Авторы: Фортова Любовь Константиновна, Фабриков Максим Сергеевич

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, сентябрь 2016)

Дата публикации: 20.08.2016

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Фортова Л. К., Фабриков М. С. Психологический механизм правового поведения обучающейся молодежи [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 72-74. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10963/ (дата обращения: 12.12.2017).



Поведение человека — это важный предмет интересов теоретико-правового знания.

В определенной сфере социальной действительности — это совокупность субъективно (внутренне) обусловленных сознанием и выраженных внешне (объективно) актов волевой активности, в которой воплощены особенности взаимоотношений и взаимодействия личности с реальной действительностью. Для всякого поведения характерны, во-первых, определенный уровень его организации; во-вторых, его содержание с учетом объективных социальных или природных связей, в которые это поведение включено, а также вызываемые им последствия; в-третьих, его субъективные особенности направленности 9мотивы, цели, план осуществляемых действий) и, в-четвертых. Отношение поведения к различным социальным и техническим нормативам. [1, с.132–133].

Поведение человека необходимо отличать от деятельности. Дифференцированный маркер проходит по характеру целенаправленности и организованности осуществляемых личностью действий. Дефиниция деятельности охватывается понятием поведения, а сама деятельность — частный случай поведения как такового. Поведение человека необходимо четко отграничивать от поступка. Оно оценивается по критериям социальной значимости (позитивное поведение или негативное).

Правовое поведение — это один из видов поведенческой стратегии индивидов, которое могут осуществлять как индивидуальные, так и коллективные субъекты права (граждане, должностные лица, общественные объединения).

Психологический механизм правового поведения состоит из следующих блоков: сбор и обработка фактической и правовой информации; мотивационный; программно-целевой; блок личного опыта; энергетический; оценочный; блок принятия рационального решения и его реализации.

Изучение данных блоков является основой целенаправленного воздействия на отдельные стороны и параметры правового поведения обучающейся молодежи путем соответствующей организации, осознанного регулирования юридических действий.

1. Сбор и обработка фактической и правовой информации — происходит с помощью зрительных, слуховых, тактильных и других — дистантных ощущений, отражающих свойства объективной и субъективной реальности с помощью непосредственного их воздействия на соответствующие рецепторы.

Социально-правовая ситуация в целостном виде отражается на уровне восприятия, которое в большей степени зависит от прошлого опыта, специфики, профессиональной деятельности человека, его индивидуальных особенностей.

Вместе с ощущениями восприятие обеспечивает непосредственно — чувственную ориентировку в социальной среде общества. Различают восприятия, отражающие социально-правовую ситуацию адекватно и иллюзорно (неадекватно). Следовательно, правовое поведение предполагает постоянную проверку перцептивного образа, при необходимости — его коррекция, поскольку от целесообразного восприятия зависят качество дальнейших психологических процессов и разумность, продуманность принятого решения.

В процессе восприятия молодой человек может сравнить воспринимаемые факты и нормы с прежними, хранящимися в его памяти. Во время сравнения единичные объекты классифицируются в некоторый класс, в качестве которого могут выступать вербальные или невербальные понятия, ценности, сенсорные, перцептивные эталоны, стереотипы поведения и представления.

В отличие от восприятия, представления относятся не только к настоящей социально-правовой ситуации, но и к прошлым и будущим обстоятельствам. Представления тесно связаны с мышлением и его основными элементами — суждениями, умозаключениями, анализом, синтезом. Память как психологический процесс позволяет организовать, сохранить накапливаемые, приобретенные знания, умения и навыки прошлого, удержать огромный объем информации, сделать реальным неоднократное использование ее в деятельности или возвратить в сферу правосознания. Моторная, эмоциональная, словесно-логическая, образная разновидности памяти связывают прошлое человека с его настоящим и будущим и являются объективно необходимыми детерминантами осуществления познавательной, регулятивной, прогностической и других функций. [2, с.304].

2. Мотивационный блок включает потребности (интересы, мотивы, установки).

Потребность — это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования (развития), и выступающее источником его активности.

Потребности ин интересы обнаруживаются в мотивах, влечениях и желаниях, побуждающих человека к правовой деятельности. Направленность чувств, воли и мышления, ориентировка личности в социальной ситуации, регулирование ее поведения определяются благодаря потребностям и интересам.

В процессе правовой деятельности молодые люди удовлетворяют самые разнообразные потребности и интересы (защищают имя, честь и достоинство, приобретают вещи, выбирают представителей в органы самоуправления и т. д.). При этом свои действия они мотивируют.

3. Программно-целевой блок состоит из целей, планов, программ и прогнозов, вместе с мотивационным блоком обеспечивает определенную направленность правового поведения личности. Программу правового поведения людей составляет система целей и задач, а также способы, средства и пути их достижения и разрешения. Заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо программы, выполнение действий и операций, определенный замысел проведения соответствующих мероприятий называется планом.

Важную роль здесь играют прогнозы, разнообразные суждения об этапах и стадиях развития правового поведения на основании оценки его современного состояния.

4. Блок личного опыта состоит из необходимых способностей, навыков, умений, мастерства. Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения творчески-продуктивной деятельности. Их формирование происходит на основе определенных задатков и тесно связано с устойчивой склонностью человека к определенной деятельности.

Для реализации способностей нужны соответствующие знания, умения, навыки. Юридические знания могут быть получены молодыми людьми в школе, в институте, в интернете, в СМИ. Навыки составляют интеллектуальные, перцептивные и иные действия, сформированные путем повторения и характеризующиеся высокой степенью освоения, отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля [3, с.21–22]. Умения — это освоенные человеком способы выполнения действий обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения формируются в процессе практической деятельности, путем длительных занятий, упражнений, опытов.

5. Энергетический блок включает внимание, волю и эмоции. Внимание — это сосредоточенность человека в данный момент времени на каком-либо реальном и идеальном объекте (факте, социально-правовой ситуации в целом). Внимание влияет на качество и эффективность правового поведения, скорость и успешность достижения его целей и получение результата.

Для установления состояния сосредоточенности в правовом поведении требуются определенные волевые усилия. Волю можно определить как: 1. Способность человека выбирать и осуществлять свои действия; 2. Сознательную саморегуляцию человеком своей деятельности, обеспечивающую преодоление трудностей при достижении целей;3 высшую степени активности личности [4, с. 48].

6. Оценочный блок составляют мыслительные и эмоциональные оценки, которые постоянно возникают в ходе юридической деятельности. Эмоциональные и мыслительные оценки позволяют человеку выявлять полезность, нужность и целесообразность тех или иных элементов и сторон правовой системы общества, правильно ориентироваться в социальных ситуациях действительности, устанавливать оптимальные условия для своего правового поведения.

7. Блок принятия рационального решения и его реализация — один из основных, ближе всего стоящих к практическим действиям, блоков [4, с. 51]. Под принятием решения понимается формирование мыслительных операций, снижающих исходную неопределенность проблемной ситуации и ведущих к достижению намеченных целей. Решения бывают интеллектуальные, волевые, эмоциональные, вероятностные, оперативные, функциональные, творчески-продуктивные и др. От правильно принятого решения зависят эффективность и качество правового поведения личности.

На все компоненты психологического механизма правового поведения личности люей существенное влияние оказывают социально-детерминированные (социальная среда, непосредственный круг общения, жизненный опыт и т. п.) и биологически обусловленные (инстинкты, темперамент и т. д.) свойства личности.

Таким образом, признаками правового поведения являются:

  1. Социальная значимость — правовое поведение людей оказывает влияние на процесс возникновения, изменения и прекращения общественных отношений, а также воздействует на правовой статус личности и на способность реализации ее интересов.
  2. Сознательно-волевой характер совершаемых поступков — правовым поведением может называться только поведение, поддающееся правовой регламентации. Право способно воздействовать на человеческое поведение лишь в том случае, если сознание и воля людей могут регулировать и контролировать общественно полезные или социально вредные поступки.
  3. Четкая регламентированность — правовое поведение имеет определенную правовую форму, при помощи которой оно получает свое внешнее выражение и юридическую силу. Право определяет границы общественно полезного или общественно вредного поведения.
  4. Подконтрольность государству, обеспеченность системой государственных гарантий и санкций — правила поведения устанавливаются государством, следовательно, оно обеспечивает и реализацию, создает условия, гарантирующие правомерное поведение, при необходимости принимает меры государственного принуждения, за нарушение требований правовых предписаний привлекает к юридической ответственности.

Правовое поведение может быть осуществлено людьми, обладающими правоспособностью, но имеющими дееспособности. Это деяния невменяемых, а также несовершеннолетних.

Нам представляется, что социально зрелая личность должна, несомненно, обладать правомерным поведением, за которое она несет как юридическую, так и моральную ответственность.

Литература:

  1. Кудрявцев В. Н. Закон, поступок, ответственность. М., 1986. С. 132–133
  2. Общая психология: учеб. для студентов пед ин-тов/под. ред. А. В. Петровского. М., 1986. С.304
  3. Белканов Е. А. Структура и функция правосознания: автореф… дис…канд… юр.наук. Екатеринбург, 1996. С.21–22
  4. Карташов В. Н. Теория правовой системы общества. Ярославль. 2006.С. 48
Основные термины (генерируются автоматически): правового поведения, правового поведения личности, механизм правового поведения, Психологический механизм правового, правовое поведение, Поведение человека, параметры правового поведения, правового поведения людей, качество правового поведения, направленность правового поведения, эффективность правового поведения, развития правового поведения, признаками правового поведения, механизма правового поведения, правовой системы общества, Правовое поведение, принятия рационального решения, общественно вредного поведения, частный случай поведения, Отношение поведения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос