Библиографическое описание:

Хаустова С. А., Хаустова В. Н., Гладкова Н. А. Технология электронного обучения в образовательном процессе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 12-14.



Электронные ресурсы, все чаще используемые в образовательном процессе, на рынке учебников начинают успешно конкурировать с традиционными печатными учебными изданиями. Среди инновационных средств, эффективно формирующих профессиональную компетентность, большие возможности представляют электронные учебные пособия (ЭУП). Электронный учебник (ЭУ) — это не электронная версия бумажного учебника, а обучающая среда, содержащая в себе материалы информационного, обучающего, контролирующего и практического направлений.

Анализ научной литературы позволил нам выявить два вида ЭУ:

1) учебник с высокой динамикой иллюстративного материала, представляющий собой уже ставший традиционным учебник по предметной области, которой является независимым и неизменяемым. Наряду с основным материалом он содержит средства интерактивного доступа, средства анимации и мультипликации, а также видеоизображения, в динамике демонстрирующие принципы и способы реализации отдельных процессов и явлений. Он используется на персональных компьютерах или в локальных компьютерных сетях и распространяется на CD-ROM;

2) Internet-учебник, учебник, открытый и имеющий ссылки на внешние источники информации, базы данных и знаний электронный учебник, размещаемый на одном из серверов глобальной компьютерной сети. [2]

К достоинствам электронного учебника можно отнести систематизацию представления всего комплекса учебного предмета. ЭУ позволяет быстро проверить знания учащихся по изученной теме. Содержательная часть учебного материала представляется в виде текста, звука, анимации, видео и графики, что существенно повышает запоминание новой информации. Кроме того, только в ЭУ можно показать в динамике изучаемые объекты, используя эффекты анимации интерактивные модели, диаграммы и схемы, что влияет на эмоциональное восприятие учебного материала, а также повышает мотивацию учащихся к изучению предмета. ЭУ — психологически удобный вариант усвоения (темп работы и сложность), при необходимости возврат к ранее изученному или предложенному, то есть идет процесс самообразования, экономически выгодное издание, вариативно в хранении, не боятся износа и старения.

Есть и недостатки: текстовая информация в электронном виде читается очень тяжело, учащийся быстро устает; разобщение учитель-ученик. [2]

При создании электронного учебника в первую очередь должны быть определены цели его создания, то есть, для кого будет создан учебник, и кто им будет пользоваться. Затем нужно составить тщательно продуманный, последовательный и обоснованный план деятельности по его созданию. Нужно придерживаться следующей последовательности:

  1. Определение целей и задач разработки.
  2. Разработка структуры электронного учебника.
  3. Разработка содержания по разделам и темам учебника.
  4. Подготовка сценариев отдельных структур электронного учебника.
  5. Реализация.
  6. Корректировка содержания электронного учебника по результатам апробации.
  7. Подготовка методического пособия для пользователя.

В настоящее время среди основных требований при создании электронных учебников для образовательного процесса: научности, доступности, проблемности, большое внимание уделяется наглядности обучения — чувственному восприятию изучаемых объектов. Независимо от способа реализации электронного учебник представляет собой новый уровень подачи учебного материала за счет: гипертекста — многообразия систем связей между фрагментами учебного материала, обеспечивающего семантическое единство курса в рамках предметной области, включающего глоссарий и справочный аппарат; мультимедийное — использования эффективных средств представления учебного материала (реалистичного или синтезированного); интерактивности (включая виртуальный практикум), позволяющей осуществить ознакомление и тренинг по выполнению действий и формированию предусмотренных компетенций; самоконтроля знаний и навыков; системы поиска информации, обеспечивающей удобство работы с курсом. [1]

Необходимо четко определить отличительные признаки электронного учебника от печатного. Во- первых, каждый печатный учебник (на бумажном носителе) рассчитан на определенный исходный уровень подготовки учащихся и предполагает конечный уровень обучения. По многим общеобразовательным предметам имеются учебники обычные (базовые), повышенной сложности, факультативные и др. Электронный учебник по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности. При этом все они будут размещены на одном лазерном компакт-диске, содержать иллюстрации и анимацию к тексту, многовариантные задания для проверки знаний в интерактивном режиме для каждого уровня. Во-вторых, наглядность в электронном учебнике значительно выше, чем в печатном. Наглядность обеспечивается также использованием при создании электронных учебников мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т. п. В-третьих, электронный учебник обеспечивает многовариантность, многоуровневость и разнообразие проверочных заданий, тестов. Электронный учебник позволяет все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режиме. При неверном ответе можно давать верный ответ с разъяснениями и комментариями. В-четвертых, электронный учебник является мобильным: при его создании и распространении выпадают стадии типографской работы. Электронные учебники являются по своей структуре открытыми системами. Их можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации. В- пятых, доступность ЭУ выше, чем у печатных. При спросе на ЭУ легко можно увеличить его тираж, можно переслать по сети. В- шестых, для обеспечения многофункциональности при использовании и в зависимости от целей разработки электронные учебники могут иметь различную структуру. Например, для использования на уроках можно создавать электронный учебник, поддерживающий школьную программу по конкретному предмету и учебный материал подавать согласно имеющемуся тематическому планированию. Можно разрабатывать электронный учебники без привязки к тематическому планированию, а просто следуя учебному плану по конкретному школьному курсу. Можно создавать электронные учебники по принципу вертикального изучения учебного материала. [2].

Следует отметить, что электронный учебник должен не просто повторять печатные издания, а использовать все современные достижения компьютерных технологий. Электронные учебники могут быть использованы на всех уровнях образования: в школах и колледжах, институтах и университетах, для повышения квалификации. Поэтому электронные учебники сегодня активно разрабатываются и используются в образовательном процессе.

Литература:

  1. Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. — 616 с.
  2. Зайнутдинова, Л. Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин) / Л. Х. Зайнутдинова. — Астрахань: Изд-во ЦНТЭП, 1999. — 363 с.
Основные термины (генерируются автоматически): электронного учебника, учебного материала, электронный учебник, Электронный учебник, образовательном процессе, электронных учебников, создании электронных учебников, электронные учебники, знаний электронный учебник, реализации электронного учебник, создании электронного учебника, электронный учебник должен, ставший традиционным учебник, достоинствам электронного учебника, содержания электронного учебника, структуры электронного учебника, Электронные учебники, структур электронного учебника, признаки электронного учебника, восприятие учебного материала.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос