Активные методы обучения как средство формирования общекультурных компетенций у студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 03.12.2014

Статья просмотрена: 3809 раз

Библиографическое описание:

Гаджиев, Э. Э. Активные методы обучения как средство формирования общекультурных компетенций у студентов / Э. Э. Гаджиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 563-568. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14172/ (дата обращения: 16.12.2024).

В данной статье рассмотрены основные общекультурные компетенции, а также активные методы обучения, такие как метод проектов мозговой штурм, кейс метод, при помощи которых можно наиболее эффективно формировать у студентов данные компетенции. Материал статьи может быть полезным преподавателям при обучении различным дисциплинам в профессиональных образовательных учреждениях как среднего, так и начального, и высшего профессионального образования для формирования общекультурных компетенций.

Ключевые слова:общекультурные компетенции, активные методы обучения, кейс-метод, мозговой штурм метод проектов.

 

Сегодня в российской системе образования проводится масштабная модернизация, которая является одним из шагов по усовершенствованию общественной жизни, в которой качественное высшее образование является залогом хорошей профессиональной, социальной и личностной самореализации. Основой модернизации российского образования является компетентностая парадигма, в рамках которой образовательный процесс представляет собой комплексную деятельность, направленную на формирование у обучающихся компетенций. Компетенция понимается как комплекс взаимосвязанных знаний, умений и навыков, а также качеств личности и накопленного личного опыта выполнения определенного вида деятельности и эмоциональному отношению к данному виду деятельности.

Одним из значительных шагов по реализации компетентностного обучения стало утверждение компетентностно-ориентированных образовательных стандартов, к которым относятся Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС-3 ВПО), в которых результаты образовательного процесса по различным направлениям описаны в терминах компетенций [1].

В ФГОС-3 ВПО по любому из существующих направлений подготовки представлены две группы компетенций: общекультурные и профессиональные [6].

Значительный интерес представляют общекультурные компетенции, которые, прежде всего, ориентированы на общее умение выпускника жить в современном мире, что подразумевает полноценное участие в социокультурной жизни общества, взаимодействие с окружающими в сфере личного и профессионального общения, применение различных источников и средств получения, обработки и сохранения информации, оперирование легальными средствами защиты своих прав и свобод в случаи их нарушения, корректное проявление своей религиозной, национальной, культурной, профессиональной идентичности и так далее. [5.С. 215]

Комплекс общекультурных компетенций, формируемых в образовательном процессе выполняет ряд функций, имеющих принципиальное значение для развития личности, ее успешной социализации и адаптации к условиям существования в окружающей действительности. Как отмечает Кузнецова Е. М. можно условно выделить такие функции как:

-        Социокультурная (обеспечивают успешное взаимодействие личности студента с обществом)

-        Прагматическая (определяет линии поведения личности в различных ситуациях)

-        Мировоззренческая (влияют на мировоззрение личности, ее мироощущение)

-        Коммуникативная (способствует формированию адекватного коммуникативного поведения личности)

-        Информационная (приобретение навыков работы с информацией, умение относиться к ней критически)

-        Регулятивная (формирование у студентов способностей к оценке и самооценке)

-        Мотивационная (поддержка положительной мотивации к занятиям профессиональной и трудовой деятельности)

-        Общенаучная (формирование базовых навыков применения общенаучного подхода к информации) [5]

В условиях развивающего обучения необходимо обеспечить максимальную активность самого обучающегося в процессе формирования общекультурных компетенций, поскольку они формируются лишь в опыте собственной деятельности. Соответственно многие педагоги, а также исследователи связывают развитие в образовании с активными методами обучения, под которыми понимаются «… все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика» [4, с.144].

Активные методы обучения (АМО) — это методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач. [3, с.4].

В работе Зарукиной Е. В. в качестве особенностей АМО выделены:

-          целенаправленная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

-          достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);

-          самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;

-          интерактивный характер, то есть постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности (обучаемых и преподавателей) посредством прямых и обратных связей, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. [3, с.4].

Существенный вклад в развитие теории и практики АМО внесли: М. М. Бирштейн, Т. П. Тимофеевский, Р. Ф. Жуков, И. Г. Абрамова, Ю. С. Арутюнов, Б. Н. Герасимов, В. Ф. Комаров, А. Л. Лифшиц, А. П. Панфилова, В. Я. Платов, Ю. М. Порховник, В. И. Рыбальский, А. М. Смолкин, И. М. Сыроежин, А. В. Хуторской и другие.

К активным методам могут быть отнесены следующие: эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые и «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, и так далее. Рассмотрим наиболее известные и эффективные активные методы обучения с точки зрения формирования ключевых компетенций.

1.         Кейс (ситуационное упражнение) заключает в себе проблему или описание экономической, социальной или другой проблемной ситуации, которую следует углубленно изучить, проанализировать и предложить определенное решение, обоснованное рядом условий и критериев. Анализ кейс-ситуации, решение содержащейся в этом кейсе теоретической или практической задачи предполагает поиск и анализ дополнительной информации из различных областей знаний, в том числе связанных с будущей профессией, обоснование различных вариантов ответов на вопросы этой задачи.

«Суть его заключается в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений» [2].

Как правило, кейс включает в себя:

1)      Ситуацию — случай, проблема, история из реальной жизни.

2)      Контекст ситуации — хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.

3)      Комментарий ситуации, представленный автором.

4)      Вопросы или задания для работы с кейсом.

5)      Приложения.

Являясь активным методом обучения, он должен отвечать определенным требованиям:

-        соответствовать четко поставленной цели создания;

-        иметь соответствующий уровень трудности;

-        иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни;

-        быть актуальным на сегодняшний день;

-        иллюстрировать типичные ситуации;

-        развивать аналитическое мышление;

-        провоцировать дискуссию;

-        иметь несколько решений [7].

Разобравшись с требованиями и содержанием кейса, можно перейти к его этапам разработки и организации.

Основными этапами разработки кейса являются:

1)      Определение места кейса в системе образовательных целей;

2)      Поиск институциональной системы, которая будет иметь непосредственной отношение к теме кейса;

3)      Построение, или выбор модели ситуации;

4)      Создание описания;

5)      Сбор дополнительной информации;

6)      Подготовка окончательного текста;

7)      Презентация кейса, организация обсуждения [7].

Вариантов организации с кейсом очень много, это возможность для творчества самого преподавателя. Поэтому я приведу обобщённую модель занятия, по которой может быть организована работа.

Этапы организации занятия:

1.         Этап погружения в совместную деятельность.

Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения.

2.         Этап организации совместной деятельности. Основная задача этого этапа — организация деятельности по решению проблемы. Деятельность может быть организована в малых группах, или индивидуально

3.         Этап анализа и рефлексии совместной деятельности. Основная задача этого этапа — проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Кроме того, на этом этапе анализируется эффективность организации занятия, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы или подводятся итоги.

При работе с кейсом у студентов формируются такие компоненты ключевых компетенций как: умения решать проблемы, общительность, применять предметные знания на практике, умение вести переговоры, брать на себя ответственность и высказывать свою позицию, толерантность, рефлексивные умения, проводить анализ и диагностику проблем.

2.         Метод Проектов (учебное проектирование). Проектная деятельность студентов среди современных педагогических технологий, скорее всего, является наиболее адекватной поставленным целям образования — формированию ключевых компетенций. Метод проектов рассматривается как одна из личностно ориентированных развивающих технологий, в основу которой положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности.

В основе метода проектов заложена идея, из которой можно понять суть термина «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно приобрести при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Метод проектов в основном ориентирован на самостоятельную деятельность студентов, которая бывает нескольких видов: индивидуальная, парная, групповая.

Как и любой активный метод обучения, проектирование имеет свои требования:

1.         Должна быть социально значимая задача или проблема (исследовательская, информационная, практическая).

2.         Начинать проект следует с планирования действий по разрешению проблемы, а именно с определения вида продукта и формы презентации. Здесь главным является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.         Обязательной частью проекта является исследовательская деятельность учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, после чего она обрабатывается, осмысляется и представляется участникам проектной группы.

4.         Результатом работы над проектом или выходом проекта, является продукт, который создали участники проекта при решении поставленной проблемы или задачи.

5.         Результат работы, то есть продукт, должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, также он должен быть презентабельным, так как нужно провести защиту данного проекта [7].

Проанализировав литературу о проектной деятельности (И. С. Сергеев, Н. М. Конышева, Н. Ю. Пахомова, И. С. Григорьян и другие) можно выделить классификацию проектов, а именно по содержательной специфики. Как отмечает Сергеев И. С. методы проектов бывают: практико-ориентированные, то есть направленные на социальные интересы самих участников проекта; информационные проекты, которые направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, с целью ее анализа и представлении широкой аудитории; краткосрочные и мини проекты ограниченные по времени; ролевые и творческие проекты, в первом случае участники проекта берут на себя различные роли героев или выдуманных персонажей, а во втором предполагается свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов; также можно встретить и исследовательские проекты, который по структуре может напоминать научное исследование [7].

Работа над проектом нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы или задачи и предполагает получение практического результата — образовательного продукта. Данным продуктом может быть статья в газете, презентация, видеофильм, альбом, плакат, театральная инсценировка, деловая игра, web-сайт и многое другое.

В результате использования метода проектов его участники оказываются вовлеченными в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний, так и получение новых знаний. При этом у его участников формируется целый комплекс общекультурных компетенции: коммуникативные (учитывать разные мнения и стремиться координировать различные позиции в сотрудничестве, формулировать собственное мнение, умение задавать вопросы и контролировать действия партнера), информационные (умение осуществлять поиск необходимой информации, умение фиксировать выборочную часть информации, умение использование модулей и схем, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений), компетенции личностного самосовершенствования (умение осуществлять анализ и синтез объектов для выявления его признаков, проводить сравнение и классификацию объектов, умение обобщать информацию и устанавливать аналогии), а также такие качества как понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе самоанализ и самоконтроль результата, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, умение планировать свои действия, учитывать выделенные ориентиры, умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, различать способ и результат действия.

3.      Мозговой штурм

Методика мозгового штурма — совокупность методов и приемов коллективного решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Результатом применения является решение сложных проблем (ситуаций) путем применения специальных правил обсуждения и генерирование новых идей в отношении возможных вариантов развития процесса.

Цель данного метода заключается в организации коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Использование данного метода в учебном процессе позволяет решить такие задачи как: творческое усвоение учащимся учебного материала; умение связать теоретических знаний с практикой; активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи; формирование умения коллективной мыслительной деятельности и так далее.

Проблема, которую необходимо нужно будет решить при мозговом штурме, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Главным требованием для выбора проблемы должно служить то, что при его решении есть возможность придумать множество неоднозначных вариантов решения. Задание может содержать также и профессионально значимый или междисциплинарный вопрос. Стоит отметить, что мозговому штурму присуще как АМО соревновательное настроение, активизирует мыслительную деятельность у обучающихся, что стимулирует у них генерацию новых идей и предложений по решению проблемы или ситуации.

Два главных принципа мозгового штурма заключаются в преодоление стереотипов мышления и коммуникативных барьеров. Первый принцип подразумевает обеспечение процесса генерации идей, без их критического анализа и обсуждения, а второй основывается на принципе синергии и запрета остановки генерации идей субъективной оценкой.

У мозгового штурма есть определенные правила, которые нельзя нарушать, так как от их соблюдения зависит успешность тренинга. Среди основных правил можно выделить следующие: запрещается любая критика идей, которые высказываются во время мозговой атаки; высказывать можно любые идеи, даже которые сложно реализуемые на данном этапе, а также необходимо поощрять самые неординарные идеи у участников; постараться добиться максимально возможного количества идей и предложений у участников мероприятия; обязательная фиксация всех высказанных идей и предположений; инкубация идей, здесь подразумевается то, что после фиксации и озвучивания всех предложенных идей их нужно обдумать и на это необходимо время, так как человек бессознательно продолжает работать над задачей во время инкубации [8].

Изучив правила мозгового штурма, теперь можно уделить внимание отдельным этапам. При подготовке к мозговому штурму необходимо знать его основные этапы. Творческое мышление, как правило, проходит три стадии: генерирование идей, их формулировка; оценка или анализ этих идей; использование идеи для решения конкретной проблемы или ситуации.

В мозговом штурме эти стадии разделены, и на первом этапе реализуется только первая функция, потому что если выдвигаемая идея сразу же столкнется с оценочным суждением в свой адрес, у участника совещания, автора идеи наступает так называемый «аналитический паралич», который приводит к резкому снижению потока предложений [8].

Итак, мозговой штурм состоит из следующих этапов: подготовительный этап, этап генерирование идей и заключительный — анализ и оценка идей.

Первый этап состоит в подготовке и организации процесса мозгового штурма. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована, также на данном этапе происходит отбор участников тренинга, определение ведущего и распределение других ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения мозгового штурма. Основные роли в мозговом штурме это «генераторы» идей, «аналитики» идей и ведущий (руководитель, обычно им бывает учитель, если мозговой штурм проходит в школе). Второй этап — генерация идей. Данный этап является основным, так как от его прохождения будет зависеть успех. Все идеи записываются или стенографируются. Участники совещания могут выдать более ста идей. На данном этапе важна роль руководителя-лидера который должен стимулировать у участников тренинга выдвижение идей и следить за правилами проведения тренинга. Руководителю отводиться одна из главных ролей, так как он должен, также обеспечивает психологическую поддержку участников совещания и на протяжении всего штурма вводить «генераторов» в состояние максимальной творческой активности. Третий этап как было указано выше это «анализ и оценка идей». В данном этапе участники, которые были в роли «аналитиков» должны сделать глубинный анализ проблемы. Затем проводится систематизация и классификация идей по группам в соответствии с признаками, по которым их можно объединить. Осуществляется деструктирование идей, то есть оценка идей на реализуемость. Затем из общего количества наработанных идей отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом выбирается оптимальная идея с учетом специфики творческой задачи, диагностики ситуации и анализа проблемы, прогнозирования возможных трудностей.

Каждый из этапов мозгового штурма играет немаловажную роль в его проведении и, в конечном счете, решении поставленной задачи.

При обучении с помощью мозгового штурма формируются и развиваются такие качества, как самостоятельность учащихся, ответственность за принятие решений; познавательная, творческая, коммуникативная, личностная активность учащихся, определяющие поведенческие качества компетентного работника на рынке труда и способствующие социализации личности. Кроме того, формируются умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов и рефлексивные умения.

На сегодняшний день образовательный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность студентов в процессе освоения учебного материала показывает, что каждый из них вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, умениями и способами деятельности. Групповой поиск информации и работе над ней стимулирует интеллектуальную активность у учащихся.

В результате сравнительного анализа рассмотренных методов можно сделать вывод, что метод проектов и кейс-метод в большей мере по сравнению с мозговым штурмом способствуют формированию таких общекультурных компетенций, как умения выделять проблему и находить пути её решения, оценивать собственную деятельность, ответственность. Мозговой штурм — творческий подход к осуществлению деятельности и развивает коммуникативные качества личности, формирует умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов и толерантность.

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что обучающему целесообразно сочетать различные методы и формы организации образовательного процесса, чтобы достичь наибольшего эффекта от их использования для формирования ключевых компетенций.

Рассмотренные активные методы могут быть применимы для обучении различным дисциплинам в профессиональных образовательных учреждениях как среднего, так и начального, и высшего профессионального образования для формирования общекультурных компетенций.

 

Литература:

 

1.         Гребенюк Т. Б. Методологические основы компетентностного подхода в образовании // Проблемы компетентностного подхода в среднем и высшем образовании: сб. науч. тр. / под ред. Т. Б. Гребенюк. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. С. 7–17.

2.         Дистанционный Образовательный Портал «Продленка». Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.prodlenka.org/opyt-i-problemy-publikatcii/proektnaia-deiatelnost-kak-sposob-formirovaniia-kliuchevykh-kompetentcii.html (дата обращения: 30.11.2014).

3.         Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. — СПб.: СПбГИЭУ, 2010. — 59 с.: ил.

4.         Иоффе А. Н. Активная методика — залог успеха / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 382 с.: ил.

5.         Кузнецова Е. М. Реализация компетентностного подхода в лингвистическом образовании России // М. В. Ломоносов и полиязыковое информационно-образовательное пространство: в 2 ч.: материалы Междунар. науч. конф. (Архангельск, 15–16 ноября 2011 г.). Архангельск: ИПЦ САФУ, 2012. Ч. 1. С. 213–216.

6.         Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения по направлению 050100 Педагогика (квалификация (степень) «бакалавр»). URL:http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/5/20111207163943.pdf (дата обращения: 30.11.2014).

7.         Сурмин Ю. П. Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / Сурмин Ю. П. — Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.: ил.

8.         Энциклопедия экономиста. Метод мозгового штурма. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.grandars.ru/student/marketing/metod-mozgovogo-shturma.html (дата обращения: 30.11.2014).

Основные термины (генерируются автоматически): мозговой штурм, активный метод обучения, метод проектов, этап, компетенция, образовательный процесс, решение, совместная деятельность, идея, проблема.


Ключевые слова

общекультурные компетенции, активные методы обучения, кейс-метод, мозговой штурм метод проектов., мозговой штурм метод проектов

Похожие статьи

Метод проектов как средство развития творческой самостоятельности студентов технических ВУЗов при обучении иностранному языку

Статья рассматривает метод проектов, как средство развития творческой самостоятельности студентов. Обозначается актуальность развития творческой самостоятельности, и описываются необходимые для этого условия. Представлены основные этапы, виды деятель...

Организация самостоятельной работы студентов средствами компетентностно-когнитивного подхода

Данная статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов вузов в ходе обучения иностранному языку с помощью компетентностного и когнитивного подходов. Рассматриваются возможности использования этих подходов в комплексе с целью оп...

Педагогическая практика как один из способов формирования профессиональных компетенций студентов вузов

В статье рассматривается педагогическая практика как один из способов формирования профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль обучения: иностранный язык). Особое внимание уделяе...

Современная методика оценки результатов обучения

В статье рассматривается методика современных подходов к оцениванию результатов обучения, среди которых особо следует отметить: портфолио, кейс-измерители, контекстные задачи, проекты. Использование данной методики способствует развитию познавательны...

Национально-культурный компонент как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыковых специальностей

В статье речь идет о необходимости внедрения национально-культурного компонента в процесс изучения иностранного языка. Одной из причин обусловленности данного процесса является слабая мотивация у студентов к изучению языка, что может быть решено выше...

Математические пакеты как средство формирования профессиональной компетентности у бакалавров профиля «Математика, информатика»

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты формирования профессиональной компетентности у бакалавров направления «Педагогическое образование профиля «Математика и информатика» на основе математических пакетов. Авторы приходят к выводу,...

Проект как средство оценивания сформированности информационно-коммуникативных компетенций

В данной статье рассматриваются возможности реализации проектного подхода при обучении иностранному языку в сфере высшего профессионального образования. Перечисляются различные классификации учебных проектов, в основе которых лежат те или иные критер...

Практико-ориентированные реализации версий проектной деятельности учащихся при обучении физике

В статье описывается опыт реализации практико-ориентированных версий проектной деятельности, рассматриваемой как компонент системно-деятельностного педагогического подхода. Автором перечисляются: типы учебных проектов; требования к проекту; дидактиче...

Модель организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка с использованием Интернет-ресурсов

Данная статья акцентирует внимание на развитие самостоятельной работы студентов посредством использования ресурсов Интернет с целью улучшения процесса обучения иностранному языку. Особое внимание уделяется развитию критического мышления, аналитически...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Похожие статьи

Метод проектов как средство развития творческой самостоятельности студентов технических ВУЗов при обучении иностранному языку

Статья рассматривает метод проектов, как средство развития творческой самостоятельности студентов. Обозначается актуальность развития творческой самостоятельности, и описываются необходимые для этого условия. Представлены основные этапы, виды деятель...

Организация самостоятельной работы студентов средствами компетентностно-когнитивного подхода

Данная статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов вузов в ходе обучения иностранному языку с помощью компетентностного и когнитивного подходов. Рассматриваются возможности использования этих подходов в комплексе с целью оп...

Педагогическая практика как один из способов формирования профессиональных компетенций студентов вузов

В статье рассматривается педагогическая практика как один из способов формирования профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль обучения: иностранный язык). Особое внимание уделяе...

Современная методика оценки результатов обучения

В статье рассматривается методика современных подходов к оцениванию результатов обучения, среди которых особо следует отметить: портфолио, кейс-измерители, контекстные задачи, проекты. Использование данной методики способствует развитию познавательны...

Национально-культурный компонент как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыковых специальностей

В статье речь идет о необходимости внедрения национально-культурного компонента в процесс изучения иностранного языка. Одной из причин обусловленности данного процесса является слабая мотивация у студентов к изучению языка, что может быть решено выше...

Математические пакеты как средство формирования профессиональной компетентности у бакалавров профиля «Математика, информатика»

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты формирования профессиональной компетентности у бакалавров направления «Педагогическое образование профиля «Математика и информатика» на основе математических пакетов. Авторы приходят к выводу,...

Проект как средство оценивания сформированности информационно-коммуникативных компетенций

В данной статье рассматриваются возможности реализации проектного подхода при обучении иностранному языку в сфере высшего профессионального образования. Перечисляются различные классификации учебных проектов, в основе которых лежат те или иные критер...

Практико-ориентированные реализации версий проектной деятельности учащихся при обучении физике

В статье описывается опыт реализации практико-ориентированных версий проектной деятельности, рассматриваемой как компонент системно-деятельностного педагогического подхода. Автором перечисляются: типы учебных проектов; требования к проекту; дидактиче...

Модель организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка с использованием Интернет-ресурсов

Данная статья акцентирует внимание на развитие самостоятельной работы студентов посредством использования ресурсов Интернет с целью улучшения процесса обучения иностранному языку. Особое внимание уделяется развитию критического мышления, аналитически...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Задать вопрос