Библиографическое описание:

Козырева О. А., Худышкина В. В. Легкая атлетика как средство социализации и самореализации девочек-подростков [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 10-12. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/687/ (дата обращения: 11.12.2017).

Легкая атлетика – один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющих ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания диска, копья, молота, а также легкоатлетического многоборья.
Нельзя подобрать более надежный вид спорта, чем легкая атлетика для социализации и самореализации девочек-подростков и по финансовым возможностям, и по уровню здоровья, и по особенностям выбора модели социализации, и по востребованности различных составляющих легкой атлетики в развитии чувств, качеств, востребованных в жизни.
Самореализация личности в контексте идей современной гуманно-личностной педагогики – наиважнейшая категория, фасилитирующая становление и взаимодействие личности в микро-, мезо-, макро- и мегапространстве, ситуативно создающем условия для формирования моделей преобразования внешней среды и внутреннего мира личности согласно положениям-принципам гуманно-личностной педагогики, выделенным из разнообразных источников:
  • человек целостен и должен изучаться в его целостности, а все средства воздействия и взаимодействия должны учитывать природу данного факта и потребности современной социальной среды в ее развитии и становлении;
  • человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы и востребованы в социальной среде в трех основных направлениях: человек-гражданин, человек-труженик, человек-семьянин;
  • человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря ценностям и смыслам, которыми он руководствуется в своем выборе, определяя свою антропологическую сущность, являющую в деятельности, культуре, общении, науке, искусстве и пр. феноменологию становления, развития и формирования личности;
  • человек есть активное, интенциональное, творческое существо, создающее условия для фасилитации и развития всех структур внутреннего (внутриличностного) и полисубъектного генеза;
  • слово является частью природы человека, а также его оружием и средством (рассматриваются такие процессы, как самоопределение, самосовершенствование, самореализация и взаимодействие).
Остановимся подробнее на моделях социализации и возможностях социализации и самореализации у субъектов общества.
Под моделью социализации мы будем понимать идеальную структуру, фасилитуирующую изучение процессов адекватного восприятия и отражения социальных ролей, ретрансляции, трансформации, реконструкции социального опыта с последующей адаптацией и саморазвитием субъектов социокультурных отношений в микро-, мезо-, макро- и мегапространстве.
Модели социализации субъектов социокультурного пространства находят отражение в 4-х направления (плоскостях) социального и социально-педагогичес­ко­го взаимодействия: спорт, наука, искусство, религия.
Будучи одновременно включенным в совокупность микро-, мезо-, макро- и мегасред, субъект культурно-исторического пространства вариативно изменяет внутренний и внешний мир, модели и средства социализации, самоопределения, самоутверждения, самосовершенствования и самореализации. Самореализация личности в мультисредах определяется возможностями и потребностями личности и среды, создающей и трансформирующей личность в полном смысле данного полидефинитного феномена на протяжении ее включения в мультисреду и систему субъект-объектных преобразований и личностно-акмеологического становления в соответствии с изменениями требований, норм и условий полисубъектного пространства и научно-технического прогресса.
Под мультисредой мы будем понимать результат совокупности включений субъекта общества в микро-, мезо-, макро- и мегасреды или группы, накладывающий социально и личностно допустимые ограничения в правилах и системе предпочтений, фасилитирующих оптимальную социализацию субъекта в обществе в целом и его процессы самоопределения, самосовершенствования и самореализации в соответствии с основными противоречиями культурно-исторического пространства и личностного самоопределения, самоутверждения, самореализации и самосовершенствования.
В соответствии с выделенными моделями социализации параллельно происходит формирование моделей самовоспитания, самообучения, саморазвития, самообразования, самосовершенствования и самореализации.
Спорт как механизм социализации. Одним из механизмов социализации и ее направлений является спорт. Дихотомичность доказательства здоровьесберегающего аспекта занятий спортом объективна, т.к. при неграмотном или деформирующем взаимодействии ухудшается и физическое, и психическое состояние здоровья спортсменов, а при учете всех факторов и резервов субъекта социального взаимодействия – создаются условия для построения и реализации акметраектории социально-профессионального развития. Кроме того, социализация через спорт гармонизирует взаимоотношения субъектов в структуре модели «внутреннее-внешнее», тем самым подчеркивая и подтверждая справедливость древней модели взаимодействия, в коей человек рассматривается состоящим из трех составляющих: тела, души и разума, поэтому согласно древним учениям он должен уделять внимание трем составляющих своего "я". Наиболее ярко это показано в учении буддизма, где священное писание Типитаки (в переводе означающее три корзины) отмечает, что человек в процессе жизни накапливает свои три корзины – корзины души, тела и разума. Нельзя выбрасывать или игнорировать какую-либо из корзин, нарушая божественную природу уникальности и своеобразия каждого человека.
Наука как механизм социализации. Интеллект субъекта, его способности, склонности, предпочтения, мотивы, цели, потребности, мотивация деятельности, особенности личностного становления и развития в структуре ограничений пространства, времени, общества определяют возможности и ограничения в моделировании акметраектории развития и процессов самоопределения, самосовершенствования, самореализации, самоутверждения.
Плоды интеллектуальной деятельности многогранны, а формирование и развитие интеллекта является пролонгацией трудовой деятельности каждого ее субъекта. Если в случае спортивной самореализации субъект ограничен биологическим барьером, то в интеллектуальной самореализации такого барьера практически не существует. Пик спортивных достижений приходится на средний возраст в 25-27 лет, а интеллектуальных – на 37-39 лет. В ряде зарубежных исследований описан феномен продления жизни человека за счет интеллектуальной деятельности.
Данный факт подтвержден и опытами в зоопсихологии. В ходе опыта было установлено, что количество и качество сформированных структур в коре головного мозга крысы увеличивало продолжительность ее жизни. При прочих равных условиях дрессированные крысы жили дольше недрессированных. Формирование структур головного мозга крысы осуществлялось за счет повышения двигательной активности и удовлетворения ее на гормональном уровне (гормон радости) за счет поощрения кусочками лакомой пищи, которую в быту крысы редко получали, но очень любили. Поэтому позитив не просто необходим животному организму, он формирует то биологическое, что сохраняет его как вид.
Реализуя идеи гуманно-личностных отношений, не стоит забывать, что на 70-90 % человек – существо биологическое (наблюдения западных ученых), а на все остатки – социальное, разумное, духовное.
Как прекрасно владение словом, интеллектом, где трансформация решений в продукте деятельности, уникальность которого навеки вписывает имя своего создателя (исследователя, ученого, конструктора, инженера, писателя, художника и пр.) в летопись времени?!… Польза изобретения (практическая значимость) всегда через века несет от потомков слова благодарности всех грамотных, просвещенных, образованных людей. Мы восхищаемся поступками ученых, где нравственность, профессионализм, патриотизм подчеркивают силу и красоту, величие и состоятельность человека в различных сферах взаимоотношений. Таким примером для подражания может быть поступок Александра Степановича Попова – изобретателя радио, за его изобретение предлагали очень большие суммы денег зарубежные магнаты и дельцы, но он говорил немногословную фразу «Я – русский человек… И моё изобретение принадлежит России…». Как изменилась реальность в XX-XXI веках?!… Одним их самым тяжких грехов на Руси (как и в любой другой древней культуре) считалось предательство, а уж продажа Родины было самым последним.
В спорте достижения и имена помнят небольшая группа людей, которые прямо или косвенно связаны с данным процессом, а через достаточно небольшой промежуток времени их рекорды побиваются новыми и новыми, практическая значимость коих лежит в плоскости самореализации человека, констатации его уникальности и феноменальной состоятельности в данном виде деятельности, но жизнь есть мгновение и для спортсмена одно из средств саморазвития, самосовершенствования, самореализации и, в конечном счете, социализации – принятии данного субъекта обществом в его уникальности и неповторимости, востребованности и конкурентоспособности.
Искусство как механизм социализации. Искусство как механизм социализации субъектов общества известен издревле. Пещеры, в которых найдены древние рисунки свидетельствуют о его зарождении, раскопки древних поселений свидетельствуют о его уникальной целесообразности и практической значимости для жизни человека и его времени.
Мы будем рассматривать искусство как высшую степень и ступень сформированности профессионализма у субъекта деятельности и общения.
Хотелось бы, чтобы XXI век и последующие были под лозунгом модели «Деятельность как искусство», чтобы каждая составляющая социального взаимодействия привносила в него свою уникальную акси-, акме-, антропологоцелесообразную систему преобразований внутреннего мира человека и его внешнего пространства в микро-, мезо-, макро-, мега- и космомасштабах. Один вид искусства дополняет другой, способствуя гармонизации всех сфер личности, а творчество в системе таких единиц, как креативность, рационализм и завершенность идеи в продукте – показатели достижения необходимого уровня в данном виде социализации и самореализации.
Религия как механизм социализации. Современная религия отражает необходимость и способность решения проблемы смысла жизни в полиструктурном аспекте его рассмотрения. Современное общество тяготеет к идее свободного вероисповедания (закон РСФСР «О свободе вероисповедания», закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях», 1997). В трудные моменты жизни человек зачастую не может справиться с определенными проблемами мировосприятия и мироотражения, смысл жизни остается далеко за пределами реальности, и религия создает псевдомодель, фасилитуирующую личностный поиск и значимость личности и ее жизни для общества и самого человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию. До конца XIX века религия оставалась единственным средством, удерживающим личность от фатальных трансформаций (суицид, убийство и пр.). С появлением психодиагностики, психотерапии, психокоррекции таковые возможности расширены, но уникальность религии в прямой и косвенной социализации остается неоспоримой.
В структуре занятий легкой атлетикой с девочками-подростками необходимо предусмотреть варианты и модели социализации не только через спорт, но и через науку и искусство.


Литература:

1. Козырева, О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА , 2010. – 217 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.
2. Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы студентов / О. А. Ко­зы­рева // Известия Южного Федерального университета. – 2007. – №2. – С.184-192.
3. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.
4. Козырева, О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. – 374 с. – ISBN 978–5–85117–411–7.
5. Козырева, О. А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия / О. А. Козырева // Педагогическое образование и наука. – 2009. –№9. – С.79-83.

5

Основные термины (генерируются автоматически): механизм социализации, социализации субъектов, модели социализации, самореализации девочек-подростков, социализации субъектов социокультурного, выбора модели социализации, механизм социализации субъектов, средство социализации, выделенными моделями социализации, моделях социализации, возможностях социализации, механизмов социализации, моделью социализации, средства социализации, косвенной социализации, виде социализации, головного мозга крысы, самореализации субъект ограничен, плоскости самореализации человека, Самореализация личности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос