Библиографическое описание:

Мищенко И. Е. Реализация потребностей курсантов в культурно-досуговой деятельности как аспект профилактики девиантного поведения [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 150-152.



Статья посвящена проблеме реализации потребностей курсантов ввузов средствами культурно-досуговой деятельности (КДД), с целью профилактики девиантного поведения. Для решения данного вопроса в процессе исследования была разработана таблица форм КДД и потребностей, восполняемых в процессе участия в них. Командир или тактический руководитель при выборе культурных и досуговых мероприятий может применять из предложенных те, которые в большей мере способны восполнить нужды своих подчиненных, что позитивно скажется на морально-психологическом состоянии в воинском коллективе.

Ключевые слова: курсанты, культурно-досуговая деятельность, профилактика девиантного поведения, потребности.

На протяжении веков человеческое общество постоянно развивалось и видоизменялось. Данный процесс происходит под влиянием стремления человека к подчинению окружающей среды своим потребностям и нуждам, а также желанию самосовершенствования и реализации в творческой и трудовой деятельности. Стремление к совершенствованию заложено в каждом члене социума и является ведущей потребностью, согласно классификации Абрахама Маслоу [1, с. 500]. Однако, обращаясь к потребностям, необходимо отметить: не все они удовлетворяются, что приводит к конфликту желаемого и действительного и влечет за собой возникновение негативных психических состояний, подобно стрессу, нервозности, подавленности или состоянию фрустрации. Конфликт желаемого и действительного также способен спровоцировать появление девиантных наклонностей членов социума, что негативно сказывается на его дальнейшем функционировании и развитии.

Анализ проблемы профилактики девиантного поведения курсантов ввузов показал необходимость изучения нужд и потребностей как личного состава в целом, так каждого подчиненного в частности в целях предупреждения отклоняющегося поведения, возникающего на почве конфликта желаемого и реального. Культурно-досуговая деятельность, являющаяся частью воспитательной работы, проводимой с подчиненным личным составом, направлена на удовлетворение потребностей и нужд военнослужащих, а также на профилактику девиантного поведения.

Для начала необходимо уточнить классификацию потребностей. Согласно иерархии Абрахама Маслоу, различают два класса: потребности нужды и потребности развития [1, с. 500]. В первый класс входят физиологические, экзистенциальные, потребности в принадлежности и уважения. Второй класс составляют: когнитивные, эстетические, а также потребности в самоактуализации. Описанные выше потребности возможно удовлетворить средствами культурно-досуговой деятельности, среди которых основными являются: любительские творческие объединения, клубы по интересам, участие в художественной самодеятельности, КВН, посещение экскурсий, выставок, музеев, участие в командно-военных и спортивных играх, вечера отдыха, встречи с ветеранами и ведущими специалистами, выдающимися деятелями науки, культуры, искусства и пр. В рамках культурно-досуговой деятельности данные мероприятия способны оказывать рекреационное воздействие, а также выполнять компенсаторную функцию, восполняя потребности курсантов [2, с. 53–55]. Например, посещая театры, концертные залы, просматривая кинофильмы и т. д., курсанты восполняют физиологическую потребность в отдыхе. Участвуя в коллективной деятельности, активно происходит процесс социализации, где под контролем командира укрепляются межличностные связи курсантов, и восполняется потребность в принадлежности. Участие в творческих объединениях, клубах и спортивных секциях способствует не только процессу саморазвития личности, но и самореализации, восполняя когнитивные и потребности в самоактуализации. Таким образом, широкий охват мероприятий культурно-досуговой деятельности способствует восполнению всего ряда потребностей курсантов, возникающих в процессе учебной деятельности, а также при несении службы, что проиллюстрировано в таблице 1 (см. Таблица 1).

Далее необходимо подчеркнуть роль командира в изучении нужд и интересов подчиненных. В целях грамотной организации досуговой деятельности при составлении плана выходного дня или проведении дня (вечера) отдыха офицеру-воспитателю необходимо руководствоваться выбором мероприятий, наиболее способных удовлетворить потребности личного состава.

В помощь командиру и тактическому руководителю была разработана таблица форм культурно-досуговой деятельности и потребностей, восполняемых в процессе участия в них (см. Таблица 1).

Таблица 1

Реализация потребностей курсантов средствами КДД

Культурно-досуговые мероприятия

Потребности

Физиологические

Экзистенциальные

Принадлежность

Уважение

Когнитивные

Эстетические

Самоактуализация

Концерт, спектакль, кинопоказ

+

+

+

Выставки, квест-экскурсии

+

+

Занятия в лекториях военных и правовых знаний

+

+

+

Конкурс самодеятельности

+

+

+

+

+

Посещение тира, бильярда, боулинга

+

+

+

+

Участие в научных олимпиадах, конференциях

+

+

+

+

Обсуждение новых произведений литературы и искусства, вечера-портреты, тематические литературно-художественные вечера

+

+

+

Чемпионат по компьютерным играм

+

+

+

Военно-командная игра, спортивная игра

+

+

+

+

+

Клубные объединения

+

+

+

+

+

Встречи с ветеранами, деятелями науки, литературы и искусства, ведущими специалистами

+

+

Сюжетно-ролевая игра

+

+

+

Участие в торжественных мероприятиях, бал

+

+

+

+

+

Вечера вопросов и ответов

+

+

+

+

Подводя итог, необходимо еще раз подчеркнуть важность досуговых мероприятий в профилактике девиантного поведения, достигаемой средствами культуры и искусства, а также при условии восполнения возникающих потребностей курсантов в процессе обучения и несения службы. Удовлетворение потребностей личного состава предупреждает появление конфликта между желаемым и действительным как в физиологической, так и в духовной сфере, что отражено выше, согласно иерархии потребностей Абрахама Маслоу. Разнообразие мероприятий культурно-досуговой деятельности позволяет охватить не только широкий круг интересов курсантов, но и восполнить многообразие их потребностей и нужд, что позитивно сказывается на психическом здоровье подчиненных и атмосфере внутри коллектива в целом.

Литература:

  1. Маклаков А. Г. Общая психология. ‒ СПб.: Питер, 2003. ‒ 592 с.
  2. Мищенко И. Е. Роль рекреационной функции культурно-досуговой работы в профилактике девиантного поведения курсантов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук / Материалы II международной научной конференции «Проблемы и перспективы современного образования» Ч.III. ‒ М.: Научно-информационный издательский центр и редакция журнала «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук», 2015. ‒ С. 53–55.
Основные термины (генерируются автоматически): девиантного поведения, культурно-досуговой деятельности, потребностей курсантов, профилактики девиантного поведения, девиантного поведения курсантов, профилактике девиантного поведения, курсантов ввузов, средствами культурно-досуговой деятельности, Абрахама Маслоу, Реализация потребностей курсантов, потребностей курсантов ввузов, мероприятий культурно-досуговой деятельности, поведения курсантов ввузов, ряда потребностей курсантов, восполняя потребности курсантов, профилактика девиантного поведения, профилактику девиантного поведения, личного состава, аспект профилактики девиантного, межличностные связи курсантов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос