Опорный конспект на уроках обществознания как средство для лучшего восприятия учебной информации
Автор: Княжева Вера Витальевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 05.07.2016
Статья просмотрена: 3208 раз
Библиографическое описание:
Княжева, В. В. Опорный конспект на уроках обществознания как средство для лучшего восприятия учебной информации / В. В. Княжева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 94-99. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10256/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассмотрена классификация опорных конспектов. Показана роль опорного конспекта как средства для лучшего восприятия учебной информации. Представлен опыт используемых графических символов на уроках учебной дисциплины БД.05. Обществознание.
Ключевые слова: опорный конспект, виды и типы опорных конспектов.
В современных условиях развития общества усиливается поток информации, которую необходимо не просто услышать, а переработать и усвоить человеку. Данная ситуация осложняется еще и тем, что в мире в котором мы живем, становится информационно-противоречивым и неоднозначным, выдвигаются разнообразные точки зрения, мнения, многие вопросы выносятся на общественные дискуссии и критику. Современный обучающийся становится в центре этих противоречий и в силу своих возрастных особенностей не всегда может проанализировать и отобрать полезные сведения, которые стали бы его базой знаний и основой в дальнейшей жизни. Для образовательных учреждений и в первую очередь для педагога, в таких условиях, главной задачей становится научить ребенка ориентироваться в реалиях информационного пространства, самостоятельно добывать и анализировать информацию, сделать ее понятной и легко усвояемой. Общество предъявляет высокие требования к будущему специалисту, ждет от него умения критически мыслить и предлагать, проектировать и анализировать, специалисты, работающие по поручению и указанию руководителя уходят в прошлое, на смену приходят работники, являющиеся сотрудниками и помощниками руководителя.
Тенденции развития современного мира неразрывно связаны и влияют на современную систему образования и задачи, стоящие перед педагогами, которые могли бы внедрить в учебный процесс различные формы, методы и средства, активизирующие процесс обучения и позволяющие обучающемуся ориентироваться в информационном потоке.
Целью данной работы является рассмотрение классификации опорных конспектов и демонстрация практического опыта педагога по использованию графических символов на уроках обществознания, как средства для лучшего восприятия учебной информации.
Одним из интересных, доступных и наглядных методических приемов является использование на уроках опорных конспектов, способствующих наилучшему представлению информации, ее усвоению и развитию мышления обучающихся.Работа с опорными конспектами, составление структурно-логических схем способствуют представлению всего объема материала в сжатом виде, настраивают обучающихся на вдумчивую и сосредоточенную работу на уроке. У них развиваются память, логическое, аналитическое, пространственное мышление, достигается высокая степень усвоения материала, формируются чувство ответственности и эстетический вкус.
Понятие опорный конспект связано с именем педагога-новатора В. Ф. Шаталова, который впервые начал применять, и дал обоснование ассоциативных опорных конспектов. Опорный сигнал — это графический символ, замещающий смысл информации. Текст может быть закодирован с помощью ключевых слов, букв, чертежей, схем. В опорных сигналах присутствует и элемент игры, и экономия времени и места, и знание психологии ребят. Главная цель опорного конспекта — изложить учебный материал так, чтобы на основе логических связей материал стал доступнее, остался в долговременной памяти [1].
Основными требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В. Ф. Шаталова, являются: лаконичность, структурность, унификация, автономность блоков, использование привычных ассоциаций и стереотипов, непохожесть, простота [2].
Следует отметить, что к составлению опорных конспектов привлекаются не только педагоги, но и обучающиеся. Педагог должен уметь составлять опорные конспекты, знать требования к составлению графических структур, применять их на уроке при объяснении материала на любом этапе и типе урока для лучшего понимания и усвоения материала урока обучающимися. Составление опорного конспекта требует от педагога глубокого знания предмета, творческого подхода, знания психологических особенностей обучающихся. Перед обучающимися при составлении опорных конспектов возлагаются другие задачи, такие как, умение выделять главную мысль, анализировать прочитанный текст, умение сравнивать, сопоставлять материал. Итогом мыслительных операций является графическая подача информации, понятная и правильно составленная, по которой возможно в дальнейшем воспроизвести конспект.
