В Узбекистане постоянно проводится работа по реформированию образовательной системы, и она находится под контролем государства. Следует отметить, что у нас в республике сформированы школы педагогического мастерства, которые успешно действуют во многих учебных заведениях. От педагогических технологий, внедрением которых занимались педагоги Ташкентского государственного педагогического университета им.Низами, к кейс технологиям, которые разработаны специалистами Ташкентского государственного экономического университета, а затем целенаправленная модернизация образовательной системы в республике в целом показывает, настолько важным является подготовка высококвалифицированных специалистов и для этой цели требуется внедрение инноваций в педагогический процесс.
В Узбекистане, на современном этапе, в условиях развития и внедрения рыночных отношений во все сферы образовательных процессов решающее значение в обеспечении конкурентоспособности педагогических кадров выполняют инновации.
С позиций системного подхода инновации — это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого мультикультурного пространства образования.
Содержательно педагогические инновации в нашей республике проявляются в различных аспектах и стратегиях совершенствования образовательных систем: 1) в разработке концепций развития и саморазвития образовательного учреждения; 2) в обновлении содержания образования; 3) в изменении или разработке новых методов, методик, педагогической технологии обучения, воспитания и развития личности и коллектива; 4) в совершенствовании организационных форм обучения, воспитания и развития личности и коллектива; 5) в совершенствовании управления и самоуправления образовательного учреждения; 6) в улучшении сферы повышения квалификаций преподавателей и др.
В педагогической сфере инновация создается в результате исследований и открытий, материализует научные и практические решения. Ее основное свойство — новизна, которая оценивается как по педагогическим параметрам, применимости, так и с потребности подготовки педагогических кадров. Под инновационным процессом понимается последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от исследований и разработок новой технологической идеи до практического внедрения, созданного на ее основе новшества. Для этой цели в республике действует целостная система управления инновациями.
Проводимые реформы образовательной системы показывают, что фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития. Целью этого этапа является осознание потребности и возможности изменений, познание явлений окружающего мира и открытие новых закономерностей его развития, генерирование перспективных идей, их отбор и разработка, определение возможности реализации, которое проводится на двух этапах: на теоретическом и поисковом; в результате первого формируются новые научные подходы к проблеме и теории; в результате второго — новые принципы подготовки педагогических кадров и переход к технологизации образовательных систем.
Технологизация образовательных систем — объективный процесс, обусловленный научно-техническим прогрессом, информатизацией и технологизацией общества. Технологизация процесса обучения требует определенной организации деятельности студентов и преподавателей.
Основу инновационного процесса составляет инновационная деятельность, связанная с трансформацией идей, результатов научных исследований и разработок новой или усовершенствованной технологии, внедряемой в образовательный процесс. Она предполагает осуществления целого комплекса научных, технологических, организационных мероприятий, направленных на создание и внедрение новшества.
Исходя из требований усовершенствования преподавания дисциплин по направлению «русский язык и литература» обратим внимание на внедрение инноваций в процесс изучения литературы.
Современное занятие литературы — технологически разработанный процесс, в котором целенаправленно осуществляется обучение для активизации мыслительной деятельности студентов, как и на практических, так и на лекционных занятиях. Для достижения поставленной цели преподаватель вуза применяет синтезированные технологии традиционных методов обучения с применением инновационных педагогических технологий. Технологические стратегии обучения предполагают формирование нового типа мышления не только у преподавателей, но и студентов на основе педагогической компетентности и профессионального мастерства.
В условиях реформирования всей системы образования перед высшей школой актуально поставлен вопрос существенного повышения качества образования и воспитания. Особый интерес представляет также преподавание историю литературы и литературоведческих дисциплин. Успех в обучении их обеспечивается не только следованием методическим системам, но и творческим подходом к их реализации, позволяющим сформулировать у обучаемых потребность учиться, рационально работать, развивать мыслительные способности и интуитивные понимания художественного мира произведения, проявлять самостоятельность в решении поставленных задач. Лишь заинтересованный целенаправленным делом может увлечь других, научить студентов творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к организации и деятельности. Потому что творческая атмосфера на занятии достигается не только благодаря инициативе преподавателя, но и активности студентов. Именно энтузиазм, одухотворённость, добросовестное отношение преподавателя к своей профессии, чувство ответственности за занятие передаётся студентам, и это взаимная творческая организация учебного процесса делает учебный процесс более эффективным.
В период реформирования системы образования обновление и модернизация учебного процесса проходит за счёт разностороннего, глубинного проведения обучения. На занятиях по истории литературы, по литературоведческим дисциплинам использование педагогических технологий также является актуальным. Переход от гегемонистского управления к гуманистическому подходу обучающихся как один из аспектов инновационных технологий испокон веков является и основной воспитывающей идеей художественного произведения. Основные цели и задачи инновационных технологий на занятиях литературы — обучая воспитать и воспитывая обучать, имеющие в основе личностно — ориентированный подход в общении со студентами во время занятий. Инновационные педагогические технологии связаны с применением интерактивных методов обучения. Применяя интерактивные методы в учебном процессе, преподаватель сумеет вовлечь практически всех студентов. На занятиях с применением инновационных технологий студенты имеют возможность свободно выступать, высказать свои мнения, проявлять инициативу. Обсуждая идейно-художественные проблемы какого-либо произведения, они могут сопоставить их с художественными реалиями.
Роль преподавателя на занятиях с применением инновационных технологий стимулирует их критически мыслить, дискутировать, общаться, уяснять, понимать сложные проблемы, соотношение реального с воспроизводимой действительностью, объективно оценивать свои знания и знания других.
Технологические занятия по литературе строятся в основном на следующих элементах: позитивная взаимосвязь, личная ответственность, содействующее взаимодействие, работа в группах и навыки совместной работы. Как видим, для выполнения каждого вида работы требуется самостоятельная работа студентов.
Если учитывать, одно из требований для занятий по литературоведческим дисциплинам — знание художественного текста, то условия проведения технологического занятия — заранее озадачить студентов тематикой запланированных не только практических занятий, но и лекционных, то в обоих случаях идентичность главных требований — индивидуальная работа студентов подсказывает, насколько необходимы навыки организации самостоятельного обучения студентов. Следует учитывать, что занятия по литературе становятся более эффективными, если они организуются на основе инновационных технологий. Так как применение инновационных педагогических технологий научит студентов творчески мыслить, самостоятельно принимать решения, а также способствует развитию их мыслительной способности.
Опираясь на достижения педагогической науки в Узбекистане, можем сделать следующие выводы:
- в республике разработаны методологические основы для внедрения передовых педагогических технологий, для организации процесса образования по любым направлениям, качественно и эффективно;
- реализуется педагогическая идея: преподаватель должен быть не только источником знаний, но и организатором процесса самостоятельной работы студентов, консультантом-арбитром, менеджером учебного процесса, эффективно проектировать и планировать, эффективно организовывать и управлять, контролировать образовательный процесс.
При этом не следует дать преподавателю универсальное единое указание преподавания, указывая ему конкретные способы, формы и средства обучения.
Используя инновационные методы обучения на занятиях, преподаватель учитывает, что образовательная технология по дисциплине разрабатывается исходя из:
- правил технологизации обучения в педагогическом вузе;
- цели, структуры, содержания и объема учебной информации по дисциплине;
- концептуальных подходов к выбору способов и средств обучения, коммуникации, информации и управления, в совокупности гарантирующих в заданных условиях и в установленное учебным планом время достичь цели обучения, обозначенной государственным образовательным стандартом.
Концептуальных основ образовательной технологии составляют:
- актуальность, цель и задачи учебной дисциплины, общий объем аудиторных часов и распределение их по темам и видам работ в соответствии с типовой программой учебного предмета;
- содержание учебного предмета: в соответствии с типовой программой учебного предмета последовательно излагается тематическое содержание учебного предмета;
- концептуальные положения разработки технологии обучения на учебных занятиях: здесь обозначаются концептуальные подходы к проектированию технологий обучения, на основе которых осуществляется выбор способов и средств обучения, коммуникации, информации и управления.
Структурные компоненты технологии обучения на лекциях, семинарах и практических занятиях заключают в себе:
- модель технологии обучения;
- технологическая карта;
- приложения к технологической карте.
Согласимся с общепринятым тезисом, что технология обучения — это совокупность оптимальных способов и средств обучения, коммуникации, информации и управления, инструментально обеспечивающих выполнению поставленных целей занятия и гарантированное достижение прогнозируемых учебных результатов. Благодаря технологизации учебного процесса можем осуществить модернизацию обучения, которая способствует реализации реформирования всей системы образования.
Литература:
1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. — М., 1991;
2. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. — М.: Сентябрь, 1996;
3. Найн А. Я. Инновации в образовании. — Челябинск: ГУ ПТО адм. Челяб. области, Челяб. фил. ИПО МО РФ, 1995;
4. Ходиев Б. Ю. и др. Технология разработки Кейса. Т.: ТДИУ, 2009.
5. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. — М., 1991.