Конструирование современного урока: формирование УУД и инновационные технологии в их реализации
Автор: Марковская Елена Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 07.07.2019
Статья просмотрена: 165 раз
Библиографическое описание:
Марковская, Е. А. Конструирование современного урока: формирование УУД и инновационные технологии в их реализации / Е. А. Марковская. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 7-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/341/15234/ (дата обращения: 16.12.2024).
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения (ФГОС) представляют собой совокупность трех систем требований — к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся. Среди приоритетных задач образования, обозначенных во ФГОС с позиции требований к образовательным результатам, четко обозначена задача формирования у обучающихся мотивированной способности к самостоятельному приобретению знаний, а с позиции условий организации учебной деятельности — задача использования инновационных образовательных технологий, раскрывающих личностный потенциал обучающихся.
Современные условия обучения ребенка требуют специально организованной учебной деятельности, порождающей развитие познавательного интереса, без которого развитие мышления и речи невозможно; к обучению работе с информацией, без которой не формируются УУД. Научиться работать с информацией — главная и одновременно сложная задача, стоящая перед кадетами. Без специальных приемов, позволяющих работать с информацией, воспитаннику чаще всего остается непонятным содержание учебного материала. Помощь в работе с информацией может оказать технологии развития умения обучающихся работать с учебным материалом, составлять информационные и опорные образы, а также формирование УУД (см. табл. 1).
Формировать УУД (см. сх. 1) обучающихся невозможно, если урок не дает образцов правильной и красивой речи и не позволяет пробовать силы в собственных высказываниях. Организация на уроке устной коммуникации помогает развитию речевых способностей воспитанников и повышению уровня их коммуникативной компетенции. Для кадет помимо работы с текстом важной становится работа с образом. Представление об образном мышлении в современной науке достаточно определено: оно входит во все виды человеческой деятельности. В реальном процессе мышления одновременно присутствует и «образная» и «понятийная» логика. Информационный образ, которым оперирует мышление человека, по своей природе гибок, подвижен, отражает фрагменты бытия. В отличие от словесно-дискурсивного мышления, где словесные знания являются основным содержанием, в образном мышлении слова используются как средство выражения, интерпретации уже выполненных преобразований образов. Понятия и образы, которыми оперирует мышление, составляют две стороны единого процесса.
Обучающиеся быстрее запоминают и воспринимают учебный материал, сопровождаемый наглядными примерами. Особенностью мышления является способность лучше запоминать зрительные образы, что создает условия для более продуктивного обучения, способствует более полному запоминанию материала. Это развитие самостоятельной деятельности, активизация мышления, выработка системного, образного и логического мышления, способности к анализу и обобщениям, развитию УУД.
В зависимости от индивидуальных свойств личности, ее преобладающего стиля работы с информацией, разные люди по-разному воспринимают, структурируют, запоминают содержание текста, поэтому работа с текстом основана на индивидуальных особенностях обучающихся, отбирать и систематизировать материал. Каждый воспитанник отмечает для себя важные и интересные факты, относящиеся к изучаемому объекту. Для структурирования учебного материала, по ходу урока целесообразно составлять опорные схемы, которые фиксируют ключевые положения и взаимосвязи темы или использовать уже готовые предложенные преподавателем.
Таблица 1
Конструктор приемов, формирующих универсальные учебные действия (УУД)
УУД |
Содержание УУД |
Приемы иметоды формирования УУД |
Личностные |
Смыслообразование: ценности, смыслы; мотивация (учебная,социальная); границы собственного знания и «незнания» Нравственно-этическое оценивание: моральные нормы; оценка своих поступков |
– обучающие изложения и сочинения, их редактирование, анализ – метод проблемного изложения (рассказ-рассуждение) – анализ конкретных ситуаций – постановка проблемного вопроса (метод проблемного обучения) |
Регулятивные |
Самостоятельное: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка Волевая саморегуляция |
– методы устного изложения: – рассказ (метод объяснения) – прием объяснительного чтения (метод работы с учебником и книгой) – метод проектов – приемы работы с текстом (составление плана текста, пересказа, сочинения, редактирование текста) |
Познавательные |
Общеучебные УД выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; выборнаиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Логические УД выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подведение под понятия, распознавание объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков; выдвижение гипотез и их доказательство Знаково-символические УД преобразование учебного материала, выделение существенного, отрыв от конкретных ситуативных значений, формирование обобщенных знаний |
–смысловое чтение; – речевое высказывание в устной и письменной речи; – постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; – проблемная ситуация – дидактические игры – приемы работы с учебно-научными текстами в качестве определений и правил – приемы развития мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия – проблемное изложение (рассказ-изложение) – обучающие диалоги (учитель- ученики, ученик-ученики, ученик-ученик) – моделирование |
Коммуникативные |
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; управление поведением (своего и партнера) — контроль, коррекция, оценка действий (своих и партнера); умение работать в группе; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
|
Рис. 1. Схема конструирования современного урока с этапами формирования УУД
Для создания опорной схемы (см. таблицу 2) необходимо: — Определить главную мысль; — Найти ключевые слова и понятия; — Обозначить в тексте опорные слова для краткой записи (пересказа); — Записать (пересказать) содержание в виде схемы, опираясь на опорные слова в тексте; — При создании опорных схем можно использовать определенные символы, которые помогают представить материал в обобщенном и алгоритмизированном виде:
Таблица 2
Символы, используемые для создания опорных схем
|
Овалы — общие понятия текста (известные, изученные в предыдущих курсах) |
|
Прямоугольник (квадрат) — различные позиции (значения) для характеристики общего понятия |
|
Звезды — главные (ключевые), новые понятия, определения |
|
Стрелки — причинно-следственные связи, объединяющие основные текстовые понятия |
|
Знаки, указывающие на последовательность изложения информации в тексте |
|
Обобщения, выводы |
|
Выноски. Служат для уточнения информации, примеров, иллюстрации текста |
На этапе объяснения нового материала при составлении опорного образа учитель должен комментировать материал сам. На уроках закрепления, обобщения кадеты делают это самостоятельно, т. к. уже знакомы с нужной учебной информацией. Их задачей становится умение применять и объяснять информацию, изображенную на опорном образе (см. рис. 2).
По опорным образам урока можно организовать групповую и фронтальную, самостоятельную и проверочную работу. Это дает возможность кадетам говорить, доказывать, анализировать материал с учетом индивидуальных способностей, природосообразно. При такой организации учебной работы обеспечивается активность на уроке, повышается познавательный интерес и мотивированность к обучению, уверенность в своих силах и способностях.
Рис. 2. Работа педагога с опорным образом
Рис. 3. Использование опорного образа обучающимися
Опорные образы урока создают условия: для развития речи; для формирования чувственного восприятия; для формирования логического мышления (выделения главного из текста; анализ, сопоставление, синтез, дедукция, абстрагирование); — для развития целостного мышления (установление взаимосвязи явлений). Использование технологий на уроке изучения нового материала или при проведении самостоятельной работы учеником на других типах уроков составлено в соответствии с типом умственных операций (см. табл. 3).
