Развитие познавательного интереса к предмету обществознание
Автор: Казанцева Виктория Валентиновна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 05.02.2016
Статья просмотрена: 1032 раза
Библиографическое описание:
Казанцева, В. В. Развитие познавательного интереса к предмету обществознание / В. В. Казанцева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9728/ (дата обращения: 07.11.2024).
Как известно, от наличия или отсутствия познавательного интереса у обучающихся зависит качество знаний по предмету, поэтому ясно, что изучение данного аспекта для учителей обществознания необходимо. Нужно разрабатывать, находить подходы и методы с учетом возрастных особенностей. [3, с.99–110] Следует различать возрастные особенности средней и старшей школы. Ученики 5 и 9 класса также отличаются между собой особенностями восприятия материала, следовательно, должен совершаться постепенный переход на каждой возрастной ступени обучающихся. С каждым годом реализация новых форм урока помогает адаптироваться учащимся к более серьезному и глубокому, во многих школах — профильному изучению предмета.
Существуют различия наиболее часто используемых методов в средней и старшей школе. В возрасте 11–12 лет, необходимо привить интерес к предмету для дальнейшего восприятия и показателя отличных знаний по обществознанию, а также развитию разносторонней личности способной к самообразованию. Помимо этого, использование различных методов, позволяет наиболее качественно реализовать практические уроки по обществознанию. Практические уроки являются необходимыми, так как количество тем учебника Боголюбова Л. Н. за 5, 6 классы вдвое меньше количества уроков [1, 2]. Следовательно, практические занятия являются удачным решением при составлении планирования и реализации уроков.
Именно с пятого класса начинается преподавание обществознания, от заинтересованности обучающихся в предмете зависит тот результат, который будет показан к одиннадцатому классу. Ученики должны овладеть не только теоретическими знаниями по предмету, но также уметь самостоятельно и с помощью педагога оперировать своими знаниями, выступая в дискуссиях, где они должны, аргументировано отстаивать свою точку зрения, а также уметь находить и использовать различные источники. Все эти навыки не могут появиться у учеников стазу. Но они могут не появиться и в дальнейших классах если будет упущен момент, когда познавательный интерес у обучающихся не был развит или даже что хуже — остановлен нежеланием педагога. Именно поэтому с самого начала очень важно вносить разнообразие в организацию уроков обществознания, и использовать в дальнейшем различные методы вплоть до 9, а иногда и до 11 класса.
Такой метод, как эмоциональное изложение материала является легкодоступным и может довольно часто использоваться на уроке учителем, тем не менее, педагоги зачастую им пренебрегают, не смотря на его безусловную практическую значимость. Ученики внимательнее слушают педагога, дисциплина не нарушается, затрагивается эмоциональная сфера, и они на подсознательном уровне намного лучше запоминают материал. [3, с.123]
Что касается проблемного обучения, то его использование также обосновано, ведь учащиеся заняты поиском решения проблемы, они заинтересованы в том, чтобы найти решение. Это у них вызывает подсознательную потребность в изучении материала и выделении главного ответа — решения проблемы. Помимо этого в проблемном обучении может использоваться проектный метод. Несмотря на то, что ученики пятого и шестого класса не могут предоставить научный труд в полной мере в силу отсутствия опыта и знаний, тем не менее, уже в этом возрасте они учатся самостоятельности в исследовательской деятельности. Они ставят задачи и работают с различными источниками. [5] Очень важно научить детей проектной деятельности для того, чтобы в будущем они смогли показать хорошие результаты и знали о структуре данной работы. К тому же создание проекта вызывает интерес и активность со стороны обучающихся, углубляя их предметные знания, обучая выступать пред аудиторией, отвечать на вопросы и отстаивать свою точку зрения. Кроме того, при реализации проектной деятельности удается реализовать требования ФГОС.
В подростковом возрасте очень важно использовать метод наглядности. Современные технологии позволяют усовершенствовать данный метод. С помощью визуализации у обучающихся складывается целостная и правдоподобная картина, соответствующая действительности. Использование схем позволяет облегчить усвоение материала, систематизировать его. К тому же зрительное восприятие, подкрепленное пояснениями учителя, вдвойне улучшает запоминание материала и концентрирует его внимание. [4]
Игровой деятельностью на уроке, безусловно, нельзя пренебрегать. В возрасте 12–14 лет обучающиеся активно и с интересом включаются в процесс игры. Поэтому для развития познавательного интереса следует использовать игровой метод. Обучающиеся тогда не чувствуют себя скованно, к тому же если это командная игра — правильная организация может помочь улучшению отношений в классе, научить взаимодействию в коллективе для решения вопросов и достижения, поставленной цели. [6]
Вышеперечисленные методы часто используются в средней школе, но следует понимать необходимость иного проведения уроков у старшеклассников. В старших классах на уроках обществознания затрагиваются важные и весьма непростые для восприятия темы. Именно на данном этапе необходимо точное усвоение материала, так как это в будущем позволит ученикам подготовиться к ЕГЭ. Методы организации работы на данном уровне служат подготовительным этапом к обучению и работе в институте, где очень важны навыки самостоятельных и иных форм работы. При овладении материалом зачастую “схватываются” отдельные факты, а не логические доказательства, основная нагрузка падает на запоминание, а не понимание, что необходимо корректировать. [7, с.34]
Многие учителя используют самостоятельную работу с печатными источниками — лабораторные занятия. Например, имеется опыт организации работы в классе с текстом Конституции Российской Федерации. С учетом того, что за один урок, не удается овладеть содержанием документа в целом, разумно его разбить на наиболее важные части, понимание которых определяет изучение документа в общем. Целостное изучение источника обеспечивается прочтением дома либо заблаговременно, либо после изучения отдельных частей по заданию в классе. [7, с.134] Метод работы с источником используется в высшей школе, поэтому необходимо уделять внимание исправлению ошибок, которые допускают обучающиеся при данной работе. Следует дать заранее соответствующие рекомендации для выполнения задания, и обсудить возникшие проблемы.
В настоящий момент нет массовой реализации практических уроков по обществознанию. Но существует опыт таких занятий, где применяются знания теории и решаются познавательные задачи, анализируются ситуаций, встречающихся в социальной практике, а также рассматривается итог выполнения практических заданий, связанных с содержанием материала.
Учителя используют зачетные занятия — собеседования, в процессе которых учащиеся отвечают на вопросы, помогающие обобщить и уточнить приобретенные знания, выявить уровень усвоения ведущих понятий и идей темы. В этом плане собеседование напоминает то, что в высшей школе называется коллоквиумы, т. е. беседы преподавателя с учащимися с целью выяснения их знаний. Однако контролирующая функция собеседования не является главной. основное его назначение — систематизировать и обобщить материал крупной темы или целого раздела, уточнить знания по коренным вопросом, закрепить их. иными словами, итоговое собеседование по обществознанию сочетает функции общепринятых в курсе истории повторительно-обобщающих уроков и уроков проверки и учета знаний. вопросы целесообразно направить на выявление знаний ведущих идей данного раздела. Поскольку идеи синтезируют весь учебный материал, важно чтобы учащиеся показали их понимание, умение основательно аргументировать. При этом имеется в виду и четкое изложение учащимися основных понятий раздела или темы. [7, с.146]
Используется практика проведения ученических конференции. В отличие от уроков, к которым обучающиеся готовятся по общим для всех вопросам (либо выполняют индивидуальные и групповые задания), к конференции готовятся доклады обучающихся по индивидуальным темам. Несколько докладов объединяются общей темой конференции. Подготовка сообщения — доклада требует высокого уровня знаний и умений, в том числе и умения выступать перед аудиторией. Чаще всего конференция, как правило, проводится в старших классах, а докладчиками выступают более сильные учащиеся. В дальнейшем это позволяет получить опыт в научной деятельности, а также реализовать, имеющиеся знания [7, с.157]
Проведение диспута — публичного спора на общественно важную тему может быть направлено на рассмотрение проблем, в которых большое значение имеет личное мнение. В отличие от конференции его основой является не доклады, а выступления с различными точками зрения по обсуждаемому вопросу. Проблемные вопросы учитель находит чаще всего при изучении вопросов межличностных отношений, культуры и нравственности. Имеется довольно большой опыт проведения диспутов с обсуждением вопросов дружбы, любви, семейных отношений и т. д. [7, с.159]
В преподавании обществознания выделяются различные формы уроков, в основе которых лежит игровая деятельность учащихся. Данная деятельность используется не только в среднем звене, но и в старшей школе. Проводятся ролевые игры, имитационные игры, деловые игры. В каждой из игр учащиеся выступают в различных ролях. Игры, проводимые в старшей школе, носят более серьезную содержательную нагрузку, часто проводится анализ данной деятельности.
Говоря о развитии познавательного интереса у обучающихся через реализацию различных форм урока, хотелось отметить важность его роли в процессе усвоения материала. В каждом возрасте, имеются свои психологические особенности, зная о них, учитель может добиться повышения интереса и качества по предмету, используя различные способы организации урока. Поэтому в работе педагога обязательно должна быть особая «копилка» методов, которые он будет использовать в своей деятельности, их он будет совершенствовать и реализовывать, являясь настоящим учителем, любящим свой предмет и вовлекающим учеников в познавательный процесс с учетом возрастных особенностей учеников.
Литература:
- Боголюбов Л. Н. Обществознание 5 класс. [Текст] / Л. Н. Боголюбов. — М.: Просвещение, 2015.- 127с.
- Боголюбов Л. Н. Обществознание 6 класс. [Текст] / Л. Н. Боголюбов. — М.: Просвещение, 2013.- 111с.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. [Текст] / Л. С. Выгодский. — М.: Просвещение, 1996. — 84 с.
- Иоффе А. Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся [Текст] А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. — 2012. — № 1–17–13с.
- Ильина Т. А. Проблемное обучение [Текст] / Т. А. Ильина // Вестник высшей школы –17 авг. 2013. — № 2–5с.
- Селевко Г. К. 40 тысяч вопросов и одно «ага». [Текст]: проблемное обучение / Геннадий Селевко // Учительская газета- 27 сентября 2005. –№ 39–17с.
- Методикапреподаванияобществознания в школе: Учеб. для студ.пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. Н. Боголюбова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 304с.