Авторы: Келбусова Светлана Сергеевна, Соколова Дарья Михайловна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2016)

Дата публикации: 03.03.2016

Статья просмотрена: 623 раза

Библиографическое описание:

Келбусова С. С., Соколова Д. М. Электронные образовательные ресурсы в реализации ФГОС основной школы [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 146-149.



Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежит формирование компетентностного подхода и развитие универсальных учебных действий. Совсем недавно эта тема активно обсуждалась среди учителей начальных классов, сегодня эти вопросы стали актуальны и для учителей основного звена. [1]

В настоящее время успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы (ЭОР). В помощь педагогам и детям создаются электронные образовательные ресурсы, которые размещаются в сети Интернет и на CD дисках. Учебный материал может быть представлен различными способами: с помощью текста, графиков, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.

В образовательном процессе нашей школы используются различные виды электронных образовательных ресурсов:

  1. Интернет-хранилища электронных образовательных ресурсов, адреса которых размещены на сайте школы и бесплатный доступ к ним предоставляется в учреждении через сеть интернет (http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru, http://school-collection.edu.ru/, http://window.edu.ru/...).
  2. Мультимедиа-ресурсы. Диски приложения к учебникам и образовательным программам, используемые в образовательном учреждении (электронные приложения к учебникам, интерактивные издания)
  3. Собственные электронные образовательные ресурсы, разработанные педагогами образовательного учреждения (презентации к урокам, обучающие видео, интерактивные тесты).

Учителя используют ЭОР на различных этапах урока. Например:

 на этапе актуализации знаний — электронные тесты, в том числе собственных разработок;

 на этапе объяснения нового материала — мультимедийные презентации, учебные видеофильмы;

 на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков используют программы — тренажёры, кроссворды.

Различные варианты технического оснащения кабинетов в нашей школе определяют организационно-педагогические модели применения ЭОР в учебном процессе:

 компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору, и экран;

 компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору и интерактивной доске;

 один ученик — один компьютер;

До недавнего времени в нашей школе, как и во многих других, в основном использовались первые две организационно-педагогические модели. Практически в каждом кабинете есть компьютер, проектор, экран, в некоторых — интерактивные доски, однако, с появлением учебно-лабораторного оборудования в состав, которого входит комплект ноутбуков, стало возможно применение и третьей.

В школе создана рабочая группа по использованию электронных ресурсов в образовательном процессе целью, которой является исследование уже имеющихся ЭОР и практики их использования учителями школы, а также апробация электронных учебников.

В рамках работы группы было проведено тестирование учащихся и учителей школы, чтобы выяснить, какие именно и на каких уроках используются ЭОР. В результате выяснилось, что на сегодняшний день самый популярный ЭОР на уроке — это презентация, второе место занимают аудио и видео материалы и различные компьютерные программы. Самой известной коллекцией электронных ресурсов, которую используют учителя в школе при подготовке к урокам, является openclass.ru.

Возможности, которые сегодня дает использование ЭОР на уроках переоценить невозможно, однако для подготовки к урокам мы тратим массу времени в поисках нужной, интересной информации. Бывает — находим интересные вещи и сохраняем их для себя.Ни что так сегодня высоко ни ценится как время. А его чаще всего и не хватает. Поэтому наша рабочая группа также поставила перед собой задачу: создать каталог электронных ресурсов учителей школы, чтобы обобщить опыт работы учителей со стажем и помочь молодым учителям с выбором ресурса к уроку.

Современное образование немыслимо без современных средств обучения. Особое место среди них отводится электронным образовательным ресурсам, в частности электронным учебным пособиям, воспроизводимым на компьютере.

ЭФУ (электронная форма учебника) — это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника.

Электронный учебник является новой формой учебника, которая имеет больше возможностей для организации образовательного процесса и может использоваться в качестве не только источника информации, но и инструмента для выполнения практических, лабораторных работ, письменных заданий, наблюдения за различными процессами и пр.

Организация учебной деятельности с использованием электронных учебников, несомненно, предполагает учет индивидуального темпа работы детей, определенную последовательность подачи учебного материала и разнообразные формы его изучения. Расширение ресурсов печатного учебника мультимедийными и интерактивными элементами, тестами и виртуальными лабораториями создает все условия для индивидуализации процесса обучения. Ребенок, используя ресурсы электронного учебника, усваивает материал в своем темпе, создает образовательный продукт, выстраивает собственный образовательный путь, опираясь на личные качества и способности. В этой ситуации учитель уже не может продолжать обучение школьников по традиционной классно-урочной системе, при которой ученики находятся на одной стадии перед изучением нового материала, и для каждого ученика потребуется свой индивидуальный образовательный маршрут.

Электронный учебник выполняет две основные функции:

  1. Является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для обучаемых форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;
  2. Выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.

