Библиографическое описание:

Тангиров Х. Э., Рахматов А. Ш., Отабеков А. О. Технология создания электронного учебника по курсу «Информатика» // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 25-27.



В настоящее время в различных регионах Узбекистана идет эксперимент по совершенствованию содержания средне-специального образования. Анализ материалов эксперимента показывает, что учебные средства и организация учебного процесса в академическом лицее или колледже должны позволить ученикам, по своей инициативе, выполнять выбор уровня сложности и способа изучения материала; овладевать умениями самообразования; включиться в творчество в соответствии со своими интересами и возможностями; получить помощь в выполнении упражнений и домашних заданий; рефлексировать свои возможности учиться и решать задачи; проверить свои возможности и своевременно осуществить корректировку своей подготовки и др.

Изучение только этой части требований показывает, что не только известные учебники на бумажном носителе не удовлетворяют этим требованиям, но в принципе учебники на бумажном носителе принципиально не могут удовлетворить таким требованиям [3].

Процесс вхождения школы в мировое образовательное пространство требует совершенствования, а также серьёзной переориентации компьютерно-информационной составляющей. Стремительный процесс информатизации школ на основе современных компьютеров, поступающих в учебные заведения страны, открывает в образовании путь электронным учебникам. Этот термин в настоящее время наиболее устойчив, и к этому типу разработок относятся все в большей или меньшей степени целостные компьютерные курсы учебного назначения [1].

Учебник, в классическом понимании, это книга для учащихся, в которой в определенном прядке излагается материал в определенной области знаний на современном уровне достижений науки и культуры. Следовательно, учебник как электронный, так и печатный, имеют общие признаки, а именно:

‒ учебный материал излагается из определенной области знаний;

‒ этот материал освещен на современном уровне достижений науки и культуры;

‒ материал в учебниках излагается систематически, т. е. представляет собой целое завершенное произведение, состоящее из многих элементов, имеющих смысловые отношения и связи между собой, которые обеспечивают целостность учебника.

Необходимо четко определить отличительные признаки электронного учебника от печатного. Они заключаются в следующем [1]:

  1. Каждый печатный учебник (на бумажном носителе) рассчитан на определенный исходный уровень подготовки учащихся и предполагает конечный уровень обучения. Электронный учебник весь размещен на одном компакт-диске, содержит иллюстрации, карты к тексту, задания для проверки знаний в интерактивном режиме.
  2. Наглядность в электронном учебнике значительно выше, чем в печатном.
  3. Электронный учебник является по своей структуре открытой системой. Его можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации.
  4. Для обеспечения многофункциональности при использовании электронного учебника на уроках:

‒ поддерживание школьной программы по предмету и использовать учебный материал согласно имеющемуся тематическому планированию.

‒ объединение всего изучаемого материала по курсу «Информатика» 5–9 класс, такой электронного учебника можно использовать на уроках, для самостоятельных занятий и для подготовки к сдаче экзаменов.

В электронном учебнике выделяется четыре основные части: содержательная, процессуальная, управляющая и диагностическая. Содержательная часть учебника включает следующие компоненты: познавательный, демонстрационный; процессуальная часть включает компоненты: моделирующий, контрольный, закрепляющий. Познавательный компонент направлен на передачу знаний обучаемому. Это, как правило, текстовая информация. Демонстрационный компонент поддерживает и раскрывает содержательный компонент, который позволяет применять знания к решению практических задач. Контрольно-закрепляющий компонент определяет степень усвоения учащимися изучаемого материала. Управляющая часть представляет собой программную оболочку электронного учебника, способную обеспечить взаимосвязь между его частями и компонентами. Диагностическая часть хранит статистическую информацию о работе с конкретными программами.

Технология создания электронного учебника достаточно трудоемка и включает следующие этапы: определение целей и задач разработки; разработка структуры электронного учебника; разработка содержания по разделам и темам учебника; подготовка материала электронного учебника; программирование; апробация; корректировка содержания электронного учебника по результатам апробации; подготовка методического пособия для пользователя [1].

Отправной точкой в создании электронного учебника является дидактические цели и задачи, для достижения и решения которых используется информационные технологии [2]. Все разделы курса и их компоненты взаимосвязаны, находятся в общей программной оболочке. Каждый компонент в указанных разделах электронного учебника доступен для пользователя из любой другого компонента.

