Эмпирическое исследование индивидуального стиля деятельности воспитателя | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Банкина, Е. А. Эмпирическое исследование индивидуального стиля деятельности воспитателя / Е. А. Банкина, Н. В. Гордиенко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 179-180. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10322/ (дата обращения: 27.04.2024).



Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем. Стиль деятельности обусловливается спецификой самой деятельности и индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта.

Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда [1]. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой — о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.

Стиль педагогической деятельности — устойчивая индивидуально специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов и способов осуществления педагогической деятельности. Помощь педагогам в том, чтобы перестать воспроизводить возникшие в раннем детстве бессознательно повторяющиеся паттерны взаимодействий, рассматривается как крайне актуальная задача современной аналитической педагогики [3].

В качестве респодентов выступали педагоги МБДОУ № 13 «Янтарь» в г. Железноводске в количестве 6 человек и МБДОУ № 24 «Звёздочка» в г. Пятигорске Ставропольского края в количестве 4 человек.

Результаты тестирования группы респондентов педагогов по методике «Личностный опросник Г. Айзенка», направленного на диагностику особенностей личности педагога, отображены в графике 1.

Рис. 1. Результаты тестирования особенностей личности педагога

Таким образом, по шкале экстраверсия — интроверсия 5 респондентов педагогов показали высокий уровень, 2 респондента — средний уровень и 3 — низкий уровень. По шкале нейротизм 3 респондента показали высокий уровень, 3 респондента — средний уровень, 4 — низкий. У 2 респондентов есть склонность к эмоциональной неадекватности

Интерпретация данных показала следующее: 2 респондента принадлежат к типу личности сангвиник — говорливый, живой, непринужденный, быстро реагирующий; 2 респондента — холерически-сангвинический тип — общительный, доступный, экстравертированный, оптимистический, активный; 1 респондент — холерик — меняющий свои взгляды/импульсивный, агрессивный, вспыльчивый; 1 респондент — сангвинически-флегматический тип — «лидирующий», спокойный, стабильный, беззаботный, уравновешенный; 1 респондент — флегматик — миролюбивый, рассудительный, надежный, владеющий собой; 1 респондент — флегматико-меланхолический тип — пассивный, интроверт, тихий, старательный, необщительный; 1 респондент — меланхолик — трезвый, пессимистический, сдержанный, ригидный; 1 респондент — меланхолически-холерический тип — добросовестный, нейротичный, капризный, обидчивый, неспокойный.

Результаты тестирования группы респондентов педагогов по методике «Индивидуального стиля педагогической деятельности» А. М. Марковой, А. Я. Никоновой [2], направленного на анализ особенностей стиля деятельности педагога, отображены в графике 2.

Рис. 2. Результаты тестирования особенностей стиля деятельности педагога

Таким образом,преобладающий стиль деятельности педагогов (более 70 %): ЭИС преобладает у 4 респондентов, ЭМС — у 2 респондентов, РИС — у 2 респондентов, РМС — у 2 респондентов.

Интерпретируя полученные данные, можно отметить, что педагоги с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала логично и интересно. Отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения, часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания воспитанников. В процессе объяснения часто отсутствует обратная связь с воспитанниками. Характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на НОД.

Педагог с ЭМС, используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и педагог с ЭИС, в отличие от последнего стремится прочно заинтересовать особенностями самого предмета, а не активизировать детей внешней развлекательностью.

По сравнению с педагогами эмоциональных стилей педагог с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, меньше говорит сам, давая возможность отвечающим детально оформить ответ.

Педагог с РМС проявляет консервативность в использовании способов и средств педагогической деятельности. Малый, стандартный набор используемых методов обучения сочетается с высокой методичностью.

Результаты качественного анализа свидетельствуют, что предпочитаемый стиль зачастую определялся перевесом в 1–2 балла, что говорит о диффузном состоянии и периоде активного поиска собственного профессионального стиля.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что важным фактором развития профессиональной индивидуальности педагога является индивидуальный стиль педагогической деятельности. Способность педагога проявить свои сильные положительные качества в профессиональной деятельности выражается в умении выработать индивидуальный стиль.

Литература:

  1. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. — Казань, 2011.
  2. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2011.
  3. Гордиенко Н. В. Исследования психологических методов сопровождения профилактики профессиональной деформации личности педагога в теории и практике // Молодой ученый. — 2016. — № 5.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, респондент, индивидуальный стиль, педагог, высокий уровень, профессиональная деятельность, результат тестирования группы респондентов педагогов.

Похожие статьи

Состояние психолого-педагогической адаптации педагогов...

Объектом исследования выступает социально-педагогическая адаптация педагогов к профессиональной деятельности.

3) уровень принятия других респондентов связан прямой связью с такими характеристиками профессиональной компетентности как...

Особенности профессиональной компетенций молодых педагогов

педагогическая деятельность, педагог, собственная самооценка, высокий уровень развития компетентности, задача, область постановки целей, профессиональная компетенция молодых педагогов...

Взаимосвязь уровня тревожности обучающихся в вузе и стиля...

Анализ особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, личностная тревожность, учебно-воспитательный процесс, результат обучения, уровень тревожности...

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

В данной статье рассматривается изучение структуры профессиональной педагогической деятельности педагога в экономическом обучении в высшей школе. А также рассматриваются требования к содержанию...

Доверие как фактор профессиональной компетентности педагога

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза...

Организаторские и коммуникативные способности педагога...

Рефлексивно-перцептивные (педагогический такт, рефлексия и направленность). Как считает Н.В. Кузьмина, возможны следующие уровни результативности деятельности педагога: репродуктивный, адаптивный, локально-модулирующий, системно-модулирующий.

Формирование профессионально значимых качеств у учащихся...

Конечный результат обучения учащихся педагогического колледжа – целостная, высокоэффективная, интенсивная профессиональная подготовка будущих педагогов, в том числе воспитателя способных в кратчайшие сроки выйти на уровень профессионального...

Исследование профессиональной самостоятельности...

Результаты тестирования выделенных групп опрашиваемых ПГУАС с помощью методики «Самостоятельны ли Вы?»

Ситуационная задача как средство оценивания уровня... Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы.

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

На основе полученных результатов мы выделили две группы учащихся нового набора: - с высоким уровнем учебной мотивации, что проявляется в следующих характеристиках: направленность на учебно-профессиональную деятельность...

Похожие статьи

Состояние психолого-педагогической адаптации педагогов...

Объектом исследования выступает социально-педагогическая адаптация педагогов к профессиональной деятельности.

3) уровень принятия других респондентов связан прямой связью с такими характеристиками профессиональной компетентности как...

Особенности профессиональной компетенций молодых педагогов

педагогическая деятельность, педагог, собственная самооценка, высокий уровень развития компетентности, задача, область постановки целей, профессиональная компетенция молодых педагогов...

Взаимосвязь уровня тревожности обучающихся в вузе и стиля...

Анализ особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, личностная тревожность, учебно-воспитательный процесс, результат обучения, уровень тревожности...

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

В данной статье рассматривается изучение структуры профессиональной педагогической деятельности педагога в экономическом обучении в высшей школе. А также рассматриваются требования к содержанию...

Доверие как фактор профессиональной компетентности педагога

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза...

Организаторские и коммуникативные способности педагога...

Рефлексивно-перцептивные (педагогический такт, рефлексия и направленность). Как считает Н.В. Кузьмина, возможны следующие уровни результативности деятельности педагога: репродуктивный, адаптивный, локально-модулирующий, системно-модулирующий.

Формирование профессионально значимых качеств у учащихся...

Конечный результат обучения учащихся педагогического колледжа – целостная, высокоэффективная, интенсивная профессиональная подготовка будущих педагогов, в том числе воспитателя способных в кратчайшие сроки выйти на уровень профессионального...

Исследование профессиональной самостоятельности...

Результаты тестирования выделенных групп опрашиваемых ПГУАС с помощью методики «Самостоятельны ли Вы?»

Ситуационная задача как средство оценивания уровня... Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы.

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

На основе полученных результатов мы выделили две группы учащихся нового набора: - с высоким уровнем учебной мотивации, что проявляется в следующих характеристиках: направленность на учебно-профессиональную деятельность...