Преимущества ЭФУ для учителя заключаются в следующим:

 Благодаря большому количеству имеющихся электронных образовательных ресурсов и их четкой привязке к тексту учебника учителю в большинстве случаев при подготовке к уроку не требуется самостоятельно выполнять подбор наглядного иллюстративного материала и дополнительной информации.

 Наличие большого количества практических и контрольно-измерительных ЭОРов позволяет осуществлять более интенсивный тренинг по решению заданий и быстрый контроль знаний с автоматизированной проверкой результата.

 Возможность реализации новых форм учебной деятельности, основанных на самостоятельной работе школьников с учебным материалом, включающей элементы исследования.

 Возможность индивидуализации процесса обучения для групп учащихся с разным уровнем подготовки и даже для отдельных учеников.

Преимущества ЭФУ для ученика заключаются в следующем:

 Более высокая наглядность учебного материала за счет использования иллюстративных и интерактивных мультимедиа-объектов.

 Легкость доступа к требуемому учебному материалу благодаря наличию интерактивного оглавления и навигационных инструментов на панели тулбара, системе ссылок на электронные объекты и гиперссылок на внешние информационные ресурсы и возможностям поиска по ключевым словам.

 Возможности проверки и самопроверки знаний с немедленным получением результата и возможностью повторного обращения к недостаточно усвоенному материалу.

 Электронное устройство с комплектом установленных электронных учебников по всем предметам меньше по размерам и по весу, чем комплект печатных учебников.

 Индивидуализация визуального представления материала — изменение размера шрифта, уровней яркости и контрастности. [3]

Эксперимент по вводу школьных электронных учебников в России стартовал 1 апреля 2013 года, для этого были определены 60 столичных школ. Для апробации и, возможно, дальнейшей доработки были выбраны 11 учебников: по русскому языку (5–9 классы), литературе (5 класс), истории России (7–8 классы), математике (5 класс), алгебре и геометрии (7–9 классы), физике и химии (9 класс), биологии (7 класс), а также по изобразительному искусству и музыке.

На сегодняшний день свыше 12 тыс. учеников и педагогов в 162 школах Московской области пользуются электронными учебниками издательства «Просвещение».

В этом учебном году в школах Подмосковья появились первые электронные учебники. В течение нескольких месяцев, начиная с сентября 2015 г., более 50 тыс. лицензий на электронные учебники издательства «Просвещение» основной школы и старших классов (5–11 классы) были предоставлены школам Подмосковья Министерством образования Московской области и издательским домом «Первое сентября» в рамках договора «Оказание услуги по обеспечению доступа обучающихся общеобразовательных организаций Московской области к электронным учебникам и электронным приложениям к учебникам». [2]

Электронные учебники постепенно становятся неотъемлемой частью системы школьного образования. В Вологодской области электронные учебники еще только начинают свой путь, в связи с этим одной из задач нашей рабочей группы стало изучение и внедрение электронных учебников.

Прежде чем начать внедрение электронных учебников в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40», было проведено анкетирование учителей на предмет готовности к использованию ЭОР, а именно электронных учебников. В исследовании приняли участие учителя математики, иностранного языка, информатики, истории, русского языка и литературы. Проанализировав анкеты, были получены следующие результаты:

  1. По мнению опрошенных учителей, они не смогут полностью заменить печатные. Большинство (57 %) считает, что эффективнее использовать и печатные, и электронные учебники, 27 % считают, что достаточно печатных учебников и 17 % — нужен переходный период, во время которого будут использоваться и электронные и бумажные учебники, а затем — только электронные.
  2. 53 % учителей считают, что электронные учебники следует использовать в старшей школе, 27 % — можно начать со среднего звена и 20 % — с начальной школы.
  3. На вопрос «Созданы ли условия в ОУ для использования электронных учебников?» 63 % дали ответ «частично» и 37 % — «нет».

Действительно, на данный момент большинство школ не готово к внедрению электронных учебников, так как существует ряд проблем:

Во-первых, электронные копии будут предоставлены бесплатно только первый год. В дальнейшем, их потребуется закупать школам самостоятельно. Пользовательская лицензия на работу с ЭФУ может быть предоставлена на 1 год или на 5 лет, и от этого зависит стоимость лицензии. Стоимость лицензии на 1 год — 25 % от стоимости печатного учебника, на 5 лет — 80 % от стоимости печатного учебника. Стоимость одной лицензии на предоставление годового доступа к ЭФУ составляет от 60 до 85 рублей в зависимости от стоимости печатного учебника.

Во-вторых, электронные копии есть — а устройств, предназначенных для их воспроизведения — нет. Не каждая школа может позволить себе оснастить класс планшетами или ноутбуками.

Третья проблема — это компьютерная грамотность, не каждый учитель сможет самостоятельно научиться пользоваться электронным учебником, а повышение квалификации педагогов, мастер-классы, презентации — всем этим процессом надо управлять и все стоит денег.

Внедрение ЭУ находится на первоначальном этапе, и издательства предоставляют учебники бесплатно для апробации. Так, например, если ваша образовательная организация в 2015 году приобретала напрямую у издательства «ДРОФА» учебную продукцию, входящую в действующий Федеральный перечень, вы автоматически становитесь участником проекта — «Новые возможности — каждой школе!».По условиям проекта вам предоставляются лицензии на доступ к электронным формам учебников на 2015/16 учебный год в количестве, равном закупленному по контракту. Учителю также предоставляется доступ.

Можно воспользоваться другой услугой этого же издательства. Каждому учителю предоставляется право опробовать ЭФУ издательства «ДРОФА» с одним из своих классов в течение первого полугодия 2015/2016 учебного года. Комплект лицензий на доступ к ЭФУ предоставляется для учителя и учеников в количестве 35 штук, на право пользования в срок до 1 апреля 2016 года. Для получения доступа необходимо подать заявку, прикрепив к ней справку с места работы, с указанием преподаваемых предметов. После одобрения заявки на указанный при регистрации адрес электронной почты будет направлен сертификат лицензии на использование учебников в электронной форме.

Электронные формы учебников (ЭФУ) издательства «ДРОФА» могут быть использованы как на стационарных компьютерах (настольных и ноутбуках), так и на мобильных устройствах (планшетах, смартфонах и пр.). Для корректного функционирования ЭФУ издательства «ДРОФА» рекомендуется использовать устройства с характеристиками, указанными в таблице 1.

Таблица 1

Характеристики устройств

Windows

iOS

Android

Настольные компьютеры и ноутбуки

Операционная система

Windows 7 и выше

Оперативная память

2 Gb и более

Дисковое пространство

не менее 16 Gb

Планшеты

Операционная система

Windows 8 и выше

iOS 6 и выше

Android 4.1 и выше

Оперативная память

2 Gb и более

512 Mb и более

2 Gb и более

Дисковое пространство

не менее 16 Gb

не менее 16 Gb

не менее 16 Gb

В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» электронные учебники были установлены на ноутбуки с операционной системой Windows 8. Сначала на сайте, указанном в инструкции, были зарегистрированы пользователи и для каждого из них активирована лицензия. Затем было установлено специальное приложение «Дай 5!» для загрузки электронного учебника. Это приложение предлагает пользователям все современные инструменты для работы с материалом. Можно использовать оглавление, быстро перемещаться от страницы к странице, передвигая ползунок с небольшими иконками, показывающими содержимое страницы внизу экрана, делать в тексте закладки, заметки, осуществлять поиск.

Апробированы были электронный учебник по английскому языку для 5 класса и учебник информатики для 10 профильного класса. Каждый учебник имеет интуитивно понятный интерфейс, даже пятиклассникам не составило труда в нем быстро разобраться.

Электронная форма учебника по сравнению с традиционной печатной формой обладает следующими преимуществами:

 более компактна — фактически весь комплект учебников «умещается» в одном устройство, например, планшете;

 более удобна для пользователя благодаря возможностям быстрого перемещения по разделам учебника, настройки отображения и поиска по ключевым словам;

 дополняет учебный материал электронными образовательными ресурсами — мультимедийными объектами, обеспечивающими большую наглядность и содержательную широту материала;

 позволяет учителю реализовать новые формы индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьников с элементами учебного исследования.

К сожалению, на данный момент не каждая школа может обеспечить своих учеников компьютерами или планшетами, поэтому в череповецких школах электронные учебники еще только начинают свой путь.

Литература:

  1. Суханина В. Н. Реализация ФГОС второго поколения в основной школе // [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://sch1360v.mskobr.ru/info_edu/standards/realizaciya_fgos_vtorogo_pokoleniya_v_osnovnoj_shkole
  2. Школа XXI века / В московских школах начался эксперимент по вводу электронных учебников // [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://школа21века.рф/news/64/
  3. Электронные формы учебников издательства «ДРОФА»/ [Электронный ресурс] — режим доступа: http://efu.drofa.ru/support/method/method.php
Основные термины (генерируются автоматически): электронных учебников, электронные учебники, электронные образовательные ресурсы, печатного учебника, стоимости печатного учебника, электронных образовательных ресурсов, издательства «ДРОФА», внедрение электронных учебников, ЭФУ издательства «ДРОФА», электронных ресурсов, образовательном процессе, Похожая статья, печатных учебников, электронные учебники издательства, апробация электронных учебников, электронного учебника, форма учебника, использованием электронных учебников, школьных электронных учебников, электронные копии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос