ИКТ-компетентность педагога — важнейший фактор реализации ФГОС | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2016)

Дата публикации: 03.07.2016

Статья просмотрена: 7470 раз

Библиографическое описание:

Шмелева, О. В. ИКТ-компетентность педагога — важнейший фактор реализации ФГОС / О. В. Шмелева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 80-85. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10861/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена вопросам ИКТ — компетентности современного педагога, а также проектированию урока с применением информационных технологий.

Ключевые слова: ИКТ — компетентность, Федеральные государственные образовательные стандарты, проектирование урока

ФГОС нового поколения фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить обучающихся их эффективному применению. Так, некоторые требования к результатам образования, согласно стандартам, напрямую связаны с необходимостью использования информационных технологий. В частности, выпускник должен:

– активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

– фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;

– готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

– уметь использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета и т. п.

Широкое использование компьютерных технологий в преподавании различных дисциплин становится необходимостью.

На сегодняшний день внедрение ФГОС в образовании предъявляет новые требования к подготовленности учителя в области ИКТ.

ИКТ-комптентность педагога предполагает, что он

– активно участвует в формировании информационно-образовательной среды школы;

– применяет современные ИКТ для обеспечения качества обучения;

– использует компьютер как средство управления информацией;

– свободно работает с информацией в сети Интернет.

Современный педагог должен

– знать образовательные возможности основных видов телекоммуникаций — электронной почты, вебинаров, форумов, чат-конференций и т. п.;

– владеть информацией об основных российских и зарубежных образовательных сайтах (содержание ресурсов и их качество, дидактические возможности);

– знать наиболее популярные типы программ, классификации программ по функциональному признаку, характеристики отдельных типов обучающих программ;

– владеть методикой дистанционного обучения.

Таким образом, учитель должен быть хорошо осведомлен о различных видах информационно-коммуникационных технологий и уметь практически применять некоторые из них, уметь организовывать учебно-познавательную деятельность.

В условиях перехода на новый ФГОС современный учитель должен активно с высокой эффективностью использовать все имеющиеся средства, ресурсы и сервисы Интернет, чтобы помочь учащимся успешно справиться с обучением, т. е. достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

Исследователи в области реализации педагогических технологий с помощью ИКТ выделяют три дидактических принципа обучения.

Рис. 1. Диаграмма «Дидактические принципы обучения с ИКТ»

При подготовке к уроку с использованием ИКТ педагог не должен забывать, что это прежде всего урок, а значит должен быть план урока, исходя из его целей, необходимо отобрать учебный материал и т. д.

Диаграмма отражает основные этапы проектирования современного урока.

Рис. 2. Диаграмма «Этапы проектирования урока»

Практический опыт доказывает, что учитель может добиваться серьёзных качественных результатов, работая с учащимися в современных условиях с использованием информационных технологий на своих уроках и во внеурочной деятельности.

Если урок предполагает использование ИКТ, то необходимо

– составить временну́ю структуру урока, в соответствии с целью наметить задачи для её достижения и этапы применения ИКТ;

– отобрать наиболее эффективные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) для решения задач урока;

– рассмотреть целесообразность их применения по сравнению с традиционными средствами;

– отобранные материалы оценить во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм;

– составить поминутный план урока.

Безусловно, можно отметить ряд важных преимуществ урока с использованием ИК-технологий.

Рис. 3. Преимущества использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности

Нельзя забывать при использовании ИК-технологий о санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях ( СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»), вступивших в силу с 1 сентября 2011 года.

Таблица 1

Класс

Непрерывная длительность (мин), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках иэкранов отражённого свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках иэкранов отражённого свечения

Работа сизображением на индивидуальном мониторе компьютера иклавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи внаушниках

1–2

10

15

15

15

20

10

3–4

15

20

20

15

20

15

5–7

20

25

25

20

25

20

8–11

25

30

30

25

25

25

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс и повысить его эффективность. Главные приоритеты новых стандартов образования базируются на развитии ИКТ грамотности обучающихся и педагогов и формировании ИКТ-компетенций на всех ступенях обучения. Школа должна принимать во внимание прогресс современных технологий передачи и обработки информации. Федеральный стандарт является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества.

