Библиографическое описание:

Кириллова И. М. Экспериментальная деятельность в детском саду [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 109-111.



Это всё — эксперименты — Интересные моменты!

Всё, всё, всё хотим узнать! Нужно всё зарисовать!

Как наш опыт получился, Сколько времени он длился?

Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему?

Богданова О. В.

Мир вокруг ребенка удивителен и бесконечно разнообразен. Поэтому необходимо ребенку постоянно получать новые впечатления о живой и неживой природе.

В процессе постижения новых знаний у детей должно развиваться умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом.

Маленькие «почемучки» ежедневно задают огромное количество вопросов. Им интересно абсолютно все: почему идет дождик, почему дует ветер, почему светит солнце. В доступной форме объяснить маленькому ребенку суть природных явлений и закономерностей, рассказать о причинах и следствиях происходящего — задача не из простых. Конечно, можно постараться рассказать или показать, а можно провести эксперимент.Именно этим и занимаются малыши в детских садах.

Экспериментально — исследовательская деятельность в дошкольном учреждении может осуществляться в разных формах:

‒ Познавательное занятие или часть занятия;

‒ Совместная исследовательская деятельность (опыты, эксперименты);

‒ Наблюдение, труд в уголке и на участке;

‒ Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность);

‒ Развлечения.

Экспериментальная деятельность детей рассматривалась в работах многих ученых. Н. Н. Поддьяков исследовал специфику и виды детского экспериментирования; О. В. Дыбина, Л. Н. Прохоров, И. Э. Куликовская и Н. Н. Совгир, рассмотрели возможности детского сада в организации экспериментальной деятельности.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведенья о мире — важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — это естественное состояние ребёнка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ведь всякий здоровый ребёнок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, ему интересно его узнать, понять те процессы и преобразования, которое происходят на его глазах. Маленький человек еще не осознает сущности всех явлений, но уже знает, что не все в мире одинаково и хочет узнать еще больше об окружающем его пространстве. Именно это внутреннее стремление к познанию порождает исследовательское поведение.

Ребенок в детском саду является исследователем, проявляя интерес к различным видам деятельности. Интерес и внимание привлекает детей, когда педагог показывает опыты и проводит экспериментирования.

Чем полезно детское экспериментирование в детском саду? Во-первых, у детей происходит соприкосновение с предметами, что позволяет понять их качества, свойства. Во-вторых, экспериментальная деятельность пробуждает еще большую любознательность, открывает для ребенка новый мир, полный чудес и загадок. В-третьих, у детей углубляются знания о природе — живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать за явлениями, анализировать и делать выводы. И, конечно, детское экспериментирование в детском саду позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, что, естественно, влияет на их самооценку.

В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, так как является способом познания мира. Эксперимент обогащает память, мышление детей, так как совершаются операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения. В детском саду экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

В ходе экспериментирования дети приобретают самостоятельные исследовательские умения, учатся ставить проблему, собирать и обрабатывать информацию, с удовольствием проводят различные эксперименты, охотно анализируют полученные результаты. С чего начинается процесс экспериментирования?

Наблюдение — это первая ступенька к началу экспериментальной деятельности. Ребенок смотрит на различные объекты, у него идет интенсивный мыслительный процесс, в результате которого развивается логика мышления, внимание, появляются различные идеи к проведению эксперимента.

Следующей ступенью к проведению опыта, эксперимента отмечают размышление об увиденном. Как уже указано выше, при наблюдении за объектом или предметом ребенок использует логику мышления. Размышление о том, что видит дошкольник, помогает ему выдвинуть какую-то исследовательскую гипотезу, оценить ее, решить для себя, интересно ли это, оригинально ли.

Следующий этап очень трудный для детей — измерение, замер. Здесь используются первичные математические знания ребенка.

Следующий этап — предсказание. О том, за чем наблюдал ребенок ранее, он пытается объяснить, что и почему должно в итоге произойти. Последние этапы даются детям труднее, но большинство деток отлично с этим справляются.

Материал для проведения экспериментирования очень простой. Это пуговицы, веревки, шнурки, нитки, пластиковые бутылки, киндер-сюрпризы. Можно использовать природные материалы: вода, песок, растения и др.

Детей учат ими пользоваться, показывают, как они действуют. Например, на примере использования воды и стакана, можно показать детям, что происходит с жидкостью, если ее поместить в очень холодную среду — морозильную камеру. Можно использовать различные формочки, в них налить воду и таким образом создать красивые ледяные фигурки. Детям такие опыты очень нравятся. Другим интересным экспериментом является, когда с детьми в детском саду в почву помещают семечки. Почву регулярно увлажняют, рыхлят. И через несколько дней из земли появляются нежные зеленые всходы. Дети с удовольствием наблюдают, за развитием маленького ростка. Наблюдая за водичкой, налитой в неглубокое блюдечко и поставленное на теплый подоконник, дошкольники получают знания о том, что вода может испаряться.

Большую радость удивление и даже восторг малыши испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.В процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем. При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять свою исследовательскую активность.

Правила, которые следует соблюдать при организации исследовательской работы с детьми:

  1. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
  2. Не сдерживать инициативу детей.
  3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
  4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.
  5. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
  6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
  7. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

Из всего сказанного можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка, дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса и целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

Элементарные опыты с водой

«Прозрачность воды»

Перед ребенком стоят два прозрачных стаканчика: один с водой, другой — с молоком. В оба стаканчика положить ложечки или палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком — нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим ложку, а в стаканчике с молоком — нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко — нет.

«Чем пахнет вода»

Предложить детям два стакана воды — чистую и с каплей валерианы. Вода начинает пахнуть тем веществом, которое в нее положено.

«Вода не имеет формы»

Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

«Как выйти сухим из воды»

Сомните бумагу и положите её на дно стакана. Быстро переверните стакан и погрузите его в воду. А теперь уберите стакан из воды: бумага осталась сухой. Вода не проникла в стакан, потому что он наполнен воздухом.

Литература:

  1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Учебное пособие. Старшийдошкольный возраст.- Педагогическое общество Россия. Москва. 2005. — 80с.
  2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». — Екатеринбург.1995.
  3. Поддьяков Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 1991.-№ 4.-С.31.
  4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников — М.: Т. Ц. «Сфера, 2001.- 192с.
  5. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2–7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. Е.А. Мартынова, И. М. Сучкова. — Волгоград: Учитель, 2011. — 333 с.
  6. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Л. Н. Прохорова. — М.: АРКТИ, 2003. — 64с.
Основные термины (генерируются автоматически): детском саду, экспериментальной деятельности, детское экспериментирование, детском саду экспериментирование, Экспериментальная деятельность, исследовательская деятельность, виды детского экспериментирования, Экспериментальная деятельность детей, Следующий этап, ходе экспериментирования дети, работы.В процессе экспериментирования, Совгир Н, Поддьяков Н, Рахманова Н, Совместная исследовательская деятельность, детей исследовательской деятельности, процесс экспериментирования, Совместная деятельность взрослого, опытно-экспериментальной деятельности детей, экспериментальной деятельности дошкольников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос