Создание нормативно-правовой базы высшего педагогического образования в Азербайджанской Республике
Автор: Гасанова Айнур Фаррух кызы
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 04.04.2014
Статья просмотрена: 136 раз
Библиографическое описание:
Гасанова, А. Ф. Создание нормативно-правовой базы высшего педагогического образования в Азербайджанской Республике / А. Ф. Гасанова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 208-211. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5337/ (дата обращения: 16.12.2024).
Подготовка педагогических кадров в высших учебных заведениях является неотъемлемой частью обучения. Качество подготовки преподавателей зависит от качества преподавания в высших учебных заведениях, уровень высшего педагогического образования в целом зависит от развития образования в Азербайджане.
Существование государства, его способность быть конкурентоспособным среди мировых государств напрямую зависит от воспитания и образования молодого поколения. Сегодня, в качестве гаранта за будущее молодое поколение, наше государство изучает пути развития всеобъемлющих международных образовательных программ, которые могут удовлетворить стандартам подготовки, решить задачи, необходимые для реализации этих программ, обеспечить компиляцию законов и принимать решения.
В отдельности эти решения, законы, реформы могут показаться не столь важными при получении высшего, профессионально-технического и среднего образования азербайджанской молодежи, школьников и студентов. Однако, эти законы и решения (в том числе и те, что связаны с реформой в течение десяти лет) дают отличные результаты, и мы понимаем, как важен каждый шаг. Заметны проявления нормативно-правовых документов, связанных с подготовкой педагогических кадров при рассмотрении эффекта приказов и инструкций к реформам. Улучшение качества подготовки учителей, преподающих в школах, является одним из основных направлений образовательных реформ Азербайджанской республики. Нормативно-правовую базу системы образования Азербайджана составляют Конституция Республики, Закон об образовании и иные законодательные акты.
После распада Советского Союза в 1991 году Азербайджан объявил о своей независимости, как и другие республики. На протяжении всей истории люди ожидали этой независимости, но при этом жизнь в комфортных условиях была поставлена под сомнение. Начала снижаться экономическая, политическая и культурная жизнь.
70-летняя благополучная жизнь была перевернута вверх дном. Всем известно, что построить особняк на руинах в одночасье невозможно. Для этого необходимо время. Тем не менее, время не всегда дает ожидаемого результата. Даже иногда можно потерять все, что имеются на руках при создании чего-то. Таким образом, эти годы дали азербайджанскому народу прекрасное и незабываемое чувство независимости, принеся при этом и угрозу: непрекращающиеся нападения армянских агрессоров, произвол, всеобщий общественный хаос. Наиболее сильный удар пришелся по образованию. Высокообразованные специалисты, профессорский состав были вынуждены мигрировать в страны дальнего зарубежья — Россию, Иран, Турцию, Соединенные Штаты и другие страны.
Непрерывные митинги нарушили процесс обучения, а тенденции, в целом, вели к разрушению материально-технической базы университетов. Вузы Азербайджана практически полностью потеряли связь с высшими учебными заведениями России и других стран. На их месте стали появляться хаотично и беззаконно частные высшие учебные заведения. Для управления и руководства высшим образованием не было никакой регулирующей их деятельность системы. Система образования находилась в серьезном кризисе, и такая ситуация продолжалась до лета 1993 года.
За годы Советской власти развитие образования и обучение в соответствии с духом стратегии того времени были централизованными и управлялись от центра. Отклонение от заданной стратегии с разработкой совершенно новой концепции образования, отвечающей национальным особенностям с учетом административно-командных методов управления, привело к невозможности реализации этой системы в обществе.
Тем не менее, в течение текущего стратегического курса на укрепление материально-технической базы образования и для заботы просвещения возможности были. Эта способность оценить роль образования, науки и многое другое, развитие национального культурного наследия была связана с желанием республиканского руководства служить верой и правдой своему народу.
В 1969 году назначенный на руководство Республикой Азербайджана Гейдар Алиев, как руководитель в режиме строгих законов существующего строя для прогресса Азербайджана, для прогресса науки, образования и культуры, придерживался хорошо продуманной стратегии и тактики.
За эти годы образование достигло большого развития. Дошкольные учреждения и высшие учебные заведения по сравнению с предыдущими годами достигли нового этапа развития, тем самым, сыграв важную роль в повышении общего культурного и интеллектуального уровня населения. Однако, с 1988, как и во всех остальных сферах, в сфере образования нашли отражение негативные, разрушительные тенденции. В связи с развитием определенных событий в обществе забыли о самом главном – заботе об образовании, его ведущей роли в обществе. Из-за территориальных претензий со стороны Армении разразилась война, Нагорный Карабах и прилегающие к нему территории были оккупированы, более 1 млн. азербайджанцев были изгнаны из своих домов, 20% территории было оккупировано. В то время были разрушены 220 детских садов, 616 школ, 35 дошкольных образовательных учреждений, 11 профессионально-технических училищ, 4 общеобразовательные школы и один ВУЗ. Эта оккупация привела азербайджанский народ, азербайджанское образование к беспрецедентному и не имеющую аналогов в истории педагогическо-психологическому «эксперименту» [1].
После вступления на путь независимости, в системе образования, в системе учебно-воспитательной работы были открыты новые перспективы, были выдвинуты новые задачи. Азербайджанская школа получила возможность наравне с шедеврами мирового культурного наследия изучать, исследовать научные, культурные достижения нации, а также достижения в области искусства, истории и традиции своего народа, превратилась в центр обучения молодежи родным традициям, морали, национальной психологии, всем тем навыкам, которые передаются из поколения в поколение.
К сожалению, в то время система образования не принимала активное участие в создании независимого государства для подготовки национальных патриотических кадров, для истинных любителей родины, чтобы лелеять ее интересы как граждан, не была подвержена необходимому, продуманному до мелочей, реформаторскому движению.
Экономика образования осталась почти централизованно планируемой, как при социалистической экономике, и не была создана новая организационно-экономическая модель управления в системе образования. Не была применена прогрессивная форма финансирования образования – принцип затрат на стажера. Образовательные учреждения в условиях рыночной экономики, чтобы получить внебюджетные средства, не были скоординированы с экономической средой, их работа ограничивалась существующими нормативными актами. Образовательным учреждениям в области финансово-экономической деятельности не была дана независимость, не был создан механизм эффективного использования имеющихся ресурсов.
Научные исследования также не были адаптированы к структуре многоступенчатой системы образования, в результате отсутствия бюджетных средств для продолжения направления важных исследований, исследования Академии наук и других научных учреждений не согласованы с осуществлением учебного процесса, результаты не являлись удовлетворительными.
Несмотря на интеграцию образования в международную систему образования, развитие области образования и профессиональной подготовки, фонды и программы международных организаций, включая Совет Европы, Европейский Союз, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Европейского Фонда Образования и ИСЕСКО, ТАСИС, ТЕМПУС/ТАСИС и других организаций, не соответствовали желаемому.
Политическая стабильность была восстановлена лишь в 1995 году, страна добилась экономического успеха, возросло ее влияние в мире, были предприняты важные шаги по созданию национального образования [2].
Закон об образовании был одобрен в 1992 году. В соответствии с законом были приняты двухуровневая система высшего образования; концепция бакалавриата и магистратуры. Прежде чем принять основные принципы Болонского процесса, в нашей стране уже произошел переход на двухуровневую систему высшего образования. Таким образом, начатый с 1993 г. план действия о разработке перехода высшего образования на двухуровневую систему образования, заключался в следующих ключевых моментах: разработке государственных стандартов, изучении текущего мирового опыта и применении кредитной системы зарубежных стран, совершенствовании процедуры признания дипломов высших учебных заведений, разработке дипломов бакалавра, соответствующих документам европейского высшего образования, повышении качества высшего образования, мобильности студентов и преподавателей.
Применение в 1993 г. двухуровневого высшего образования (бакалавриат и магистратура) является одним из самых значимых событий в истории образования Азербайджана. Впервые в 23-х ВУЗ-ах в 80 направлениях, более чем по 300 специальностям был проведен прием студентов на степень бакалавра. В течение последних лет в системе бакалавриата имели место фундаментальные изменения и обновления. Таким образом, происходит улучшение существующих правил, стандартов, установленных в соответствии с требованиями системы образования, в образовании начинает применяться кредитная система.
После первого выпуска бакалавриата в 1997 г. по согласованию с Кабинетом Министров Азербайджанской республики по указу №412 Министерства образования от 17.06.1997 г. впервые в 23-х государственных и 9 частных вузах страны был проведен прием в магистратуру. До 2005 г. прием в магистратуру был проведен только в вузах [3].
Утвержденный Декретом Президента Азербайджанской Республики от 06.04.2005, «Положение о Государственной комиссии по приему студентов» прием студентов с программой магистратуры осуществляется Комиссией по приему студентов с того же года. Решением Кабинета министров от 06.07.2002 с 2001–2002 учебного года принимаются в заочное отделение магистратуры в вузах республики. 45 из 46 стран Европейского Совета официально присоединились к Болонскому процессу. Для присоединения к Болонскому процессу страна имела ряд инициатив с 2004 года, и наконец, 19 мая 2005 г. официально подписав Болонскую декларацию, Азербайджанская Республика присоединилась к этому процессу. Для всех государств Болонской декларации необходимы следующие принципы членства:
- Перейти на двухуровневое высшее образование;
- Внедрить кредитную систему;
- Усилить контроль за качеством образования;
- Повысить мобильность студентов и преподавателей;
- Взаимно признавать квалификации и дипломы;
- Гармонизировать дополнение к диплому к вузам европейского высшего образования;
- Гарантировать занятость выпускников;
- Обеспечить привлекательность европейской системы образования.
В течение последних 5 лет присоединения нашей страны к Болонскому процессу для выполнение основных принципов и других обязательств, была проделана значительная работа, были реализованы системные и последовательные шаги. Во-первых, Министерство образования создало рабочую группу ведущих экспертов, в вузах Азербайджана была разработана «система применения основных принципов Болонской декларации в 2006–2010 учебные годы».
Только в 1999 г. после утверждения «Реформы образовательной системы Азербайджанской Республики», во всех системах образования, в том числе высших учебных, начали целесообразно осуществляться преобразования. В соответствии с данной программой, как и в других ступенях учебного процесса, в вузах тоже проводились структурные изменения, оптимизировались сети вузов, в новую структуру добавлены новые специальности.
Образовательные учреждения получили широкую свободу, широкие полномочия. Вузы свободны при определении научных советов, государственных аттестационных комиссий, при определении внутренней структуры. Разработки учебных программ, основанных на государственных образовательных стандартах, а также другие проблемы начали решать самостоятельно.
Кроме того, 6 вузов получили большую самостоятельность, и они начали работать по принципу самоуправления. Финансирование этих вузов осуществляется из государственного бюджета отдельной строкой с 2001 г.
По указу Президента Азербайджанской Республики «О совершенствовании системы образования», от 13 июня 2000 г., Министерству образования было дано право контролировать качество образования независимо от формы собственности и подчинения, а после утверждения Кабинетом министров «О сертификации и аккредитации учреждений высшего и среднего специального образования» в короткий период времени создан механизм контроля качества образования.
В 1999 году в вузах начали экспериментировать с внедрением новых механизмов для оценки учащихся. В настоящее время эта система охватывает почти все высшие учебные заведения.
Одним из шагов одобрения, предпринятых в этом направлении в 2006 г., явилось создание «Минимальных государственных требований к уровню подготовки бакалавра (область высшего образования применения государственных стандартов)». Разработанная учебная программа была введена с первых курсов с 2006–2007 учебных лет.
По подготовленной в соответствии с передовыми международными стандартами программе сократилось количество предметов, количество лекционных часов (с 4140 до 3300 часов). Количество факультативов увеличилось от 5 до 20%. В соответствии с требованиями Болонского процесса, количество теоретических недель уменьшилось со 133 до 115, аудиторные уроки сократились с 17–18 до 15 недель. Продолжительность производственной и педагогической практики увеличилась до 18 недель, сократилось количество обязательных предметов по гуманитарным наукам: с 10 до 3.
Была проведена работа в отношеии одного из основных положений Болонского процесса по обеспечению качества системы образования и приравниванию ее к общеевропейской системе «управления качеством образования». Для того, чтобы обеспечить оценку качества высшего образования в нашей стране были созданы «Основы сертификации и аккредитации высших и средних специальных учебных заведений», были разработаны и утверждены критерии и требования к сертификации и аккредитации, а в Министерстве образования создан отдел аккредитации. К настоящему времени аккредитовано 21 высшее учебное заведение [4].
В 2005 г. система образования официально приступила к реформированию высшего образования в соответствии с требованиями Болонской декларации. Расширились международные отношения, укрепилась материально-техническая база вузов. В Азербайджане открылись новые вузы. В то же время Министерство образования стало ответственным за регулирование деятельности частных вузов. В настоящее время в Азербайджане работают почти 50 государственных и частных высших учебных заведений.
Одним из основных требований Болонского процесса является обучение на протяжении всей жизни, активное участие университетов в этом процессе. Одним из основных требований Болонского процесса в высшем образовании стало применение кредитной системы. Кредит выделяется на овладение предметами и используется в качестве меры труда. Иными словами, для того, чтобы сравнить результаты образования для получения высшего образования в Европейском Союзе кредит принят как мера измерения. Одним из первых шагов на пути внедрения этой системы в стране была подготовлена и утверждена «Основа кредитной системы обучения в высших учебных заведениях».
Литература:
1. Азадалиева Ш. Становление и развитие высшего педагогического образования (1920–1991). Баку, «Наука и образование», 2012, 368 с.
2. Образование, наука и культура статистический ежегодник. Баку, Азербайджан Государственный комитет по статистике Республики. Баку, «Сада», 2005, 489 с.
3. Учебные заведения (школы, университеты и колледжи), Баку, «Дипломат», 1978, 78 с.
4. Политика в области образования (1998–2004). Том I, Баку, «Chashioglu», 2005, 832 с.