Методические аспекты применения форм педагогического контроля в школьном обществоведческом образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 21.01.2023

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Морозова, Т. Ю. Методические аспекты применения форм педагогического контроля в школьном обществоведческом образовании / Т. Ю. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 268-270. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99266/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор рассматривает методические особенности применения различных форм педагогического контроля в обществоведческом образовании.

Ключевые слова: методы контроля, контрольный урок, контрольно-оценочная деятельность.

Контроль знаний и умений обучающихся — неотъемлемая часть учебного процесса, которая показывает, в полной ли мере усвоен учебный материал и сможет ли обучающийся использовать полученные знания в практической деятельности. Проверка результатов обучения может проводиться на всех этапах урока по обществознанию. В этой связи большое значение отводится учебным занятиям. От формы урока, которую предпочтет учитель, зависит способ подачи материала и итоговый результат.

Специфика преподавания курса обществознания изменилась с учетом требований, предъявляемых к современному школьнику. Планы-конспекты и ведущая роль педагога на уроке уступили место системно-деятельностному подходу, который предполагает самостоятельный поиск обучающимися необходимых материалов и информации по курсу [2, с.3]. Учитель остается контроллером всего образовательного процесса, но его роль видоизменяется: теперь учитель выступает как консультант учащихся и направляет их деятельность. При этом без отработанных навыков и умений, только активность учащихся не может дать необходимых результатов. Согласно компетентностному подходу, учителю необходимо разрабатывать новые форматы урока обществознания, которые будут включать в себя метапредметные знания и их проверку. Важную роль здесь играют и личностные качества педагога, которые влияют на успешное, всестороннее развитие ученика и его социализацию. При отборе материала по обществознанию, педагог должен учитывать учебную программу и индивидуальные особенности обучающихся, а также акцентировать внимание на специфике социально-экономического развития страны и региона. Обществознание тесно связано с другими гуманитарными предметами и представляет собой объемную интегративную дисциплину. На педагога ложится ответственность за формирование целостного мировоззрения обучающихся, что может достигаться за счет грамотного выстраивания межпредметных связей в процессе обучения.

Урок остается основной формой организации учебных занятий, которая требует основательной подготовки как учителя, так и учащегося. На уроке обществознания ставится цель изучения нового материала, его первичного закрепления с помощью выполнения упражнений в ходе урока и повторного закрепления, осуществляемого различными формами педагогического контроля. В обществоведческом обучении более распространены уроки комбинированного типа. Они включают в себя проверку пройденного материала, изучение нового и его закрепление. Контроль сформированных знаний и умений может проводится как устно, так и письменно. Учитель при этом организует совместную работу учеников таким образом, чтобы они опирались на ранее изученный материал. Целесообразно подготовить вопросы и задания, которые логически свяжут пройденную тему с новой. Учащиеся должны видеть значимость новой темы, заинтересоваться ее изучением, поэтому учителю нужно четко формулировать задачи предстоящей деятельности и задания, которые нужно выполнить. Важный этап урока обществознания — закрепление материала, которое происходит посредством домашнего задания. В конце каждого параграфа учебника предлагаются вопросы для устного обсуждения и дифференцированные задачи для самостоятельной работы. Отвечая на вопросы, учащиеся проверяют себя, а затем полученные знания должны соотнестись с умением применять их на практике — решать правовые задачи, определять модели поведения, уметь консультировать по заданной теме.

После изучения ряда тем проводится контрольный урок, включающий в себя устный опрос всех учащихся и творческие или практикоориентированные задания, например, написание эссе или разрешение правового спора.

На практическом уроке или уроке контроля и учета знаний решаются познавательные задачи и анализируются ситуации, встречающиеся в социальной практике. На данном уроке учащиеся могут выступить с индивидуальным и групповым докладом — это могут быть социологические исследования и эксперименты, кейсы правовых задач. Опыт показывает, что практические уроки качественно повышают уровень знаний, их глубину и усиливают интерес к изучению обществоведения.

На обобщающем уроке, который проводится после изучения ряда тем, раздела или курса в целом, систематизируются и обобщаются правовые знания учащихся, устанавливается логическая связь между изученными правовыми явлениями. При подготовке к такому уроку, учитель заранее знакомит учеников со списком вопросов и заданий. В преподавании обществознания активно используется игровой метод, который можно применять и в повторительно-обобщающих уроках [2, с.18]. Игровая форма отличается от других уроков тем, что в игре процесс максимально близок к практической деятельности. На практике проводят ролевые, имитационные, деловые игры. Общее в них то, что ученик примеряет на себе какую-либо роль и учитывая характер и интересы своего персонажа, принимает решения, как правило, необходимые в конфликтной или спорной ситуации. Во многих играх принимаемые решения — коллективные, что способствует развитию коммуникативных, лидерских навыков и умений работать в команде. Как правило, подготовка игры требует больших затрат времени и высокой квалификации, поэтому педагоги используют готовые методические разработки, адаптируя их под нужную тему.

Итоговые уроки проводятся в конце четверти или года для повторения и обобщения полученных знаний. Итоговый урок выполняет контролирующую функцию, но его основное назначение — систематизация и обобщение материала крупных тем или разделов, уточнение и закрепление материала по важным вопросам курса [2, с.19].

При выборе метода контроля знаний необходимо понимать цели обучения, темы, индивидуальные особенности обучающихся. Методы должны составляться с учетом возрастных особенностей, быть разумными в количестве, а также разнообразными и дифференцированными, что по итогу даст максимально объективный результат. Основными объектами проверки знаний по обществознанию выступают различные виды познавательной деятельности, знания об обществе и его основных институтах, социальных качествах личности и особенностях социального познания, знания о духовной, политической, экономической сферах жизни. К оценке знаний нужен объективный подход, то есть конкретный результат должен соответствовать определенному уровню знаний и умений обучающихся. Обучающиеся должны понимать структуру оценивания, поэтому им необходимо заранее разъяснить критерии, которые будут предъявляться в проверке устного и письменного ответа.

Традиционным методом проверки знаний является устный и письменный опрос. Учитель готовит его самостоятельно или использует вопросы, предложенные в учебнике в конце темы. При подготовке ответов, учащиеся опираются на текст параграфа и самостоятельно найденную информацию. Перед изучением нового раздела, учитель может подготовить «лист базовых вопросов», в котором обозначен обязательный минимум знаний — основные понятия, термины, даты. Опрос «по цепочке» можно применять, когда требуется подробный, развернутый ответ, предполагающий несколько логически связанных частей. Например, описание масштабного социального явления или анализ обществоведческого документа. Данный вид опроса может выступить альтернативой стандартному опросу у доски, так как предполагает большую концентрацию внимания у учащихся. Методика «тихого» опроса применяется реже и к тем ученикам, которые в силу своих физических или личностных особенностей не могут участвовать в фронтальном опросе. «Тихий» опрос учитель проводит индивидуально у своего рабочего места.

Активно используется и метод письменного опроса, который позволяет охватить всех обучающихся одновременно. Оценка по результатам опроса выставляется в зависимости от того, насколько полно ученик представил собственную точку зрения при раскрытии проблемы, используя аргументы с опорой на факты: оценка «5» ставится, если проблема раскрыта на теоретическом уровне с использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа, оценка «4», если проблема раскрыта, но теоретическое обоснование отсутствует или явно не прослеживается, оценка «3», если представлена своя точка зрения на проблему с опорой на факты из общественной или личной жизни, оценка «2» ставится, если позиция по поднятой проблеме представлена на бытовом уровне без аргументации [1].

Контрольные и проверочные работы составляются в соответствии с обязательным минимумом содержания образования и действующими программами и учебниками. Такие работы охватывают как весь изученный за курс материал, так и отдельные крупные темы. Задания могут содержать тесты различной сложности, практические задачи, небольшие по объему эссе. Проверка заданий проводится на основе специально разработанных критериев к отдельной контрольной работе.