Таблица 3
Использование опорного образа урока всоответствии стипом умственных операций
Умственные операции |
Деятельность учащихся |
Мотивация деятельности |
Использование опорного образа |
|
При изучении нового материала |
При проведении самостоятельной работы |
|||
Аналитические |
Коллективная (в классе) коммуникация с автором текста |
Дети учатся быть читателями, т. е. понимать текст, стараются восстановить коммуникативную задачу автора, его замысел |
|
Составление схемы по предложенному учителем материалу |
Аналитико-синтетические |
Коммуникация усложняется количеством текстов; ученик вступает в беседу сразу с несколькими авторами |
отработка коммуникативных позиций читателя. Кадет: разбирает текст составляет опорный образ |
|
Работа с образом: Обсуждение вариантов ответов учащихся на поставленный вопрос и подведение их к составлению опорного образа |
Синтетические (целостные) |
Индивидуальная коммуникация |
Мотивация к созданию учениками собственного: Опорного образа Учебного текста |
формулировка общих выводов из сведений, полученных в ходе урока на основе опорного образа |
формулировка общих выводов из сведений, полученных в ходе урока на основе опорного образа |
Главный результат выполнения всех типов упражнений заключается в том, что обучающиеся овладевают способами коммуникаций, т. е. самостоятельно могут: понять главную мысль; объяснить приемы и средства, используемые в учебной деятельности; провести анализ учебного текста и составить опорный образ; создать собственные тексты (устные и письменные). В этой связи общий алгоритм работы учащихся на уроке по созданию опорного образа может быть представлен в следующем виде:
- Получение информации и постановка задачи;
- Постановка проблемного вопроса в начале урока;
- Создание модели поведения и системы ожидаемых результатов:
- Работа с образом:
– Обсуждение вариантов ответов учащихся на поставленный вопрос и подведение их к составлению опорного образа;
– Представление опорного образа и предложение обосновать его, используя имеющиеся знания, сведения.
- Действия и последствия. Итоги урока: формулировка общих выводов из сведений, полученных в ходе урока.
Опорные образы, применяемые в педагогической работе, можно отнести к инновационным учебно-методическим материалам. Важно определить возможности и ограничения применения таких материалов в учебной практике. Представление информации учебного курса в виде опорных образов имеет ряд преимуществ по сравнению с линейно-текстовым изложением учебного материала:
- При линейном построении текстовой информации бывает сложно определить структуру изучаемого явления, выделить существенные связи между его компонентами. Это затруднение в значительной мере преодолевается при замене словесного описания оформлением ее в виде таблиц и схем.
- Преобразование учебного текста, активизирует мышление воспитанника.
- При составлении опорных образов происходит знаковое моделирование учебного материала на основе особой формы анализа — анализа через синтез, что приводит к более глубокому усвоению и пониманию учебного материала.
- Схематическая визуализация информации способствует более глубокому овладению предметом, формированию рациональных приемов работы с учебным материалом.
- В результате структурирования и схематизации текстовой информации улучшается запоминание учебного материала.
- Представленная информация в наглядно-образной форме способствует лучшему ее усвоению.
- Учебная информация в виде опорных образов выступает достаточно эффективным средством организации и активизации самостоятельной работы обучающихся, помогает быстрее сформировать целостную картину изучаемого предмета.
К недостаткам представления учебной информации в виде опорных образов можно отнести следующие:
- Любой схематизм способствует некоторой упрощенности понимания чего-либо. Это может создать иллюзию, что для изучения предмета вполне достаточно изображенного материала.
- Построение учебных пособий по принципу моделирования информации в виде опорных образов, может негативно повлиять на развитие речи.
- Содержание учебного материала не всегда легко структурируется.
Использование опорного образа на уроках способствует закреплению изученного материала, углублению и структурированию учебной информации, развитию умений и навыков. Опорные образы — это выводы, которые обучающиеся делают в момент объяснения или обобщения материала, они используются на любом из этапов урока. Для осмысленного усваивания учебной информации целесообразно использовать схемы нескольких уроков.
Применение опорных образов урока приводит к успешности кадета в учебном процессе, вызывает желание решать все более трудные задачи без страха, способствует формированию познавательного интереса.
Литература:
- Марковская Е. А., Мылова И. Б., Шевченко Л. Г. Методика использования электронных образовательных ресурсов при организации учебных занятий с младшими школьниками. — СПб.: СПбАППО, 2010. — 100 с.
- Марковская Е. А. Целостное мышление младшего школьника: организация учебной деятельности. — СПб.: СПбАППО, 2011. — 48 с.