Понятие о содержании электронного учебника является частью понятия содержания образования, под которым понимается система знаний, умений, навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных способностей школьника.

При разработке содержания учебный материал распределен следующим образом: по степени сложности восприятия; по степени сложности подачи.

В ходе этой работы особое внимание уделяется выделению: основного учебного материала; второстепенных моментов в изучении учебного материала; связей с другими темами учебного курса.

Познавательный интерес в педагогической практике рассматривают часто как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольно внимание учеников, заставят активизировать их мышление, волноваться, переживать [4].

Материал электронного учебника — это распределение содержания учебного курса и его процессуальной части в рамках программных структур разного уровня и назначения. Демонстрационная часть включает в себя все то, что необходимо представить на экране монитора для раскрытия содержательной части. Программные структуры разного уровня — это компоненты мультимедийных технологий: гипертекст и т. п. Использование этих средств носит целенаправленный характер: для активизации зрительной и эмоциональной памяти, для развития познавательного интереса, повышения мотивации учения.

Педагогическая технология — это упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению планируемого результата. Применение интерактивных методов обучения влияет на успешное усвоение материала, которое отражается на отношение учащихся к предмету. Использование методов интерактивного обучения позволяет преподавателю подготовить учащихся к повседневной жизни и развить их личность. Организация интерактивного обучения осуществляется на любом этапе изучения темы.

Для преподавания информатики используются методы изучения и обучения, позволяющие передать учащимся необходимые знания и умения с целью получения соответствующей квалификации. Для проведения теоретических занятий, наряду с традиционными методами, такими как лекция, презентация, демонстрация, учебная беседа, необходимо применять интерактивные методы обучения, направленные на самостоятельное решение проблем, системное мышление, самостоятельное рабочее планирование, учение с целью понимания, развитие компетенции личности.

Любая разработка программного обеспечения включает в себя задачу проектирования деятельности будущего пользователя создаваемой системы. В зависимости от целей разработки, задач выбирается вид электронного носителя для учебника и язык программирования, который должен учитывать вид носителя. Электронный учебник, существенно отличается технологически от бумажного и должен поддерживаться электронными технологиями, к которым относятся: анимация, многоуровневые и многовариантные задания, гипертекст и т. д., то, что обеспечивает адаптивность содержательной части электронных учебников для различных кругов пользователей. В результате использования обучающимися электронного учебника происходит индивидуализация процесса обучения. Каждый ученик усваивает материал по своему плану, т. е. в соответствии со своими индивидуальными способностями восприятия. В результате такого обучения уже через 1–2 урока (занятия) учащиеся будут находиться на разных стадиях (уровнях) изучения нового материала. Это приведет к тому, что учитель не сможет продолжать обучение школьников по традиционной классно-урочной системе [1]. При таком подходе к решению проблемы у преподавателя появляется возможность реализовать дифференцированное, а также разноуровневое обучение в условиях традиционного школьного преподавания.

Обобщая вышесказанное, хотим, отметит, что пользование электронном учебником развивает в учениках творческое мышление, повышает их интерес к информатике, а также позволяет увеличению наглядности в ходе урока. А это служит для повышения качества и производительности образования в целом.

Литература:

  1. Лубашевская, Е. Г. Технология создания авторского электронного учебника по курсу. «География России» [http://www.openclass.ru/stories/150368 — Размещено: Елена Геннадьевна Лубашевская — вс, 29/08/2010]
  2. Сапрыкин, Г. А. Сибирский институт образовательных технологий РАО.
  3. Тайлаков, Н. И. Организация дистанционных курсов по информатике для средних школ  Вестник ТГТУ. — 2004. — № 1. — С.34–39.
  4. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика. — 1988. — 204 с.
Основные термины (генерируются автоматически): электронного учебника, создания электронного учебника, Технология создания электронного, материала электронного учебника, содержания электронного учебника, признаки электронного учебника, использовании электронного учебника, электронного учебника доступен, оболочку электронного учебника, структуры электронного учебника, создании электронного учебника, содержании электронного учебника, бумажном носителе, Материал электронного учебника, авторского электронного учебника, учебный материал, Электронный учебник, Содержательная часть учебника, целостность учебника, темам учебника.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос