Библиографическое описание:

Сизых Т. В. Деловая игра как способ развития социальной компетентности обучающихся [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 151-153.


Из словаря-справочника: деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.

Концепция модернизации образования одним из приоритетов образовательной политики определяет обеспечение качества образования и его соответствие потребностям личности, общества и государства. И, конечно, школа должна сформировать у ученика целый ряд компетентностей, способных выступить в качестве движущей силы всего процесса личностного развития не только в период обучения, но и после окончания школы.

Математика как учебный предмет имеет богатые возможности для развития социальной компетентности школьников. Придание социально значимым знаниям практикооринтированного характера, сформированность навыков общения с другими людьми основываются на умении самостоятельно добывать знания, использовать их как орудийные средства при решении различных задач, что, в свою очередь, выступает в качестве показателей формирования социальной компетентности.

Математика широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности.

Положение о необходимости развития у школьников социальной компетентности не ново. Для этого учебная деятельность должна представлять интерес. В интересе К.Д.Ушинский видел основной внутренний механизм успешного учения. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, но не превращать эту работу в забаву. В отечественной психологии общая теория интереса разрабатывалась такими учеными, как Б.Г.Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И. Божович, Л.А.Гордон, С.Л. Рубинштейн. Проведенные данными учеными исследования позволяют сделать вывод о том, что познавательный интерес представляет собой личностное образование, в котором органически представлены все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые.

Современный учитель ищет разнообразные формы проведения уроков, новые построения учебных занятий, которые отличаются от стандартных. Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество. Разнообразное содержание позволяет на уроках использовать игровые технологии, а именно технологию деловой игры. В деловых играх моделируются жизненные ситуации: игра представляет участнику возможность побывать в роли экскурсовода, учителя, судьи, директора и т.п. Использование деловых игр раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. В процессе деловой игры происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.

Деловые игры используются, как правило, в трех различных аспектах:

  • игра - обучение

  • игра - тренинг

  • игра - исследование

Однако следует отметить, что каждая конкретная деловая игра несет в себе переплетение указанных аспектов, либо в соответствии с определенными целями игры акцент может делаться на каком-то одном аспекте.

Для развития социальной компетентности у обучающихся в учебном процессе применяют следующие модификации деловых игр:

Имитационные игры.

Имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия. Класс делится на группы по 4-5 человек. Каждый становится специалистом определенного профиля. Группы изучают общие сведения, отвечают на предложенные вопросы.

Имитационная игра используется при усвоении новых знаний, способствует эмоциональной приподнятости, деятельности, соперничеству, конкуренции, обучающиеся вовлекаются в некую жизненную ситуацию.

Операционные игры.

Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций: решение поставленных задач, ведение пропаганды и агитаций.

Операционные игры формируют умение полемизировать, отстаивать свою точку зрения. Имеет социализирующую ориентацию.

«Деловой театр»

Основная задача метода - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты. Игра используется в качестве контроля, позволяет индивидуально оценить обучающихся. Участники приобретают дидактические, воспитывающие, развивающие, социализирующие навыки: умение находить оптимальное решение, адаптироваться к условиям среды, умение сравнивать, сопоставлять.

Игра «Ученый Совет»

План игры:

  • Вступительное слово ведущего.

  • Слово Ученому совету (чтение указов).

  • Представление рефератов:

а) теоретическая часть;
б) проведение фрагментов, бесед, кроссвордов, сказок и т. п.

На уроке математики структура деловой игры может быть такой:

  • знакомство с реальной ситуацией;

  • построение её имитационной модели;

  • постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре;

  • создание игровой проблемной ситуации;

  • отбор необходимого для решения проблемы теоретического материала;

  • разрешение проблемы;

  • обсуждение и проверка полученных результатов;

  • коррекция;

  • реализация принятого решения;

  • анализ итогов работы (рефлексия);

  • оценка результатов работы.

Методика проведения деловых игр включает следующие этапы:

Этап подготовки.

Разработка игры

  • разработка сценария

  • план деловой игры

  • общее описание игры

  • содержание инструктажа

  • подготовка материального обеспечения

Ввод в игру

  • постановка проблемы, целей

  • условия, инструктаж

  • регламент, правила

  • распределение ролей

  • формирование групп

  • консультации

Этап проведения

Групповая работа над заданием

  • работа с источниками

  • тренинг

  • мозговой штурм

Межгрупповая дискуссия

  • выступление групп

  • работа экспертов

Этап анализа и обобщения

  • анализ, рефлексия

  • оценка и самооценка работы

  • выводы и обобщения

Деловая игра предполагает групповую форму работы, поскольку она позволяет:

  • обеспечивать режим наибольшего благоприятствования для проявления индивидуальных качеств каждого учащегося в системе межличностных отношений;

  • исключить пассивную позицию ребенка на уроке;

  • самостоятельно добывать теоретические знания и формировать практические навыки;

  • получать опыт определенного социального поведения.

Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Помимо знаний у детей формируются навыки социального поведения и интереса к другому, как источнику познания.

Применение на уроках деловых игр обогащает социальный опыт обучающихся: учит деловитости, умению преодолевать трудности, достойно переживать успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах, учит взаимодействовать с учителями и одноклассниками.


Литература:
  1. Лоповок Л.М. Математика на досуге. – М.: Просвещение, 1981
  2. Лэнгдон Н. Снейч Ч. С математикой в путь! – М.: Лайда, 1987
  3. Мадер В.В. Математический детектив. – М.: Просвещение, 1992
  4. Манвелов Конструирование современного урока математики. – М.: Просвещение, 2002
  5. Минскин Е.М. От игры к знаниям. - М.: Просвещение, 1982


Основные термины (генерируются автоматически): социальной компетентности, развития социальной компетентности, Деловая игра, деловой игры, деловых игр, деловая игра, социальной компетентности школьников, школьников социальной компетентности, Операционные игры, формирования социальной компетентности, развития методической компетентности, Похожая статья, способ развития социальной, конкретная деловая игра, профессиональной деятельности, технологию деловой игры, процессе деловой игры, определенными целями игры, процесса личностного развития, структура деловой игры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос