Вопросы анализа художественного произведения при инновационной технологии обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)

Дата публикации: 01.06.2016

Статья просмотрена: 1449 раз

Библиографическое описание:

Пардаева, З. Д. Вопросы анализа художественного произведения при инновационной технологии обучения / З. Д. Пардаева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10610/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

Основные задачи современной системы образования определены в Национальной программе по подготовке кадров Республики Узбекистан: «Государственные образовательные стандарты и учебные программы Узбекистана должны интегрироваться и соответствовать образовательным стандартам и программам развитых государств мира, иначе ни о каком качестве образования нельзя и говорить… И только при этом возможна подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных кадров, соответствующих всем требованиям мировых стандартов образования и признание наших дипломов развитыми государствами мира… В образовательный процесс также необходимо внедрить модульные и дистанционные системы обучения».

В настоящее социокультурное время изучение русской литературы рассматривается в принципиально новых социально-политических и экономических условиях как фактор научно-теоретического и общекультурного прогресса общества. В условиях интеграции Узбекистана в мировое сообщество важным фактором является изучение произведений мировой литературы, в том числе и русской литературы. Поэтому при изучении русской литературы в системе непрерывного образования считаем необходимым сделать каждое занятие результативным, а значит, актуален вопрос о повышении качества преподавания данной дисциплины, т. е. модернизации учебного процесс.

Организация инновационного учебного процесса и создание инновационных образовательных программ — это интеграция в международное образовательное пространство и реализация на практике современных образовательных технологий. Проектирование инновационного учебного процесса занятия по литературе требует высокой профессиональной компетентности преподавателя. Хотя приоритет даётся и обучающим, и обучающимся, всё-таки преподаватель остаётся инициатором инновационных занятий, а обучающиеся становятся авторами своих научных интерпретаций, которые выражаются через индивидуальные рецепции. Поэтому в педагогической деятельности важна положительная ценностная ориентация инновационной деятельности как предполагающая наличие личностно-интеллектуальной проблемы обучающегося, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений.

Необходимые условия для проведения инновационных занятий на занятиях литературы — наличие художественных текстов, информационной технологии, электронных образовательных ресурсов, основной методологической литературы являются основным фактором эффективной организации инновационных занятий по изучению художественного произведения, благодаря которым можем усовершенствовать профессиональной компетенции будущего преподавателя литературы.

Выявить степень причастности классики к сегодняшней нашей жизни стремится показать, прежде всего, преподаватель литературы. Вопрос о том, что составляет основу содержания методики преподавания литературы, вызывает оживленные споры и давно является объектом пристального внимания не только педагогов-словесников, но и языковедов-психологов, а также представителей других научных дисциплин.

Так как художественное произведение представляет собой сложное многообразное единство взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимодействующих друг с другом компонентов, которые составляют художественную целостность произведения, и при анализе следует обратить на функцию каждого из них.

Современное состояние технологии анализа художественного произведения требует более чуткого подхода к данной проблеме. При анализе художественной темы произведения следует исходить, как и из поэтики, так и структуры его в целом, которые можно раскрыть, применяя синтезированные стили контекстуального и имманентного анализа, способами которых можно пользоваться при интерпретации текста произведения;

Изучение художественного произведения помогает нравственному воспитанию, целью которого является воспитание личности. При обучении осуществляется воспитание важнейших моральных качеств человека: гуманизм, патриотизм, толерантность. Конкретное содержание воспитания названных моральных качеств воплощается в анализе художественного произведения. Художественное произведение, на каком бы языке оно не создано служит для эстетического воспитания человека. Каждая национальная литература вносит свою лепту в воспитание социально активной личности. Большая роль литературы принадлежит всестороннему развитию студента, повышению его общей культуры. Приобщение к художественному произведению — это приобщение к культуре народа, которой ее создал, к его духовной жизни;

Анализ литературного произведения, его текста, его художественной ткани за последние годы все больше привлекает внимание ученых-литературоведов, методистов, учителей-словесников. Возрастает интерес к художественной специфике литературного произведения и ее совершенствующейся способности постигать содержание литературного произведения через его форму. Успехи и достижения в области литературного анализа особенно в последние годы были бы невозможны без выработки нашей наукой правильной научно выверенной методики.

В практике литературного анализа большую роль наряду с методологией играет также методика анализа. Методика анализа — эта та область знания, которая занимается поисками различных научно обоснованных путей литературного анализа и его приемов. Многообразные поиски методических решений и сами споры о принципах и приемах литературного анализа в частности, и споры о целостном и проблемном анализах имеют в своей основе общий пафос стремление сделать изучение литературы глубоким творческим, а не формальным.

В своем первоначальном терминологическом значении слово «анализ» означает один из возможных путей познания вещей и явлений. Такой путь познания, при котором происходит разложение исследуемого предмета на составные части или мысленное расчленение его. Изучая художественное произведение, какими бы путями и средствами это не делалось, мы всегда должны иметь в своем поле зрения художественное целое. Художественное целое состоит из многих тесно между собой связанных элементов. С точки зрения познавательной все эти элементы: и композиция, и сюжет, и система образов, и язык представляют собою единое художественное целое.

Вопрос художественности — это вопрос специфического единства формы и содержания художественного произведения, т. е., целостности произведения, ее эстетической природы. Если поэтика или проблематика творчества могут быть отвлечены от конкретных текстов и рассмотрены над текстом и в единстве мастерства, то художественность неотъемлема от искусства. Это непосредственный способ существования отдельных художественных произведений как самостоятельных ценностей идеологии и культуры.

Способы анализа художественного произведения, которые применялись в основном в литературоведческой науке — целостный, анализ системы образов и проблем, использованы многими учёными исследователями, критиками, а так же методистами — словесниками. При каждом виде использованы анализ и синтез частей произведения. Следует отметить, что при использовании, какого–либо одного вида анализа интерпретатор не получает желанного результата. Анализ по образам, неправильно примененный, уводит от целостной стороны произведения, проблемный анализ может привести к «отрыву» от произведения, уходу от непосредственного эстетического переживания текста в область отвлеченных идей они предпочитают для изучения произведения в вузе проблемный анализ.

Не умаляя каждый компонент в литературном произведении, исследователи раскрыли суть философского осмысления конкретных задач, поставленных в нём, постарались объяснить особенности эстетического воздействия произведения, эстетику автора как основополагающие темы раскрытия понятий. Именно вопрос об уточнении эстетику автора является сложным для студентов, и поэтому при изучении курсов «Основы литературоведения» и «Литературоведческий анализ художественного произведения» вопросы методологического характера совмещаются с изучением истории литературы.

Развивать навыки анализа художественного произведения как целостной структуры — одна из основных задач литературоведческих дисциплин. Текстуальное изучение художественного произведения предполагает комплексную работу по развитию разнообразных навыков устной и письменной речи, выразительного чтения, анализа стихотворения, обеспечивает овладение литературоведческими понятиями как инструментом анализа. Навыки анализа приобретаются студентами–бакалаврами в результате многократного повторения одних и тех же принципиально важных моментов при разборе художественного произведения.

Такой сложный процесс, как овладение знанием, навыками и умением литературного анализа осуществляется поэтапно благодаря скрупулёзной исследовательской деятельности студента через структурирование его самостоятельной работы по модульной технологии обучения, заранее проектируемым преподавателем.

 

Литература:

 

  1.      Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.: Наука, 1979;
  2.      Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литаратурного произведения. — М.: Флинта, Наука, 2000;
  3.      Пардаева З. Д. Литературный анализ художественного произведения. Ташкент, «Фан», 2010;
  4.      Хализев В. Е. Теория литературы. Изд. 3. — М.: Высшая школа, 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): художественное произведение, литературный анализ, литературное произведение, проблемный анализ, русская литература, инновационный учебный процесс, методика анализа, навык анализа, развитое государство мира, эстетик автора.