Литература:

  1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-- М.: Народное образование, 1998
  2. http://docs.cntd.ru/document/902256369
  3. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2048/Itemid,88
  4. https://infourok.ru/rol-ikt-tehnologiy-v-realizacii-fgos-722558
  5. http://pedagogcentr.ru/publication/1/9/659
Основные термины (генерируются автоматически): ИКТ, внеурочная деятельность, использование ИК-технологий, организация обучения, отраженное свечение, проектирование урока, прослушивание аудиозаписи, современный педагог, требование, урок.

Похожие статьи

Критерии – важная составляющая технологии формирующего оценивания на уроках истории и обществознания

В статье рассмотрены теоретические материалы и практические наработки по образовательной технологии «Формирующее оценивание». Цель статьи: описать роль критериального оценивания в планировании деятельности учителя.

Применение практико-ориентированных технологий как инструмента подготовки специалистов по гостеприимству к демонстрационному экзамену

В статье раскрывается сущность практико-ориентированного подхода в освоении профессионального цикла дисциплин специалистов по гостеприимству. Данный подход выступает инструментом формирования профессиональных компетенций студентов и позволяет спроеци...

Подготовка конкурентоспособного специалиста дошкольного образования в открытом образовательном пространстве

Статья посвящена рассмотрению проблемы конкурентоспособности педагога дошкольного образования. В ходе данной статьи значительное внимание посвящено изучению сущностных характеристик конкурентоспособности личности педагога и их взаимосвязи с компонент...

Индивидуальный подход обучения учащихся на уроках технологии

Статья посвящена проблеме реализации индивидуального подхода обучения учащихся на уроках технологии. Важным элементом индивидуальной работы на уроке является сам подход к наиболее слабым и сильным по успеваемости к учащимся.

Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе

В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...

Современный подход к методической работе в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В данной статье представлен взгляд педагога на методический подход в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС.

Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...

Применение информационно-коммуникативных технологий при обучении английскому языку в соответствии с ФГОС основного общего образования

В статье рассмотрено понятие об информационно-коммуникативных технологиях. Проанализирована представленность информационно-коммуникативных технологий в требованиях федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования....

Учет современной поликультурной среды как важная компетенция в структуре подготовки учителя начальных классов

Подготовка учителей в образовательных организациях среднего профессионального образования регламентируется сегодня не только Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования и начального общего образов...

Использование модульной технологии в обучении иностранному языку студентов технического вуза

В статье приводятся основные методические положения и особенности применения модульного обучения иностранному языку студентов технического вуза.

Похожие статьи

Критерии – важная составляющая технологии формирующего оценивания на уроках истории и обществознания

В статье рассмотрены теоретические материалы и практические наработки по образовательной технологии «Формирующее оценивание». Цель статьи: описать роль критериального оценивания в планировании деятельности учителя.

Применение практико-ориентированных технологий как инструмента подготовки специалистов по гостеприимству к демонстрационному экзамену

В статье раскрывается сущность практико-ориентированного подхода в освоении профессионального цикла дисциплин специалистов по гостеприимству. Данный подход выступает инструментом формирования профессиональных компетенций студентов и позволяет спроеци...

Подготовка конкурентоспособного специалиста дошкольного образования в открытом образовательном пространстве

Статья посвящена рассмотрению проблемы конкурентоспособности педагога дошкольного образования. В ходе данной статьи значительное внимание посвящено изучению сущностных характеристик конкурентоспособности личности педагога и их взаимосвязи с компонент...

Индивидуальный подход обучения учащихся на уроках технологии

Статья посвящена проблеме реализации индивидуального подхода обучения учащихся на уроках технологии. Важным элементом индивидуальной работы на уроке является сам подход к наиболее слабым и сильным по успеваемости к учащимся.

Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе

В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...

Современный подход к методической работе в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В данной статье представлен взгляд педагога на методический подход в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС.

Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...

Применение информационно-коммуникативных технологий при обучении английскому языку в соответствии с ФГОС основного общего образования

В статье рассмотрено понятие об информационно-коммуникативных технологиях. Проанализирована представленность информационно-коммуникативных технологий в требованиях федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования....

Учет современной поликультурной среды как важная компетенция в структуре подготовки учителя начальных классов

Подготовка учителей в образовательных организациях среднего профессионального образования регламентируется сегодня не только Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования и начального общего образов...

Использование модульной технологии в обучении иностранному языку студентов технического вуза

В статье приводятся основные методические положения и особенности применения модульного обучения иностранному языку студентов технического вуза.