Задания по работе с источникам, иллюстрациям, диаграммам, схемам имеют свою специфику. Их использование в курсе обществознания позволяет решить ряд задач: конкретизировать и углубить полученные знания, проиллюстрировать изучаемый материал, развивать умение самостоятельно мыслить, познавать и оценивать окружающую действительность. При использовании данных заданий важно соблюдать последовательность, постепенный переход от простого к сложному с учетом возрастания сложности изучаемого материала. Достижение педагогических целей во многом зависит от умения учителя подобрать источники и наглядный материал. При отборе нужно учитывать, что они должны быть доступными для учеников, обобщать и актуализировать знания, но не перегружать их.

Одним из наиболее сложных заданий в курсе обществознания является эссе по выбранному высказыванию или актуальному вопросу темы. Учащиеся должны уметь формировать систему аргументов, опирающихся на факты и обосновывающих позицию автора, чтобы доказать убедительность своей точки зрения. К структуре эссе предъявляются определенные требования: оно должно содержать вступление, основную часть, где выражены основные понятия, суждения автора, аргументы и контраргументы и заключение. При оценивании эссе учитывается, насколько полно учащийся раскрывает смысл высказывания, обосновывает свою позицию и приводит убедительную аргументацию своих взглядов [1].

Самостоятельная работа на уроках обществознания формирует способность обучающихся к творческому применению полученных знаний и умений, повышает интерес к изучаемой теме во внеурочное время, активизирует самостоятельный и систематический поиск нового материала для его лучшего усвоения. Задания для самостоятельной работы обширны и могут представлять из себя написание рефератов на заданную тему, подготовку презентаций, подбор и анализ письменных и наглядных источников, выполнение индивидуальных или групповых творческих заданий. Критерии оценивания самостоятельных работ могут разрабатываться учителем совместно с учащимися, что помогает формировать их самооценку. При выставлении оценки учитывается актуальность выбранной темы, ее теоретическая или практическая ценность, качество работы и ее оформление.

Таким образом, контрольно-оценочная деятельность педагога на уроках обществознания направлена на достижение учащимися определенных целей: 1) личностных, что заключается в формировании гражданственности, активной позиции, уважении закона, участии в общественной жизни, неотчуждаемости прав и свобод человека, готовности отстаивать свои права и законные интересы; 2) предметных, что связано с освоением результатов учебных предметов; 3) метапредметных, которые включают в себя: а) регулятивные УУД (умение самостоятельно определять цели обучения, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля), б) познавательные УДД (умение определять понятия, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения с опорой на имеющиеся знания), в) коммуникативные УУД (коллективная, групповая работа, работа с педагогом, индивидуальная работа, умение находить общее решение и разрешать конфликты, владение устной и письменной речью).

Литература:

1. Бадамшина Ю. У. Критерии проверки и нормы оценки письменных работ и устных ответов при освоении образовательной программы основного общего образования по обществознанию (6–9 классы). — Благовещенск: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» Республики Башкортостан, 2018;

2. Толочко А. В. Теория и методика обучения обществознания в школе. — Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2019.

Основные термины (генерируются автоматически): учитель, задание, знание, самостоятельная работа, урок, учащийся, контрольный урок, педагогический контроль, письменный опрос, практическая деятельность.


Ключевые слова

методы контроля, контрольно-оценочная деятельность, контрольный урок

Похожие статьи

Диагностика в дошкольном образовательном учреждении

В статье говорится о роли диагностики в работе педагога дошкольного образовательного учреждения. Автором рассматриваются методы педагогической диагностики. Более подробно описывается значение педагогического наблюдения.

Использование дидактических методов активизации познавательной деятельности в обучении школьников

Статья посвящена использованию дидактических методов активизации познава-тельной деятельности в образовательном процессе школы. В работе дан ретроспектив-ный анализ дидактических методов активизации познавательной деятельности и рекомендации по их ис...

Формирование логической культуры у учащихся 10–11-х классов при углубленном изучении алгебры и начал математического анализа

В этой статье рассматривается проблема развития культуры логического мышления учащихся на уроках математики. Анализируются особенности образовательного процесса, способствующие формированию этой культуры. Также обсуждается возможность применения тако...

Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе

В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...

Роль ситуационных задач в формировании правовой компетенции учащихся на уроках обществознания

В данной статье ситуационные задачи рассматриваются как инструмент формирования, развития и диагностики правовой компетентности школьников на уроках обществознания.

Современные научно-методические приёмы и основные этапы формирования понятий в школьном курсе обществознания

В данной работе рассматриваются современные научно-методические приемы и этапы формирования понятий в курсе обществознания. В рамках исследования описываются основные подходы к формированию понятий, а также рассматриваются этапы этого процесса, на ос...

Теоретические основы дистанционного обучения взрослых иностранным языкам

В статье рассматриваются теоретические основы и вопросы понятийного аппарата дистанционного обучения взрослых иностранному языку, который является актуальной задачей современного образовательного процесса, приводятся статистические данные, свидетельс...

Тестовые задания как форма педагогического контроля

В статье рассматривается эффективность и значимость такой формы контроля как тестирование. Раскрывается результативность использования данной формы текущего педагогического контроля в образовательном процессе.

Критерии – важная составляющая технологии формирующего оценивания на уроках истории и обществознания

В статье рассмотрены теоретические материалы и практические наработки по образовательной технологии «Формирующее оценивание». Цель статьи: описать роль критериального оценивания в планировании деятельности учителя.

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Похожие статьи

Диагностика в дошкольном образовательном учреждении

В статье говорится о роли диагностики в работе педагога дошкольного образовательного учреждения. Автором рассматриваются методы педагогической диагностики. Более подробно описывается значение педагогического наблюдения.

Использование дидактических методов активизации познавательной деятельности в обучении школьников

Статья посвящена использованию дидактических методов активизации познава-тельной деятельности в образовательном процессе школы. В работе дан ретроспектив-ный анализ дидактических методов активизации познавательной деятельности и рекомендации по их ис...

Формирование логической культуры у учащихся 10–11-х классов при углубленном изучении алгебры и начал математического анализа

В этой статье рассматривается проблема развития культуры логического мышления учащихся на уроках математики. Анализируются особенности образовательного процесса, способствующие формированию этой культуры. Также обсуждается возможность применения тако...

Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе

В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...

Роль ситуационных задач в формировании правовой компетенции учащихся на уроках обществознания

В данной статье ситуационные задачи рассматриваются как инструмент формирования, развития и диагностики правовой компетентности школьников на уроках обществознания.

Современные научно-методические приёмы и основные этапы формирования понятий в школьном курсе обществознания

В данной работе рассматриваются современные научно-методические приемы и этапы формирования понятий в курсе обществознания. В рамках исследования описываются основные подходы к формированию понятий, а также рассматриваются этапы этого процесса, на ос...

Теоретические основы дистанционного обучения взрослых иностранным языкам

В статье рассматриваются теоретические основы и вопросы понятийного аппарата дистанционного обучения взрослых иностранному языку, который является актуальной задачей современного образовательного процесса, приводятся статистические данные, свидетельс...

Тестовые задания как форма педагогического контроля

В статье рассматривается эффективность и значимость такой формы контроля как тестирование. Раскрывается результативность использования данной формы текущего педагогического контроля в образовательном процессе.

Критерии – важная составляющая технологии формирующего оценивания на уроках истории и обществознания

В статье рассмотрены теоретические материалы и практические наработки по образовательной технологии «Формирующее оценивание». Цель статьи: описать роль критериального оценивания в планировании деятельности учителя.

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Задать вопрос