Автор: Зайцева Юлиана Витальевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)

Статья просмотрена: 409 раз

Библиографическое описание:

Зайцева Ю. В. Развитие коммуникабельности у учащихся среднего профессионального образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 39-40.

Новое общество, в котором знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики, предъявляет новые требования и к профессиональной школе. Технологии завтрашнего дня требуют людей, которые могут принимать критические решения, которые могут находить свой путь в новом окружении, которые быстро устанавливают новые отношения в быстро меняющейся реальности. Такой тип организации труда требует умения работать в команде, зачастую разнородной, коммуникабельности, толерантности, навыков самоорганизации, умению самостоятельно ставить цели и достигать их.

Переход к постиндустриальному, информационному обществу требует формирования личности современного специалиста, способного общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать и творить (А.М. Новиков).

В данной статье мы обсудим необходимость развития коммуникабельности у учащихся.

Под коммуникабельностью понимается готовность и умение легко устанавливать, поддерживать и сохранять позитивные контакты в общении и взаимодействии с окружающими. Коммуникабельность (от лат.контакт, связь) - соединимый, сообщающийся.

В рамках педагогического процесса коммуникабельность находит своё отражение в умении ученика слушать, слышать и понимать окружающих, умении вступать в дискуссии в классно-урочной обстановке, отстаивать свою точку зрения, вступать в отношения с педагогическим коллективом училища и со сверстниками. В связи с этим становится очевидным, что нарушение или низкий уровень развития коммуникативных способностей у учащихся ведёт к неумению устанавливать дружеские связи, низкой познавательной активности, общей отстранённости от коллектива, к конфликтам в классном коллективе, к снижению самооценки.

Самооценка (англ. self-esteem) – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. [] В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть сниженная самооценка.

Учащиеся с низким уровнем самооценки испытывают разнообразные коммуникативные трудности, осложняющие процесс межличностного взаимодействия. Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой затруднённого общения. Причинами такого общения являются состояния напряжённости, неудовлетворённости, тревоги, эмоционального неблагополучия, дискомфорта и т.д. У подростка, в этот период, придирчивое отношение к взрослым сочетается с острым недовольством собой. В этот период особенно необходимо создать доверительную, доброжелательную атмосферу в группе. Необходимо также создание мотивации для работы над выявленными собственными паттернами поведения и негативными качествами личности. Это предполагает индивидуально-личностный подход, основанный на данных психодиагностических и опросных формах исследования личности.

Причины нарушений общения подростков возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиление влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов, а также негативного влияния средств массовой информации на общение и поведение подростка.

Исследования, проводимые учёными, показали, что трудности в общении и поведении подростков могут быть обусловлены тремя основными факторами: педагогической или социальной запущенностью и отклонениями в нервно-психической сфере.Часто эти факторы рассматриваются в комплексе.

Наблюдения за учащимися в профессиональном училище показали, что уровень самооценки влияет на умение и желание подростка общаться со сверстниками и с преподавателями, а это подтверждает актуальность повышения уровня самооценки подростков, что поможет им адекватно воспринимать критику со стороны собеседника и это не станет преградой для общения.

В учебном процессе ученику необходимо умение находить общий язык с людьми различных взглядов, убеждений, национальностей. Талант и желание находить точки соприкосновения по самым сложным вопросам и на их основе вырабатывать компромисс, является значимым качеством современного специалиста. Всё вышесказанное является неотъемлемой частью коммуникабельности.

В общение подросток вступает, движимый потребностью к самопознанию, и удовлетворяет её через познание других людей и с их помощью. Вот в чем состоит, на наш взгляд, самое главное в общении, что позволяет растворить его в других видах деятельности. В общении ученик удовлетворяет свою нужду не в пище, не в тепле и не в безопасности, но в том величайшем богатстве, которым являются другие люди, - в их духовности, личностности, субъективности, в их истинно и собственно человеческой сущности.

Стремление подростка к самопознанию и самооценке составляет самую сердцевину его потребности в общении. Поэтому возникновение основ самосознания и сознания можно изучать, наблюдая становление и развитие коммуникативных потребностей.

В фундаменте коммуникативной потребности лежит стремление детей к доброжелательному вниманию других людей, а затем стремление к сотрудничеству, уважению и к общности мнений и оценок с окружающими людьми.

Высокий уровень развития коммуникабельности даёт ученику освобождение от комплексов и замкнутости, независимость от обстоятельств, открывает путь к достижению успеха, дарит радость от общения с разными людьми, а также позволяет учащемуся свободно высказывать свою точку зрения, проявлять толерантность к мнению других людей, побуждает учеников публично выражать своё мнение перед аудиторией.

В связи с этим встаёт вопрос о необходимости повышения уровня коммуникабельности у учащихся, с недостаточным уровнем её развития.

В связи с тем, что в подростковом возрасте общение со сверстниками является ведущим видом деятельности, то групповые формы работы, в частности социально-педагогический тренинг, ролевые игры, могут стать эффективными методами психокоррекции нарушений общения у подростков.

Следует избегать общения посредством интернета — сегодня такая возможность стала причиной потери навыков живого общения со стороны многих молодых людей. Интернет позволяет скрыть недостатки за словами и отредактированными фото (в истинности которых также могут возникать сомнения), здесь достаточно выключить компьютер, чтобы просто прекратить разговор.

В профессиональной сфере хорошей предпосылкой к развитию коммуникабельности у учащихся будет высокий уровень профессиональных навыков, заинтересованность в выбранной профессии.


Литература:

  1. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. – М.: Издательство «Эгвес», 2008. – 136 с.

  2. Малаев Д.М., Омарова П.О., Бажукова О.А. Психология общении и поведения умственно отсталого школьника. – СПб.: Речь, 2009.- 160с.

  3. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребёнка: проблемы, диагностика, коррекция: Учеб.-метод.пособие. – Спб.: Речь, 2011. – 432 с.

  4. Большой психологический словарь/ Сост. И общ. Ред. Б.Мещеряков, В. Зинченко. – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.-672 с.

Основные термины (генерируются автоматически): среднего профессионального образования, учащихся среднего профессионального, нарушений общения, нарушений общения подростков, развития коммуникабельности, Похожая статья, проблемой затруднённого общения, уровень развития, навыков живого общения, психокоррекции нарушений общения, современного специалиста, уровня самооценки подростков, точку зрения, межкультурного взаимодействия учащихся, необходимость развития коммуникабельности, уровень развития коммуникативных, коммуникабельности даёт ученику, подготовке учащихся среднего, повышения уровня, низким уровнем самооценки.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос