Библиографическое описание:

Банкина Е. А., Гордиенко Н. В. Эмпирическое исследование индивидуального стиля деятельности воспитателя [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 179-180.



Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем. Стиль деятельности обусловливается спецификой самой деятельности и индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта.

Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда [1]. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой — о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.

Стиль педагогической деятельности — устойчивая индивидуально специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов и способов осуществления педагогической деятельности. Помощь педагогам в том, чтобы перестать воспроизводить возникшие в раннем детстве бессознательно повторяющиеся паттерны взаимодействий, рассматривается как крайне актуальная задача современной аналитической педагогики [3].

В качестве респодентов выступали педагоги МБДОУ № 13 «Янтарь» в г. Железноводске в количестве 6 человек и МБДОУ № 24 «Звёздочка» в г. Пятигорске Ставропольского края в количестве 4 человек.

Результаты тестирования группы респондентов педагогов по методике «Личностный опросник Г. Айзенка», направленного на диагностику особенностей личности педагога, отображены в графике 1.

Рис. 1. Результаты тестирования особенностей личности педагога

Таким образом, по шкале экстраверсия — интроверсия 5 респондентов педагогов показали высокий уровень, 2 респондента — средний уровень и 3 — низкий уровень. По шкале нейротизм 3 респондента показали высокий уровень, 3 респондента — средний уровень, 4 — низкий. У 2 респондентов есть склонность к эмоциональной неадекватности

Интерпретация данных показала следующее: 2 респондента принадлежат к типу личности сангвиник — говорливый, живой, непринужденный, быстро реагирующий; 2 респондента — холерически-сангвинический тип — общительный, доступный, экстравертированный, оптимистический, активный; 1 респондент — холерик — меняющий свои взгляды/импульсивный, агрессивный, вспыльчивый; 1 респондент — сангвинически-флегматический тип — «лидирующий», спокойный, стабильный, беззаботный, уравновешенный; 1 респондент — флегматик — миролюбивый, рассудительный, надежный, владеющий собой; 1 респондент — флегматико-меланхолический тип — пассивный, интроверт, тихий, старательный, необщительный; 1 респондент — меланхолик — трезвый, пессимистический, сдержанный, ригидный; 1 респондент — меланхолически-холерический тип — добросовестный, нейротичный, капризный, обидчивый, неспокойный.

Результаты тестирования группы респондентов педагогов по методике «Индивидуального стиля педагогической деятельности» А. М. Марковой, А. Я. Никоновой [2], направленного на анализ особенностей стиля деятельности педагога, отображены в графике 2.

Рис. 2. Результаты тестирования особенностей стиля деятельности педагога

Таким образом,преобладающий стиль деятельности педагогов (более 70 %): ЭИС преобладает у 4 респондентов, ЭМС — у 2 респондентов, РИС — у 2 респондентов, РМС — у 2 респондентов.

Интерпретируя полученные данные, можно отметить, что педагоги с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала логично и интересно. Отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения, часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания воспитанников. В процессе объяснения часто отсутствует обратная связь с воспитанниками. Характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на НОД.

Педагог с ЭМС, используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и педагог с ЭИС, в отличие от последнего стремится прочно заинтересовать особенностями самого предмета, а не активизировать детей внешней развлекательностью.

По сравнению с педагогами эмоциональных стилей педагог с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, меньше говорит сам, давая возможность отвечающим детально оформить ответ.

Педагог с РМС проявляет консервативность в использовании способов и средств педагогической деятельности. Малый, стандартный набор используемых методов обучения сочетается с высокой методичностью.

Результаты качественного анализа свидетельствуют, что предпочитаемый стиль зачастую определялся перевесом в 1–2 балла, что говорит о диффузном состоянии и периоде активного поиска собственного профессионального стиля.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что важным фактором развития профессиональной индивидуальности педагога является индивидуальный стиль педагогической деятельности. Способность педагога проявить свои сильные положительные качества в профессиональной деятельности выражается в умении выработать индивидуальный стиль.

Литература:

  1. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. — Казань, 2011.
  2. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2011.
  3. Гордиенко Н. В. Исследования психологических методов сопровождения профилактики профессиональной деформации личности педагога в теории и практике // Молодой ученый. — 2016. — № 5.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогической деятельности, респондентов педагогов, стиля деятельности педагога, стиль деятельности, группы респондентов педагогов, тестирования группы респондентов, Результаты тестирования, Индивидуальный стиль деятельности, личности педагога, особенностей стиля деятельности, особенностей личности педагога, Результаты тестирования особенностей, Результаты тестирования группы, методов обучения, профессиональной деятельности, Стиль педагогической деятельности, стиля деятельности воспитателя, осуществления педагогической деятельности, стиль педагогической деятельности, стиль деятельности педагогов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос