Особенности применения метода наказания с младшими школьниками в семье
Автор: Шишкина Анастасия Сергеевна
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 07.07.2016
Статья просмотрена: 606 раз
Библиографическое описание:
Шишкина, А. С. Особенности применения метода наказания с младшими школьниками в семье / А. С. Шишкина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 136-139. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10730/ (дата обращения: 17.12.2024).
В каждой семье, где есть дети, родители знают, что с помощью поощрений и наказаний можно добиться дисциплинированного, ответственного поведения ребёнка. В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрение, наказывать лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать совсем не надо. А есть и такие, кто убеждён, что истинное воспитание — это воспитание, без каких бы то ни было поощрений и наказаний. Видов и форм наказаний очень много, но какие же из них эффективные?
Проблемой наказания занимались многие великие педагоги: К. Д. Ушинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Л. Н. Толстой, А. Дистервег, Ж.-Ж. Руссо и А. С. Макаренко.
Данная статья может быть интересна как школьным психологам, психологам-консультантам, педагогам (классным руководителям, учителям начальной школы), школьным социальным педагогам, так и каждому, кто планирует в будущем успешно реализовать роль родителя.
Значение наказаний в системе воспитательных воздействий весьма локально, они не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. В семье же, где сложились правильные взаимоотношения между взрослыми и детьми, можно обходиться без наказаний значительно больше. Наверное, отсюда и появляется убеждение, что в принципе, в идеале наказания не нужны вообще. Можно констатировать, что отношение к данному методу в семье наиболее спорно и противоречиво, поэтому проблема исследования применения наказания в семье в наши дни по-прежнему чрезвычайно актуальна.
В рамках практического исследования проблемы использования наказания в семье мы запланировали и реализовали различные виды деятельности: диагностическую (изучение отношение родителей к наказанию), просветительскую (расширение представлений родителей о формах наказания).
Для экспериментальной группы были выбраны родители учеников третьего класса общеобразовательной школы в городе Москве.
Мы использовали следующие методы: беседа, тестирование, опрос. Перед началом исследования мы поставили перед собой цель выявить отношение родителей к использованию наказания.
Родителям предлагалось ответить на вопросы разработанной нами анкеты и пройти тестирование «Опросник стиля родительского воспитания АСВ Эйдемиллера и Юстицкиса» (вариант для родителей детей 3–10 лет).
По результатам опроса мы выявили, что ситуация в классе весьма благополучная, родители заинтересованы своими детьми, уделяют им достаточно времени, деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах развлечения), так и духовных — прежде всего в общении с родителями, в их любви и внимании. В ходе обработки результатов мы выяснили, что практически все родители предъявляют к своему ребёнку выполняемые требования. Многие родители стараются обходиться без наказаний и используют максимум поощрений. Всего лишь в двух семьях было выявлено так называемое «жесткое обращение», которое подразумевает приверженность родителей к применению строгих наказании, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания родителей отражают их убеждение в полезности для детей и подростков максимальной строгости.
С помощью этого теста мы выявили стили воспитания в семьях.
Стиля гипопротекция придерживаются 27 % родителей. Придерживаясь, этого стиля воспитания в семье складывается ситуация, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки», родителю «не до него». Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.
Стиля гиперпротекции придерживаются 22 % родителей. Таких родителей отличает, то, что они уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни.
В остальных 50 % в семьях нет перекоса в гипо- или гиперпротекцию.
Для исследования нам надо было узнать, насколько родители удовлетворяют потребности своего ребёнка.
Выяснилось, что в 38 % семьях потребностям ребёнка потворствуют, что есть выполняют любой детский каприз.
Только в 5 % семьях (одна семья) потребности ребёнка не учитываются. Девочке в этой семье явно не хватает эмоционального общения с родителями, при том, что она всегда боится быть наказанной.
В остальных семьях (55 %) потребности ребёнка учитываются, но родители осознают, что из них важно, а что относится к капризам.
В ходе исследования мы также выявили уровень строгости санкций (наказаний) за нарушение требований ребёнком. Лишь в 16 % семьях уровень санкций чрезмерен. Можно сделать вывод, что в этих семьях часто используется строгое наказание. В 22 % семьях показатель строгости санкций минимален. Эти родители предпочитают обходиться без наказаний. В остальных случаях (61 %) мы видим средний уровень строгости, что говорит, о грамотном применении наказания в семье.
После исследование отношения родителей к применению метода наказания мы изучили отношение младших школьников к этому методу.
Исходя из бесед с школьным классным руководителем, мы выяснили, что действительно, у некоторых детей в классе повышенная тревожность, немного неадекватное отношение к плохим отметкам, заниженный уровень самооценки, а результаты учебной деятельности гораздо ниже уровня остальных детей.
В рамках практического исследования проблемы использования наказания в семье мы запланировали и реализовали диагностическую деятельность (изучение отношения младших школьников к наказанию).
Представим ход и результаты диагностического исследования. Мы использовали следующие методы: беседа, опрос. Перед началом исследования мы поставили перед собой цель выявить отношение младших школьников к использованию наказания.
Нами была разработана анкета, ориентированная на практическое исследование отношения младших школьников к применению наказания в семье.
Проанализировав ответы детей, можно сделать вывод, что в целом ситуация в классе весьма благополучная. По итогам обработки результатов анкетирования только у двух детей выявилось отрицательное отношение к наказанию, что потом подтвердилось в беседе с ними. Эти дети боятся быть наказанными, это проявлялось в их поведении на уроке. Они всегда боятся отвечать неправильно, плачут из-за невысокой отметки, умоляют учителя не писать замечания в дневник, так как «дома мама будет ругаться».
Проведя параллель с результатами исследования отношения родителей к наказанию, можно сделать вывод, что дети, в семьях которых применяют строгое наказание и «жёсткое обращение» боятся наказания и не хотят использовать этот метод со своим будущим ребёнком. В семьях, в которых наказание используется крайне редко, дети спокойно относятся к тому, что иногда «мама не разрешает им играть в компьютер». Но у двух детей из таких семей, наоборот, настолько снижен уровень риска быть наказанными, что они часто не соблюдают требования учителя в школе, зная при этом, что дома с ними ничего не сделают.
Таким образом, можно сделать вывод, что особенности применения наказания в семье и выбор формы влияет на характер и на личные особенности ребёнка.
В ходе практики нами было разработано и проведено родительское собрание на тему «Применение наказания с младшими школьниками в семье».
На собрании мы выделили несколько видов наказания:
‒ словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения, крики, ворчание и т. д.);
‒ физическое наказание (шлепки, порка ремнём, подзатыльники и т. д.);
‒ наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, ванной, туалете, отказ от контакта и т. д.);
‒ наказание трудом (или, что еще парадоксальнее, уроками, чтением);
‒ наказание лишением (лишение прогулок, сладостей, компьютера и т. д.).
Вместе с родителями мы рассмотрели суть понятия наказания, проанализировали несколько интересных педагогических ситуаций и составили памятку «Как наказывать ребёнка».
Памятка для родителей
- Будьте последовательны и объективны в оценке поступков и поведения ребёнка.
- Помните об ответственности при выборе форм наказания.
- Не спешите наказывать своего ребёнка, не разобравшись в ситуации, с чужих слов.
- Не принимайте формальное решение о наказании (наказание должно быть действенным для ребёнка).
- Уважайте ребёнка как личность, не оскорбляйте и не унижайте его.
- Не бойтесь рассказывать своему ребёнку о своих проступках в его возрасте. Это сблизит вас, поможет ребёнку понять себя.
- Требуйте то ребёнка говорить только правду, какой бы горькой она для вас ни была.
- Защищайте своего ребёнка, если вы уверены в том, что он не совершал дурного поступка.
- Наказывая ребёнка, придерживайтесь единой линии наказания среди членов семьи; не скрывайте его проступки от супруга (-и). Это может привести к потере вашего авторитета.
- Будьте терпеливы в исполнении наказания, иначе ребёнок станет управлять вашим поведением.
- В промахах и проступках сына или дочки не пытайтесь делать виноватыми других людей.
- Наказывая ребёнка, не вспоминайте его прошлых проступков. Иначе он почувствует себя неполноценным.
- Не захваливайте ребёнка, не льстите ему. Помните: хвала должна быть объективной!
- Умейте дарить прощение! Принимайте ребёнка таким, какой он есть.
Любите сына или дочку, несмотря ни на что!
В заключении нужно сказать о том, что в настоящее время, вопрос о применении наказания является до сих пор очень актуальным, поскольку значение наказаний в системе воспитательных воздействий весьма локально, хотя они и не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Однако большинство воспитателей употребляют их, в качестве доминирующих, не учитывая тот факт, что на сегодняшний день теория и практика воспитания располагает богатейшим арсеналом различных методов и приемов.
В нашей работе нам удалось доказать, что в наши дни среди воспитателей и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование наказаний в воспитании детей.
Даже если придерживаться крылатых слов К. Д. Ушинского: «Если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными», то без наказаний совсем обойтись очень сложно. В практической части нашей работы мы попытались очень доступно донести до родителей истинный смысл наказания и познакомить их с нехитрыми правилами использования этого сложного и неоднозначного метода.
В ходе исследования нам удалось доказать, что в наши дни в воспитании младших школьников без наказания обойтись нельзя. С поставленными задачами мы успешно справились.
Овладение же искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий. «Наказание — очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности», — подчеркивал А. С. Макаренко.
Литература:
- Волков Б. С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. М.: Академический Проект, 2005. — 208 с.
- Гипенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так? — М.: Астрель, 2009. — 256 с.
- Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2004. — 320 с.
- Строганова Л. В. Нравственные основы применения наказания к ребёнку. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 56с.