Рассмотрим виды опорных конспектов, которые применяются педагогами на уроках. Опорные конспекты подразделяются на поурочно-тематические, проблемно-тематические и обобщающие, которые предназначены для усвоения текущих учебных знаний, самоконтроля и повторения.
Поурочно-тематический опорные конспекты предназначены для усвоения текущих учебных знаний и отражают ключевые вопросы темы или курса. Освещаемая проблема в том или ином аспекте будет интерпретироваться и на последующих уроках.
Проблемно-тематический опорный конспект представляет более широкое обобщение изучаемого материала. Сущность проблемного вопроса раскрывается на ряде уроков учебной темы и всего курса. Такой конспект востребуем на ряде уроков, по мере изучения соответствующего материала. Неоднократное обращение к нему сопровождается дополнительной и обновляемой фактологией. Проблемный характер информации требует некоторой постепенности и поэтапности ее усвоения, поиска и объяснения причинно-следственных связей и закономерностей.
Обобщающий опорный конспект посвящается узловым разделам и темам учебного предмета. Их восприятие предполагает определенную базу знаний, позволяющую, с одной стороны, углублять их на основе широкого аналитического обобщения, с другой — систематизировать разнообразие учебной информации на уровне осмысленного понимания явлений и процессов, тенденций и закономерностей общественного развития.
По способам передачи информации можно выделить три основных типа опорных конспектов: образно-символические, условно-графические, словесно-логические. На практике имеет место их различное взаимосочетание. Широкое применение получили таблицы, схемы, рисуночная символика, аббревиатура, графические образы, знаковое буквенно-цифровое кодирование, ключевые слова изречений исторических личностей, диаграммы и т. д. В цветовом оформлении выделяют черно-белые и цветные опорные конспекты. Цветовое оформление конспекта зависит также от содержания изучаемой информации, необходимости акцентирования внимания на отдельных элементах изучаемой темы или вопроса.
На уроках учебной дисциплины БД.05. Обществознание применяются различные виды и типы опорных конспектов. Например, при рассмотрении темы: «Представление об обществе как сложной динамической системе» педагогом используется поурочно-тематический конспект «Общество и природа» (рисунок 1), который позволяет рассмотреть общество и природу с разных позиций, а также показать, что общество и природа — две самостоятельные системы, которые в то же время могут оказывать постоянное влияние друг на друга.
Рис. 1. Общество и природа
Важным моментом для понимания содержания учебной дисциплины, ее структурных элементов является ключевая тема: «Сферы общественной жизни». Удобной подачей материала, как для изучения, так и для обобщения является опорный конспект, схематично изображающий основные сферы общественной жизни, представленный в виде графического объекта (рисунок 2):
Рис. 2. Сферы общественной жизни
Знания основных сфер общественной жизни, их четкое представление и взаимосвязь позволит в дальнейшем обучающимся иметь правильные представления об общественном развитии и взаимодействии общественных сфер, а также определении места человека в обществе.
Следующим логичным этапом в изложении материала может служить схема и таблица «Общественные науки и их объект изучения» (рисунок 3, 4):
Рис. 3. Общественные науки и их объект изучения»
Наименование науки |
Объект изучения |
Политология |
Государство, власть и властные отношения |
Социология |
Общество как целостную системы, входящие в него элементы и процессы, которые протекают в обществе |
Правоведение |
Государственные нормы, права и обязанности граждан |
Экономика |
Производство и обмен товаров |
Культурология |
Совокупность ценностей, представлений, верований, общественных отношений и обычаев |
Эстетика |
Развитие искусства и художественного творчества |
Этика |
Мораль и нравственность |
Философия |
Устанавливает общие закономерности развития природы и общества |
История |
Прошлое человечества |
Рис. 4. Общественные науки и их объект изучения»
Представление учебного материала в виде графических объектов позволяет сделать процесс обучения системным, наглядным и доступным при изучении ключевых тем и вопросов, рассматриваемых на уроках обществознания, а также экономит учебное время на уроке, учит обучающихся из большого блока информации выделять главную мысль.
Ниже приведены примеры некоторых опорных конспектов, которые также применяются при изучении отдельных тем учебной дисциплины БД.05. Обществознание (рисунок 5, 6).
Рассмотрение формационного подхода развития общества часто сопровождается трудностями в понимании данного материала обучающимися. Содержание темы требует системных и глубоких знаний не только курса обществознания, но и истории, поэтому изображение формаций в виде ступеней лестницы наглядно демонстрирует переход от одной к другой формации и тем самым решает проблему сложного восприятия материала урока.
Рис. 5. Виды общественно-экономических формаций
При рассмотрении темы: «Человек в учебной и трудовой деятельности» целесообразно использовать рисунчатую символику, которая наглядно передает содержание профессий в зависимости от особенностей труда:
Рис. 6. Человек в учебной и трудовой деятельности
Изучение темы «Конституционное право как отрасль российского права» может сопровождаться образно-символическим конспектом, который позволяет изобразить структуру Конституцию РФ в образе многоэтажного дома (рисунок 7). Цветовое оформление конспекта в данном случае, облегчает восприятие официального текста основного закона.
Рис. 7. Структура Конституции РФ
Аналогично можно представить материал о власти, который также воспринимается обучающимися с некоторыми трудностями. Опорный конспект в виде рисунков делает интересным урок, эмоционально насыщенным и понятным (рисунок 8).
Рис. 8. Виды власти
Применение опорных конспектов в обучении значительно облегчает труд преподавателя и обучающегося, способствует целостному восприятию предмета, развивает умственные способности обучающихся, обеспечивает целостность и системность восприятия учебного материала. Для обучающихся, испытывающих трудности в обучении, опорный конспект — это еще и хороший визуальный материал, позволяющий наглядно и образно отразить текстовую информацию. Положительным моментом данной методики обучения, можно отметить и то, что она подходит для обучающихся разных возрастных групп, как для младших школьников, так и для обучающихся среднего и старшего звена. В первом случае, восприятие информации через наглядные образы и представления становится необходимым элементом обучения детей, в силу их возрастных особенностей и несформированности абстрактно-логического мышления, во втором случае дети средней и старшей возрастной группы, таким образом, учатся мыслить образно, абстрактно и могут перерабатывать большой объем информации с представлением его в виде графических структур, схем, таблиц, диаграмм и т. п.
Таким образом, опорный конспект является не только практически-значимым средством, но и становится элементом творчества в учебном процессе, тем самым делая процесс обучения интересным и занимательным.
Литература:
- История. 5–11 классы: технологии современного урока / авт.-сост. В. В. Гукова и др. — Волгоград: Учитель, 2009. — 207 с.: ил.
- Роль опорного конспекта в процессе преподавания. Реферат // Литература и русский язык. URL: http://litirus.ru/pedagogika/rol-opornogo-konspekta-v-protsesse-prepodovaniya.html (дата обращения: 05.04.2016).
Ключевые слова
опорный конспект, виды и типы опорных конспектов., виды и типы опорных конспектовПохожие статьи
Развитие спонтанной иноязычной речи в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе
В статье анализируется проблема развития спонтанной иноязычной речи в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе. Рассматриваются особенности подбора языкового материала и методов обучения, способствующих приближению студентов к условиям...
Визуализация учебного материала в ходе преподавания психологических и управленческих дисциплин
Статья посвящена визуализации материала при подготовке и проведении лекций-презентаций в ходе преподавания гуманитарных дисциплин в экономическом вузе. Предложена классификация методов визуализации учебного материала.
К вопросу об объектах и границах учебной дисциплины «Культура речи»
В статье рассматриваются разные подходы к построению учебной дисциплины «Культура речи» в зависимости от профиля обучения студентов.
Особенности развития диалогической речи в неязыковом (техническом) вузе
В статье анализируются особенности развития диалогической речи в неязыковом (техническом) вузе. Рассматриваются проблемы обучения диалогической речи на иностранном языке: подбор материала и методов обучения. Приводятся структурные варианты диалогичес...
Проект как средство оценивания сформированности информационно-коммуникативных компетенций
В данной статье рассматриваются возможности реализации проектного подхода при обучении иностранному языку в сфере высшего профессионального образования. Перечисляются различные классификации учебных проектов, в основе которых лежат те или иные критер...
Интернет-дискурс в аспекте преподавания русского языка как иностранного (на материале социальной сети «ВКонтакте»)
В данной статье рассматриваются языковые особенности интернет-дискурса в аспекте преподавания русского языка как иностранного. Дается общая характеристика интернет-дискурса как новой формы существования языка, совмещающего в себе признаки устной и пи...
Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе
В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...
Проектирование современного урока в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода: психолого-педагогические аспекты
В данной статье приведен обзор психологических требований к проектированию урока в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения с учетом положений системно-деятельностного подхода. Предлагается авторское...
Формирование дискурсивной и стратегической компетенции при обучении монологическому высказыванию в проектной деятельности на материале испанского языка
Данная статья посвящена специфике применения метода проектов в формировании дискурсивной и стратегической компетенции. Статья раскрывает понятия «дискурсивная и стратегическая компетенция», рассмотрен метод проектов как способ обучению монологическом...
Проблемы использования рефлексивных методов обучения в условиях военного вуза
В статье рассматриваются особенности использования рефлексивных методов обучения курсантов и возникающие при этом проблемы в условиях военных вузов.
Похожие статьи
Развитие спонтанной иноязычной речи в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе
В статье анализируется проблема развития спонтанной иноязычной речи в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе. Рассматриваются особенности подбора языкового материала и методов обучения, способствующих приближению студентов к условиям...
Визуализация учебного материала в ходе преподавания психологических и управленческих дисциплин
Статья посвящена визуализации материала при подготовке и проведении лекций-презентаций в ходе преподавания гуманитарных дисциплин в экономическом вузе. Предложена классификация методов визуализации учебного материала.
К вопросу об объектах и границах учебной дисциплины «Культура речи»
В статье рассматриваются разные подходы к построению учебной дисциплины «Культура речи» в зависимости от профиля обучения студентов.
Особенности развития диалогической речи в неязыковом (техническом) вузе
В статье анализируются особенности развития диалогической речи в неязыковом (техническом) вузе. Рассматриваются проблемы обучения диалогической речи на иностранном языке: подбор материала и методов обучения. Приводятся структурные варианты диалогичес...
Проект как средство оценивания сформированности информационно-коммуникативных компетенций
В данной статье рассматриваются возможности реализации проектного подхода при обучении иностранному языку в сфере высшего профессионального образования. Перечисляются различные классификации учебных проектов, в основе которых лежат те или иные критер...
Интернет-дискурс в аспекте преподавания русского языка как иностранного (на материале социальной сети «ВКонтакте»)
В данной статье рассматриваются языковые особенности интернет-дискурса в аспекте преподавания русского языка как иностранного. Дается общая характеристика интернет-дискурса как новой формы существования языка, совмещающего в себе признаки устной и пи...
Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе
В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...
Проектирование современного урока в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода: психолого-педагогические аспекты
В данной статье приведен обзор психологических требований к проектированию урока в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения с учетом положений системно-деятельностного подхода. Предлагается авторское...
Формирование дискурсивной и стратегической компетенции при обучении монологическому высказыванию в проектной деятельности на материале испанского языка
Данная статья посвящена специфике применения метода проектов в формировании дискурсивной и стратегической компетенции. Статья раскрывает понятия «дискурсивная и стратегическая компетенция», рассмотрен метод проектов как способ обучению монологическом...
Проблемы использования рефлексивных методов обучения в условиях военного вуза
В статье рассматриваются особенности использования рефлексивных методов обучения курсантов и возникающие при этом проблемы в условиях военных вузов.