Особенности использования активных методов обучения в формировании ключевых компетенций по предмету «Основы экономических знаний»
Автор: Репина Ольга Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)
Дата публикации: 21.10.2016
Статья просмотрена: 130 раз
Библиографическое описание:
Репина, О. В. Особенности использования активных методов обучения в формировании ключевых компетенций по предмету «Основы экономических знаний» / О. В. Репина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 192-194. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11234/ (дата обращения: 16.12.2024).
В современной концепции образования все более значимой становится задача формирования человека, способного к самоопределению, к осознанному выстраиванию своего жизненного пути в ситуациях социально-экономических изменений в обществе.
Реализация государственных образовательных стандартов нового поколения предполагает формирование у учащихся ключевых компетенций [1].
Согласно ГОС Республики Узбекистан выделяют следующие ключевые компетенции: коммуникативная, информационная, компетенция личностного самосовершенствования, компетенция социально-гражданской активности, общекультурные компетенции и компетенция математической грамотности.
Экономика как наука динамично развивается — объем экономической информации нарастает, обновляется содержание знаний, с дальнейшим развитием рыночной экономики расширяется понятийный аппарат, в том числе связанный с современным этапом: модернизация, диверсификация, инновационная экономика и другие.
Требования, предъявляемые обществом к качеству подготовки будущих специалистов выдвигают на передний план такие качества, как:
‒ умение адаптироваться в меняющихся экономических условиях;
‒ умение ответственно принимать решения;
‒ умение общаться и работать в сотрудничестве и т. д.
Преподавание экономики в школе и перспективы развития этого предмета связано с требованиями воспитания экономического мышления и формирования экономической культуры. В условиях модернизации экономики, полученные знания учащиеся должны применять в повседневной жизни.
Ориентация на новые цели образования — компетенции, необходимые для социализации в экономической сфере, предполагает активизацию деятельности обучающихся в ходе обучения, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.
Это достигается применением активных и интерактивных методов обучения, способствующих формированию личности, отличающейся творческим типом мышления, инициативой и самостоятельностью в принятии решений [2, c.7].
Активные методы обучения позволяют ученикам в течение короткого временного отрезка “прожить” экономическую ситуацию, осмыслить ее, сделать выводы и тем самым получить прочные знания по теме. Это связано с тем, что в памяти человека запечатлевается лишь 10 % услышанной информации, до 50 % информации, полученной визуально и 90 % информации, освоенной через активные методы обучения, то есть усвоенные в действии [3, с.3].
Особое место в системе интерактивных методов обучения основам экономических знаний занимают деловые и дидактические игры, кейс-метод, метод проектов, поскольку многообразие явлений экономической жизни требует применение системы инновационных методов, способствующих пониманию этих процессов и явлений.
Кейс-метод («Casestady») — это техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных или иных проблемных ситуаций (от англ. «Сase» — случай) [4].
Основной целью кейса является в занимательной форме представить ситуацию из реальной жизни, решение которой позволит учащимся продемонстрировать степень усвоения теоретических терминов и понятий путем применения их на практике.
При работе с кейсом ученики осуществляют поиск, анализ дополнительной информации из различных областей знаний. Учащимся предлагается к осмыслению реальная жизненная ситуация, решение которой актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при решении данной проблемы.
В рамках этого метода в качестве отдельной группы можно выделить и задачи на так называемую ценностную установку. Их особенность состоит в том, что они, в отличие от познавательных задач, заключают в себе особого рода ценностные проблемные ситуации, или ситуации нравственного выбора. Особенно интересны в этом плане темы: «Альтернативная стоимость выбора», «Доходы и расходы потребителей», «Сбережения и страхование», «Конкуренция».
Ситуация альтернативного выбора при решении проблемы возникает не только вследствие необходимости учета экономической выгоды, но и ориентация на нравственные ценности личности обучающегося, на которые он опирается при принятии решения. Важная с психологической точки зрения особенность на ценностную ориентировку состоит в том, что в их условии могут быть заданы ситуации, в которых выбор правильного решения задачи требует опоры не только на усвоенные знания и понятия, но и на сформированные нравственные принципы ученика, готовность противостоять ошибочным групповым мнениям.
Тем самым исправляются перекосы, в результате которых появляется необоснованная абсолютизация принципов рационализма, прагматизма в сфере экономического образования за счет недооценки значимости духовно-нравственных установок делового поведения будущих профессионалов [2, c.6].
В результате формируются такие ценностные ориентиры экономического образования школьника, как свобода выбора, уважение права собственности, ответственность за личное благосостояние и принимаемые решения, рациональное поведение гражданина, способность оценивать собственные экономические действия.
Результативный метод, который развивает познавательные способности и способствует плодотворному сотрудничеству в процессе обучения основам экономических знаний, это — метод практических заданий-проектов. Учащиеся овладевают умениями самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве и осваивать основы кооперативного обучения, взаимодействуя в парах, группах [5].
Учащиеся подготавливают проекты на темы: «Виды предпринимательской деятельности», «Налоговая система в Республике Узбекистан», «Факторы производства», «Экономический потенциал Республики Узбекистан» с использованием презентаций. Достоинством компьютерных презентаций несомненно является наглядность, приданию уроку динамики, темпа, постоянное наличие необходимой информации перед глазами учащихся, возможности в любой момент вернуться к нужной информации на каждом из этапов урока. Развивающим моментом является то, что представленные слайды содержат аналитическую информацию в виде схем, таблиц, графиков, а также иллюстративный материал: фотографии и рисунки.
Основная цель метода проектов — предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей: географии, истории, математики. Этот метод повышает интерес к предмету и способствует преодолению ситуации, при которой ученик воспринимает экономические знания не как четко выстроенную систему, а как сочетание отдельных понятий, оторванных от жизни и решения задач, которые возможно никогда не пригодятся.
В ходе решения экономического кейса или защиты проекта учащимся можно предложить прием ПОПС для обоснования своей позиции по тому или иному вопросу:
П — позиция (точка зрения) — я считаю…
О — обоснование (доводы) — потому, что…
П — пример (факты) — например…
С — следовательно (вывод) — поэтому.
Если предстоит работа со сложным текстом, насыщенным фактическим материалом, то можно организовать работу в парах или малых группах по методу «Мозаика». Результат совместного труда учеников может быть представлен при помощи какого-либо графического метода: кластера, опорной схемы, диаграммы Венна и др. В качестве примера можно привести изучение темы: «Экономические реформы в Узбекистане».
Таким образом, при усвоении тем, учащиеся выполняют различные по форме, содержанию и целям задания, отвечающие основным требованиям формирования ключевых компетенций. А кооперативные методы работы в парах или в группах направлены на выработку у учащихся творческих подходов к осмыслению информации и умению делать выводы, обмениваться мнениями, аргументировано обосновывать свою позицию, владеть приемами самоконтроля и самооценки [6, с.73].
Отправными моментами выбора конкретных активных методов обучения, являются следующие соображения: ученик должен получить возможность стать полноправным участником диалога, а не пассивным слушателем; реальные преимущества экономической грамотности могут проявиться лишь в случае тренировки умения применять теоретические знания к широкому кругу экономических вопросов, непосредственно связанных с жизнью каждого из учеников.
Основные критериями оценки результатов работы с применением активных методов становятся: способность учащихся связать теоретические знания с жизненными реалиями, а также — на каком уровне удается актуализировать знания при выполнении конкретных заданий и проектов.
Литература:
- Государственные образовательные стандарты непрерывного обязательного образования Республики Узбекистан. Ташкент — 2015.
- Деловые игры в экономике: методология и практика: учебное пособие / М. В. Плешакова, Н. В. Чигиринская, Л. С. Шаховская. — М.: КНОРУС, 2008. — 235 с.
- Методика преподавания экономических дисциплин: Учебное пособие, Н.Хужаев, П. З. Хашимов, Т. Т. Джураев, О. Б. Гимранова: Ташкент, 2005–140 с.
- Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600
- Зельдович Б. З. Роль активных методов в интенсификации учебного процесса./Инновационные методы в образовании. Сборник материалов международной научно-практической конференции 3–10 мая 2008 г., — Москва: Изд. ИГУМО, 2008.
- Юрак С. Система экономического образования и проблемы социализации личности. Журнал «Экономика в школе», 2012, 1.