Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 25.02.2017

Статья просмотрена: 328 раз

Библиографическое описание:

Петрова Т. Н. Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 295-298. — URL https://moluch.ru/archive/142/39921/ (дата обращения: 22.08.2018).



В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны рекомендации по их совершенствованию в рамках разных форм организации учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, студент, тренинг, диагностика, рекомендации

В ХХI веке возрастает роль владения человеком коммуникативной компетенцией. Она становится одним из важнейших качеств любой профессиональной деятельности. Коммуникативная компетентность выступает в роли своеобразного критерия профессионализма человека. Коммуникативная компетентность подразумевает способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Что касается педагогической профессии, то роль общения в работе учителя занимает ведущие позиции. Следовательно, учителю необходимо владеть приемами и техникой общения, правильно выбирать стиль общения, то есть у него должна быть обязательно сформирована коммуникативная компетенция. В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта она значится в числе обязательных профессиональных компетенций педагога. Главной целью данной компетенции являются позитивное и результативное взаимодействие между участниками образовательного процесса.

Некоторые авторы отмечают, что воспитание будущей личности, умений и навыков ее продуктивного взаимодействия с окружающими, формирование у детей адекватной самооценки, уровня притязаний, ценностных ориентаций и культуры в целом происходит через живое и непосредственное общение педагога с ребенком. А это является основным в педагогической работе. В профессиональной деятельности учителя общение является функциональным и профессионально значимым [3].

Изучением вопроса педагогического общения занимались такие педагоги и психологи, как В. А. Сластёнин, В. А. Кан-Калик, А. Н. Леонтьев, А. А. Лобанов и др. Нами было рассмотрено следующее определение понятия педагогическое общение: педагогическое общение — это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке или вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее свои функции и направленное на достижение благоприятного психологического климата [4].

Педагогу важно не просто организовать общение, но и сделать его продуктивным. Это является одной из наиболее сложных задач, встающих перед учителем и требующих высокого уровня владения им коммуникативными умениями. Поэтому педагогу так важно правильно подобрать стиль взаимодействия с детьми [2].

Становление умения педагогического общения происходит на этапе обучения в высшем учебном заведении. Культура педагогического общения у студентов педагогического вуза находится в процессе формирования. Возможности для ее формирования и совершенствования предоставляются в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста (организация мероприятий, тренингов, педагогических практик). В период обучения в вузе важно создать такие психологические условия, которые бы помогали развитию у будущего профессионала способности к саморазвитию компетенции в общении. Это требует не только определенной системы действий и умений, но и создания особого типа взаимоотношений между студентами, преподавателями и обучающимися [1].

Важным средством в формировании коммуникативной компетентности будущих педагогов играет проведение психологических тренингов, которые носят своей целью ознакомление студентов с культурой общения, развитие у них коммуникативных умений [6]. Особое внимание их организации уделял К. Левин, считая, что они отражают мир в миниатюре, а значит, они способствуют более эффективному взаимодействию между его участниками, которые постоянно воздействуют друг на друга. Программа тренингов по формированию умений педагогического общения включает в себя такие формы работы, как ролевые игры, обсуждение дискуссионных вопросов, решение педагогических ситуаций, технику «мозгового штурма», рефлексию и др. В нашем вузе подобную работу осуществляет психолого-педагогическая служба, ее деятельность представлена в ряде статей [5].

В данной работе представлены результаты изучения уровня сформированности коммуникативной компетенции у студентов педагогического вуза. При проведении исследования нами использовалось такое диагностическое средство, как тест-опросник, составленный на основе анкеты А. А. Леонтьева. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «ННГУ им. Н. И. Лобачевского» (Арзамасский филиал), в нем приняли участие студенты факультета дошкольного и начального образования в количестве 42 человек.

Данная методика позволяет выявить активность, заинтересованность студента при общении, выделить некоторые черты стиля педагогического общения, а также позволяет определить уровень его коммуникативных умений. Для проведения данной методики необходимы эксперты (3 человека), имеющие опыт общения с аудиторией, которым предоставляется коммуникативная карта. В качестве экспертов выступили студенты-старшекурсники, проходившие педагогическую практику в учебных заведениях и непосредственно общавшиеся с детьми. Эксперты давали оценку независимо друг от друга (оценка давалась ими по предложенной шкале), затем высчитывалось среднее значение. В заключение, им было необходимо обсудить принятое решение и попытаться обосновать, по каким причинам была поставлена та или иная оценка.

Приведем некоторые из пунктов коммуникативной карты, предложенной экспертам:

– доброжелательность/недоброжелательность;

– заинтересованность/безразличие;

– открытость/закрытость;

– активность/пассивность.

Нами была подсчитана средняя оценка, данная экспертами и на ее основе осуществлена интерпретация результатов теста. Интерпретация производилась по следующим параметрам:

– 45–49 баллов — достигнута вершина мастерства в общении с аудиторией, участники общения активны, студент свободно владеет аудиторией, взаимодействует с ней, взаимодействие сторон продуктивно;

– 35–44 балла — высокая оценка коммуникативных умений, при общении царит атмосфера дружбы, участники общения активны, стороны общения продуктивно взаимодействуют друг с другом;

– 20–34 балла — свидетельствует об удовлетворительном, среднем уровне общения студента, он легко входит в контакт с другими, при проведении занятий, требующих работы всей аудитории, он опирается на наиболее активных членов;

– 11–19 баллов — низкий уровень коммуникативной культуры, наблюдается односторонняя направленность в общении, нет живости в общении, другая сторона общения пассивна, студент использует элементы авторитарной или неконтактной модели общения;

– 7–10 баллов — студент не контактен, взаимодействие с другими отсутствует, он ограничивается информированием аудитории (по типу лекции).

Наше исследование дало следующие результаты: процент студентов, имеющих средний уровень сформированности коммуникативных умений (50 %) преобладает над процентом студентов, имеющих показатели выше средних (40,5 %). По результатам проведения диагностики нами было также отмечено, что не было выявлено ни одного студента, обладающего высоким уровнем коммуникативных способностей. Данные представлены на диаграмме (рис.1).

Рис. 1. Уровень сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза

Полученные данные наглядно свидетельствуют о необходимости развития коммуникативной компетентности студента педагогического вуза. С этой целью возникает необходимость организации особых условий для ее формирования в процессе обучения в стенах высшего учебного заведения.

На основе изучения психолого-педагогической литературы по данному вопросу и практического изучения проблемы нами были подобраны практические рекомендации по формированию коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза:

– В процессе организации образовательного процесса в вузе следует организовывать тренинги по формированию и развитию педагогического общения («Невербальное поведение педагога, или как понять человека без слов», «Магия контакта, или как вести себя во время публичного выступления» и др.).

– Проигрывание определенных педагогических ситуаций студентами, с целью избежания ошибок в общении в дальнейшей работе с учениками, способствующих выработке уверенности в себе.

– «Домашние задания» для студентов (определить тип конфликта, найти пути его решения, подготовиться к дискуссии и т. д.).

Данные рекомендации позволят студентам развить в себе такие компоненты коммуникативной деятельности, необходимые им в будущей профессии преподавателя, как доброжелательность, открытость, активность, гибкость, заинтересованность, поощрение инициативы, дифференцированность (индивидуальный подход) в общении и др.

Проанализировав проделанную работу, нами были сделаны выводы о том, что полученные результаты будут полезны студентам и преподавателям вузов, стремящимся сформировать высокий уровень коммуникативных умений. Разработанные нами рекомендации позволят им более эффективно построить работу по формированию профессиональных компетенций будущего педагога.

Литература:

1. Ганичева И. А. Развитие коммуникативной компетентности студента в процессе педагогической практики в вузе// Высшее образование сегодня. — 2014. — № 12. — С. 19–22.

2. Кан-Калик В. А., Ковалев, Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического исследования [Текст] /В. А. Кан-Калик, Г. А. Ковалев // Вопросы психологии. — № 4. — 1995. — С. 16.

3. Кузнецова Ю. С., Троицкая И. Ю. Формирование культуры педагогического общения в студентов вуза // Культура и образование. — Июнь 2014. — № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/06/1971 (дата обращения: 05.06.2014).

4. Лобанов А. А. Основы профессионально-педагогического общения: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] /А. А. Лобанов. — М.: Академия, 2002. — 145с.

5. Троицкая И. Ю. Опыт организации психолого-педагогической службы в современном вузе [Текст] / И. Ю. Троицкая // Личность. Культура. Общество. — 2009. — Т. XI. — № 2. — С. 404–408.

6. Щенникова С. В., Юденкова И. В. Изучение эффективных технологий повышения у студентов педагогического вуза компетентности в сфере общения //Мир науки, культуры, образования. — 2012. — № 1 (32). — С. 131–133.

Основные термины (генерируются автоматически): студентов педагогического вуза, педагогического общения, коммуникативной компетентности, коммуникативных умений, сформированности коммуникативных умений, коммуникативной компетентности студента, умений педагогического общения, сформированности коммуникативной, Культура педагогического общения, вопроса педагогического общения, педагогического вуза компетентности, умения педагогического общения, участники общения активны, стиля педагогического общения, развитию педагогического общения, сформированности коммуникативной компетентности, культуры педагогического общения, студента педагогического вуза, значении коммуникативной компетентности, компетенции студентов педагогического.


Похожие статьи

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Задать вопрос