Авторы: Юрченко Ольга Геннадиевна, Лячина Екатерина Викторовна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Дата публикации: 01.11.2016

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Юрченко О. Г., Лячина Е. В. Проблемы социализации и опыт социально-психологической работы с обучающимися инвалидами в Волгодонском техникуме энергетики и транспорта [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 57-59. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11273/ (дата обращения: 18.12.2017).



Исследователи отмечают, что профессиональное образование в наибольшей степени способствует социальной динамике, социальным перемещениям инвалида, позволяет сделать ему обоснованный выбор профессионального и личностного пути развития и тем самым обеспечивает успешную социализацию и интеграцию в общество [1, с. 11]. В этой связи социализация и интеграция выступают как ключевые функции профессионального образования не только для самого инвалида, но и для общества в целом

Успешная социализация проявляется в усвоении индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей,знаний и навыков, что в свою очередь позволяет раскрыться творческим талантам и способностям личности, занять ей активную жизненную позицию. Между тем, по мнению специалистов, проблема социализации детей с инвалидностью является наиболее сложной и комплексной среди того круга проблем, которые сопровождают процесс становления личности.

В Волгодонском техникуме энергетики и транспорта ведется подготовка обучающихся по четырем основным профессиональным образовательным программам по следующим профессиям:

  1. 08.01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования;
  2. 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы);
  3. 23.01.03 Автомеханик;
  4. 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин

Согласно разработанному и введенному в действие в 2015 году Положению [2], инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья принимаются в техникум на интегрированную форму обучения при условии, что заключение федерального учреждения медико-социально-экспертной комиссии об установлении инвалидности и индивидуальная программа реабилитации не содержат противопоказаний к обучению в образовательном учреждении по указанным образовательным программам.

На сегодняшний день в техникуме обучаются 9 подростков с инвалидностью. Показательна динамика численности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в техникуме, за последние 3 года: 2014–3 человека; 2015–5 человек; 2016–9 человек.

Для того, чтобы процесс профессионального обучения инвалидов и их дальнейшего трудоустройства был успешным, необходимо, прежде всего, обеспечить их адаптацию к новой образовательной среде и социализацию. Важно подчеркнуть, что данная задача не менее актуальна и для других обучающихся, не имеющих инвалидности или ограничений по здоровью. В этих условиях основные усилия педагогического коллектива направлены на:

– обеспечение психологического комфорта и защиту личностного пространства обучающихся;

– оказание им комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе обучения;

– установление связей и партнерских отношений между семьей и техникумом.

С целью выявления проблем адаптации и социализации на первом этапе проводится ряд диагностических процедур со всеми без исключения обучающимися по таким хорошо зарекомендовавшим себя методикам: изучение самооценки психических состояний (Г. Айзенк); изучение социализированности личности (М. И. Рожков); определение индекса толерантности; определение системы ценностных ориентаций (М. Рокич); оценка социально-психологической адаптированности (К. Роджерс и Р. Даймонд в адаптации Т. В. Снегиревой). Для диагностики обучающихся с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья дополнительно применяются проективные методики «Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное»; цветовой тест М. Люшера; измерение самооценки (Т. В. Дембо — С. Я. Рубинштейн).

Опыт проведения первичной диагностики показал, что практически у всех инвалидов, поступающих на первый курс в техникум, наблюдается повышенный уровень тревожности, эмоционального дискомфорта, свидетельствующих о повышенном уровне фрустрации; способность к рефлексии, самоконтролю, коммуникации не сформированы; общий фон активности — невысокий. Они не видят связи между своими действиями и значимыми событиями, считают, что не способны контролировать события, а ответственность перекладывают на внешние факторы. Низкими оказываются значения по шкале «настойчивость», что само по себе является показателем повышенной лабильности, неуверенности, низкой самооценки и, в конечном счете, влечет трудности в социализации.

Анализ данных, полученных в ходе первичной диагностики, одновременно становится началом второго — коррекционного — этапа работы с обучающимися инвалидами, когда формулируются основные задачи для классного руководителя, педагога-психолога, преподавателей и мастеров производственного обучения по психолого-педагогическому сопровождению таких обучающихся. На данном этапе важно добиться снижения уровня тревожности, установления контактов с другими членами группы, снятия психоэмоционального напряжения, повышения самооценки обучающегося инвалида.

В техникуме имеется положительный опыт проведения индивидуальных и групповых занятий с участием обучающихся инвалидов по формированию доброжелательной и доверительной обстановки в студенческом коллективе, толерантного отношения к окружающим, взаимного уважения, навыков межличностной коммуникации. При этом используются такие методические средства как ролевые игры, дискуссии, проигрывание конфликтных ситуаций, разнообразные упражнения с элементами тренинга. Обучающимся инвалидам постепенно и ненавязчиво предлагается взять на себя роль группового лидера, что в значительной мере способствует снижению уровня тревожности, адекватному восприятию своего «Я».

Не менее важным для успешной социализации обучающихся инвалидов является их вовлечение во внеурочную жизнь техникума. К моменту окончания обучения в техникуме ребята уже имеют в своих портфолио не одну грамоту за участие в выставках технического творчества, студенческих конференциях, в художественной самодеятельности, в военно-патриотических мероприятиях.

Результаты вторичной диагностики социально-психологической адаптации, которая проводится в конце второго курса, позволяют сделать вывод о происходящих качественных изменениях в психическом состоянии обучающихся инвалидов. Особенно заметным становится снижение уровня тревожности. Следует отметить, что поведение таких ребят значительно меняется. На старших курсах им становятся присущи свободное общение в коллективе сверстников, более высокие результаты в образовательном процессе, ярко выраженная способность критически оценивать свое место в группе, а также свои возможности и способности, адекватная реакция на требования преподавателей и мастеров производственного обучения.

Важнейшую роль в усвоении молодым инвалидом норм, ценностей, установок, в интеграции его в общество играют агенты социализации. Педагогический коллектив Волгодонского техникума энергетики и транспорта стремится к тому, чтобы обучающиеся с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья чувствовали себя полноценными членами образовательного коллектива, приобрели позитивный жизненный опыт, получили качественное профессиональное образование и стали востребованными специалистами, самостоятельными и ответственными членами общества.

Литература:

  1. Лебедева С. С. Непрерывное образование инвалидов как социальной группы // Непрерывное образование: XXI век, выпуск 1 (5), 2014. — С. 1–13.
  2. Положение об условиях обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в ГБПОУ РО «ВТЭТ» (введено в действие приказом директора техникума от 15.07.2015 № 120) — http://wtet.ru/wp-content/uploads/2015/07/7.20-Положение-об-условиях-обучения-лиц-с-ОВЗ.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченными возможностями здоровья, уровня тревожности, Волгодонском техникуме энергетики, мастеров производственного обучения, образовательным программам, профессиональное образование, профессионального обучения инвалидов, первичной диагностики, проблема социализации детей, Проблемы социализации, Непрерывное образование инвалидов, динамика численности инвалидов, снижения уровня тревожности, повышенный уровень тревожности, снижение уровня тревожности, снижению уровня тревожности, самооценки психических состояний, успешной социализации, агенты социализации, указанным образовательным программам.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос