Коррекция двигательной сферы трудных подростков средствами физической и военно-прикладной подготовки
Автор: Дзержинская Людмила Борисовна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 280 раз
Библиографическое описание:
Дзержинская, Л. Б. Коррекция двигательной сферы трудных подростков средствами физической и военно-прикладной подготовки / Л. Б. Дзержинская. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 141-144. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1454/ (дата обращения: 17.12.2024).
В настоящее время российская молодежь переживает кризис во всех отношениях. У нее, к огромному сожалению, нет идеалов. Отношение большинства молодежи сугубо потребительское. При этом молодые люди претендуют на особое место в жизни, но не желают прилагать для достижения конкретной цели никаких усилий [3, 8, 12]. Социальными проблемами молодежи не занимаются ни в семьях, ни в школах.
Анализ современной научно-методической литературы, посвященной проблемам подростковой дезадаптации, позволяет заключить, что в настоящее время отклоняющееся поведение становится социальной нормой [1, 5].
В целом ряде диссертационных работ [6, 7, 9, 10] доказана возможность перевоспитания трудных подростков в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (ДЮСШ, СДЮСШОР), однако анализ документации детско-юношеских спортивных школ г. Волгограда свидетельствует, что трудные дети и подростки составляют в среднем 3% от общего числа занимающихся.
Проведенное нами анкетирование среди детей и подростков с девиантным поведением общеобразовательных школ г. Волгограда (n=273) выявило, что наибольшая часть респондентов хотели бы заниматься в военно-патриотических клубах и объединениях (38,7%). Данный факт объясняется рядом причин, основными из которых можно считать следующие:
Занятия в УДО, реализующие образовательные программы физкультурно-спортивной направленности требуют не только наличия спортивной экипировки, но и сформированности морально-волевых качеств (дисциплинированности, ответственности, целеустремленности и т.д.), а трудные подростки, как правило, воспитываются в мало обеспеченных семьях. Кроме того, у них не сформированы ценностные ориентации, что приводит к быстрому отсеву такого контингента занимающихся.
Занятия в военно-патриотических клубах предполагают использование средств и методов, заимствованных из учебно-воспитательного процесса Вооруженных сил Российской Федерации [2], что дает возможность трудным подросткам реализовать свою склонностью к риску и острым ощущениям.
Педагогами дополнительного образования и тренерами являются чаще всего офицеры Вооруженных сил в отставке, что реализует потребность юношей в общении с авторитетными старшими мужчинами, тогда как в детско-юношеских спортивных школах, равно как и в общеобразовательных школах, большинство педагогов – женщины.
Анализ научно-методической литературы свидетельствует о значительном количестве диссертационных исследований, доказывающих положительное влияние занятий в учреждениях дополнительного образования военно-патриотической направленности, военно-патриотических клубах и объединениях на формирование морально-нравственных ценностей трудных подростков, на коррекцию их психо-эмоционального состояния [4, 8, 11, 13]. Однако, возможность коррекции двигательной сферы у данной категории детей остается слабо изученной, что и определяет актуальность нашего исследования.
Педагогический эксперимент проводился на базе военно-патриотического клуба «Юный спецназовец» г. Волгограда и военно-патриотического общественного объединения «Росич» г. Волжский Волгоградской области с сентября 2008 по май 2011 г.
На этапе констатирующего эксперимента нами изучались особенности физической подготовленности трудных подростков (юношей) в возрасте 13-14 лет. На этапе формирующего эксперимента нами была разработана и внедрена программа дополнительного образования «Патриот», которая реализовывалась в течение двух лет и предполагала занятия 3 раза в неделю по 2 академических часа. Таким образом, на занятия отводилось 216 часов в год.
Особенностью настоящей программы явились следующие положения:
разделы программы «Основы военной службы», «Гражданская оборона», «Основы первой медицинской помощи» были дополнены учебным материалом, не нашедшим отражения в учебниках по предмету «ОБЖ»;
количество практических занятий преобладало над теоретическими (на 1 году обучения на них отводилось 80% учебного времени, на 2 году обучения – 90%);
значительная часть учебного времени, отведенного на практические занятия, была посвящена разделам «Общая физическая подготовка» и «Прикладная физическая подготовка» (на 1 году обучения на них отводилось 50% общего времени, на 2-ом году - 60%);
раздел «Прикладная физическая подготовка» был дополнен средствами и методами, используемыми в Вооруженных Силах РФ.
Учебные занятия носили комплексный характер, т.е. включали средства физической и военно-прикладной подготовки (тактической, огневой, военно-медицинской подготовки и т.д.).
Для повышения интереса у трудных подростков к учебно-тренировочным занятиям в их содержание включались упражнения, требующие определенного риска (спрыгивания в глубину, с движущегося автотранспорта, снятие часового, плавание в одежде и в боевом снаряжении и т.д.), но с обязательным учетом принципа доступности и индивидуализации, предусматривающего определение стимулирующей меры трудности педагогического задания, норм физической нагрузки и способов ее регулирования на основе учета возраста, состояния здоровья и уровня подготовленности.
На этапе констатирующего эксперимента нами были получены результаты физической подготовленности трудных подростков, которые сравнивались с показателями их одноклассников (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ показателей
№№ п/п |
Показатели |
Трудные подростки (n = 28) | Благополучные подростки (n = 107) | p | ||
(Х;m) |
Уровень |
(Х;m) |
Уровень |
|||
1. |
Бег 30 м (с) |
5,62;0,11 |
Низкий |
5,22;0,07 |
Средний |
< 0,01 |
2. |
Прыжок в длину с места (см) |
169,6;2,46 |
Ниже среднего |
181,7;1,49 |
Средний |
< 0,001 |
3. |
Бег 1000 м (с) |
272,3;21,1 |
Низкий |
217,4;16,4 |
Средний |
< 0,05 |
4. |
Подъем туловища за 30 с (кол-во раз) |
19,4;0,60 |
Ниже среднего |
24,1;0,72 |
Средний |
< 0,001 |
5. |
Подтягивание (кол-во раз) |
4,47;0,82 |
Ниже среднего |
6,84;0,74 |
Средний |
< 0,05 |
6. |
|
8,6;0,10 |
Средний |
8,1;0,10 |
Выше среднего |
< 0,01 |
Статистический анализ полученных значений свидетельствует, что показатели двигательной сферы трудных подростков отличаются от результатов их благополучных сверстников. Наибольшие различия выявлены нами в двигательных тестах, характеризующих развитие скоростно-силовых способностей (p<0,001).
Качественная оценка полученных результатов свидетельствует о том, что у трудных подростков низкий уровень развития имеют скоростные способности и выносливость, ниже среднего – силовые и скоростно-силовые, средний уровень – координационные способности.
Вместе с тем, анализ уровней развития двигательных способностей благополучных подростков доказывает общеизвестный факт ухудшения физического состояния современной молодежи и отражает общую картину двигательных кондиций учащихся общеобразовательных школ.
Для доказательства выдвинутой рабочей гипотезы нами была создана экспериментальная группа, в которую на добровольной основе вошли подростки с девиантным поведением 13-14-летнего возраста. Данная группа занималась в течение 2-х лет по программе дополнительного образования «Патриот».
В конце формирующего эксперимента нами были повторно протестированы двигательные способности юношей (на тот период 15-16-летнего возраста) в количестве 17 человек. Полученные результаты сравнивались с показателями физической подготовленности их одноклассников, составивших контрольную группу (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительный анализ показателей
№№ п/п |
Показатели |
Экспериментальная группа (n = 17) | Контрольная группа (n = 95) | p | ||
(Х;m) |
Уровень |
(Х;m) |
Уровень |
|||
1. |
Бег 30 м (с) |
4,97;0,09 |
Средний |
5,06;0,12 |
Средний |
> 0,05 |
2. |
Прыжок в длину с места (см) |
218,5;2,44 |
Выше среднего |
197,4;2,26 |
Средний |
< 0,001 |
3. |
Бег 1000 м (с) |
189,3;10,86 |
Выше среднего |
212,1;13,43 |
Средний |
> 0,05 |
4. |
Подъем туловища за 30 с (кол-во раз) |
38,9;0,93 |
Выше среднего |
32,0;1,08 |
Средний |
< 0,001 |
5. |
Подтягивание (кол-во раз) |
12,4;0,67 |
Высокий |
8,1;0,94 |
Средний |
< 0,001 |
6. |
|
4,39;0,08 |
Высокий |
4,67;0,12 |
Выше среднего |
< 0,05 |
Полученные нами результаты говорят о том, что юноши экспериментальной группы не только догнали своих сверстников (бег 30 м; p > 0,05), но и превзошли их по большинству двигательных тестов.
Наибольшие приросты отмечены нами в контрольных испытаниях, характеризующих развитие силовых и скоростно-силовых способностей. Данный факт объясняется тем обстоятельством, что подростковый возраст является сенситивным периодом для их развития.
Качественный анализ полученных результатов свидетельствует, что большинство двигательных способностей у подростков экспериментальной группы находятся на высоком и выше среднего уровнях развития (исключение составляют скоростные способности), тогда как у юношей контрольной группы (при росте абсолютных значений) уровень развития двигательной сферы остался без изменений.
Таким образом, полученные нами результаты свидетельствуют о положительном влиянии средств физической и военно-прикладной подготовки на двигательную сферу трудных подростков и доказывают возможность коррекции имеющихся отставаний в физической подготовленности подростков с девиантным поведением.
Литература:
Антонова, Л.Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен / Л.Н. Антонова // Педагогика. – 2010. - № 9. – С. 28-33.
Бака М.М. Физическая и военно-прикладная подготовка допризывной молодежи: Учебно-методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2004. – 280 с.
Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М.: Социальное здоровье России, 1994. - 224 с.
Белов, В.Г. Психолого-акмеологическое сопровождение подростков в трудной жизненной ситуации: монография / В.Г. Белов, А.Г. Дашдемиров, Ю.А. Парфенов. – Грозный: Грозненский рабочий, 2010. – 99 с.
Курбатов, А.В. Социализация подростков в обществе / А.В. Курбатов // Педагогика. – 2009. - № 3. – С. 62-65.
Левкина, Н.Ю. Перевоспитание подростков в условиях специальной школы средствами физической культуры и спорта: автореф. дисс. …….. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.Ю. Левкина. – М., 1992. – 50 с.
Новичкова Н.Г. Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры: автореф. дисс. …….. канд. пед. наук: 13.00.04 / Н.Г. Новичкова / УрГУФК. – Челябинск, 2009. – 20 с.
Палехина, М.С. Педагогическая поддержка трудных подростков в условиях интеграции общего и дополнительного образования: дисс. ….. канд. пед. наук / 13.00.01. – Кемерово, 2010. – 250 с.
Рамзин, А.А. Оптимизация психофизического состояния и профилактика негативных форм поведения подростков в процессе занятий каратэ: автореф. ….. канд. пед. наук: 13.00.04 / ДГАФК. – Хабаровск, 2007. – 24 с.
Ромашов А.А. Педагогические технологии коррекции деликвентного поведения воспитанников школы-интерната средствами физической культуры и спорта: автореф. дисс. …….. канд. пед. наук: 13.00.04 / А.А. Ромашов / ВНИИФК – М., 2007. – 24 с.
Сторожук, С.И. Психолого-педагогическая коррекция агрессивности подростка в процессе социально-культурной деятельности: автореф. дисс. …. канд. пед. наук: 13.00.05 / С.И. Сторожук. – М., 2010. – 24 с.
Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. / Л.Б. Шнайдер. - Издательство: Академический проект, Гаудеамус. 2007. - 336 с.
Ягудин З.Г. Социально-педагогические технологии перевоспитания подростков с девиантным поведением: дисс. ……. канд. пед. наук: 13.00.01 / З.Г. Ягудин. – Казань, 2001. – 175 с.