психолого-педагогического сопровождения...

психолого-педагогическое сопровождение, ребенок, психологическое сопровождение, образовательный процесс, педагогическая среда, основная школа, полноценное развитие, индивидуальная работа...

Мотивация профессионального развития и методическое...

Методическое сопровождение педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Работа с педагогическими кадрами «Методическое сопровождение молодых педагогов по организации работы с детьми по изучению правил дорожного движения в условиях реализации...

Методическое сопровождение молодых педагогов дошкольной...

Методическое сопровождение педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Работа с педагогическими кадрами «Методическое сопровождение молодых педагогов по организации работы с детьми по изучению правил дорожного движения в условиях реализации...

Методическое сопровождение педагогов дошкольных...

Статья посвящена изучению методического сопровождения педагогов дошкольных образовательных учреждений в рамках внедрения федеральных государственных стандартов. Ключевые слова: методическое сопровождение, дошкольные образовательные учреждения...

Особенности информационно-методической поддержки...

...методическая поддержка, образовательный процесс, педагогический коллектив, педагогическое мастерство, старший воспитатель, педагог, информационная поддержка, информационно-методическая поддержка, методическая работа.

Понятие педагогического сопровождения детей дошкольного...

педагогическое сопровождение, учебно-воспитательный процесс, образовательный процесс, обучение, ребенок, творческая деятельность.

Психологическое просвещение как одна из форм...

родитель, психологическое просвещение, родительское собрание, просветительская работа, ребенок, собрание, психическое развитие ребенка, детский сад, дошкольный возраст, психологическая помощь.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, семья, родитель, ребенок, проблема, практическая помощь, педагогическое сопровождение, воспитательная...

Задать вопрос