ИКТ-компетентность педагога — важнейший фактор реализации ФГОС
Автор: Шмелева Ольга Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 03.07.2016
Статья просмотрена: 7470 раз
Библиографическое описание:
Шмелева, О. В. ИКТ-компетентность педагога — важнейший фактор реализации ФГОС / О. В. Шмелева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 80-85. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10861/ (дата обращения: 16.12.2024).
Статья посвящена вопросам ИКТ — компетентности современного педагога, а также проектированию урока с применением информационных технологий.
Ключевые слова: ИКТ — компетентность, Федеральные государственные образовательные стандарты, проектирование урока
ФГОС нового поколения фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить обучающихся их эффективному применению. Так, некоторые требования к результатам образования, согласно стандартам, напрямую связаны с необходимостью использования информационных технологий. В частности, выпускник должен:
– активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
– фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;
– готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
– уметь использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета и т. п.
Широкое использование компьютерных технологий в преподавании различных дисциплин становится необходимостью.
На сегодняшний день внедрение ФГОС в образовании предъявляет новые требования к подготовленности учителя в области ИКТ.
ИКТ-комптентность педагога предполагает, что он
– активно участвует в формировании информационно-образовательной среды школы;
– применяет современные ИКТ для обеспечения качества обучения;
– использует компьютер как средство управления информацией;
– свободно работает с информацией в сети Интернет.
Современный педагог должен
– знать образовательные возможности основных видов телекоммуникаций — электронной почты, вебинаров, форумов, чат-конференций и т. п.;
– владеть информацией об основных российских и зарубежных образовательных сайтах (содержание ресурсов и их качество, дидактические возможности);
– знать наиболее популярные типы программ, классификации программ по функциональному признаку, характеристики отдельных типов обучающих программ;
– владеть методикой дистанционного обучения.
Таким образом, учитель должен быть хорошо осведомлен о различных видах информационно-коммуникационных технологий и уметь практически применять некоторые из них, уметь организовывать учебно-познавательную деятельность.
В условиях перехода на новый ФГОС современный учитель должен активно с высокой эффективностью использовать все имеющиеся средства, ресурсы и сервисы Интернет, чтобы помочь учащимся успешно справиться с обучением, т. е. достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
Исследователи в области реализации педагогических технологий с помощью ИКТ выделяют три дидактических принципа обучения.
Рис. 1. Диаграмма «Дидактические принципы обучения с ИКТ»
При подготовке к уроку с использованием ИКТ педагог не должен забывать, что это прежде всего урок, а значит должен быть план урока, исходя из его целей, необходимо отобрать учебный материал и т. д.
Диаграмма отражает основные этапы проектирования современного урока.
Рис. 2. Диаграмма «Этапы проектирования урока»
Практический опыт доказывает, что учитель может добиваться серьёзных качественных результатов, работая с учащимися в современных условиях с использованием информационных технологий на своих уроках и во внеурочной деятельности.
Если урок предполагает использование ИКТ, то необходимо
– составить временну́ю структуру урока, в соответствии с целью наметить задачи для её достижения и этапы применения ИКТ;
– отобрать наиболее эффективные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) для решения задач урока;
– рассмотреть целесообразность их применения по сравнению с традиционными средствами;
– отобранные материалы оценить во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм;
– составить поминутный план урока.
Безусловно, можно отметить ряд важных преимуществ урока с использованием ИК-технологий.
Рис. 3. Преимущества использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности
Нельзя забывать при использовании ИК-технологий о санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях ( СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»), вступивших в силу с 1 сентября 2011 года.
Таблица 1
Класс |
Непрерывная длительность (мин), не более |
|||||
Просмотр статических изображений на учебных досках иэкранов отражённого свечения |
Просмотр телепередач |
Просмотр динамических изображений на учебных досках иэкранов отражённого свечения |
Работа сизображением на индивидуальном мониторе компьютера иклавиатурой |
Прослушивание аудиозаписи |
Прослушивание аудиозаписи внаушниках |
|
1–2 |
10 |
15 |
15 |
15 |
20 |
10 |
3–4 |
15 |
20 |
20 |
15 |
20 |
15 |
5–7 |
20 |
25 |
25 |
20 |
25 |
20 |
8–11 |
25 |
30 |
30 |
25 |
25 |
25 |
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс и повысить его эффективность. Главные приоритеты новых стандартов образования базируются на развитии ИКТ грамотности обучающихся и педагогов и формировании ИКТ-компетенций на всех ступенях обучения. Школа должна принимать во внимание прогресс современных технологий передачи и обработки информации. Федеральный стандарт является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества.
Литература:
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-- М.: Народное образование, 1998
- http://docs.cntd.ru/document/902256369
- http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2048/Itemid,88
- https://infourok.ru/rol-ikt-tehnologiy-v-realizacii-fgos-722558
- http://pedagogcentr.ru/publication/1/9/659
Ключевые слова
проектирование урока, федеральные государственные образовательные стандарты, ИКТ — компетентностьПохожие статьи
Критерии – важная составляющая технологии формирующего оценивания на уроках истории и обществознания
В статье рассмотрены теоретические материалы и практические наработки по образовательной технологии «Формирующее оценивание». Цель статьи: описать роль критериального оценивания в планировании деятельности учителя.
Применение практико-ориентированных технологий как инструмента подготовки специалистов по гостеприимству к демонстрационному экзамену
В статье раскрывается сущность практико-ориентированного подхода в освоении профессионального цикла дисциплин специалистов по гостеприимству. Данный подход выступает инструментом формирования профессиональных компетенций студентов и позволяет спроеци...
Подготовка конкурентоспособного специалиста дошкольного образования в открытом образовательном пространстве
Статья посвящена рассмотрению проблемы конкурентоспособности педагога дошкольного образования. В ходе данной статьи значительное внимание посвящено изучению сущностных характеристик конкурентоспособности личности педагога и их взаимосвязи с компонент...
Индивидуальный подход обучения учащихся на уроках технологии
Статья посвящена проблеме реализации индивидуального подхода обучения учащихся на уроках технологии. Важным элементом индивидуальной работы на уроке является сам подход к наиболее слабым и сильным по успеваемости к учащимся.
Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе
В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...
Современный подход к методической работе в ДОУ в условиях реализации ФГОС
В данной статье представлен взгляд педагога на методический подход в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС.
Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»
Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...
Применение информационно-коммуникативных технологий при обучении английскому языку в соответствии с ФГОС основного общего образования
В статье рассмотрено понятие об информационно-коммуникативных технологиях. Проанализирована представленность информационно-коммуникативных технологий в требованиях федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования....
Учет современной поликультурной среды как важная компетенция в структуре подготовки учителя начальных классов
Подготовка учителей в образовательных организациях среднего профессионального образования регламентируется сегодня не только Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования и начального общего образов...
Использование модульной технологии в обучении иностранному языку студентов технического вуза
В статье приводятся основные методические положения и особенности применения модульного обучения иностранному языку студентов технического вуза.
Похожие статьи
Критерии – важная составляющая технологии формирующего оценивания на уроках истории и обществознания
В статье рассмотрены теоретические материалы и практические наработки по образовательной технологии «Формирующее оценивание». Цель статьи: описать роль критериального оценивания в планировании деятельности учителя.
Применение практико-ориентированных технологий как инструмента подготовки специалистов по гостеприимству к демонстрационному экзамену
В статье раскрывается сущность практико-ориентированного подхода в освоении профессионального цикла дисциплин специалистов по гостеприимству. Данный подход выступает инструментом формирования профессиональных компетенций студентов и позволяет спроеци...
Подготовка конкурентоспособного специалиста дошкольного образования в открытом образовательном пространстве
Статья посвящена рассмотрению проблемы конкурентоспособности педагога дошкольного образования. В ходе данной статьи значительное внимание посвящено изучению сущностных характеристик конкурентоспособности личности педагога и их взаимосвязи с компонент...
Индивидуальный подход обучения учащихся на уроках технологии
Статья посвящена проблеме реализации индивидуального подхода обучения учащихся на уроках технологии. Важным элементом индивидуальной работы на уроке является сам подход к наиболее слабым и сильным по успеваемости к учащимся.
Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе
В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...
Современный подход к методической работе в ДОУ в условиях реализации ФГОС
В данной статье представлен взгляд педагога на методический подход в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС.
Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»
Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...
Применение информационно-коммуникативных технологий при обучении английскому языку в соответствии с ФГОС основного общего образования
В статье рассмотрено понятие об информационно-коммуникативных технологиях. Проанализирована представленность информационно-коммуникативных технологий в требованиях федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования....
Учет современной поликультурной среды как важная компетенция в структуре подготовки учителя начальных классов
Подготовка учителей в образовательных организациях среднего профессионального образования регламентируется сегодня не только Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования и начального общего образов...
Использование модульной технологии в обучении иностранному языку студентов технического вуза
В статье приводятся основные методические положения и особенности применения модульного обучения иностранному языку студентов технического вуза.