Взаимосвязь ценностей с компонентами самоотношения у студентов
Автор: Палагина Анна Олеговна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 04.03.2016
Статья просмотрена: 756 раз
Библиографическое описание:
Палагина, А. О. Взаимосвязь ценностей с компонентами самоотношения у студентов / А. О. Палагина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 256-258. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9926/ (дата обращения: 17.12.2024).
Актуальность данной темы заключается в том, что в современном мире подрастающее поколение находится в неопределенности выбора жизненного пути, зависимостью от общественного мнения, что негативно может повлиять в будущем. С одной стороны, юноши и девушки еще зависимы от родителей, которые готовят их к предстоящей самостоятельной жизни, а с другой — находятся под воздействием сверстников, чьим общественным мнением они дорожат. Социально значимыми факторами для подрастающего поколения становятся личностное самоопределение, перспективы жизненного пути, социальный престиж.
Отражение интереса к теме ценностных ориентаций можно проследить в работах таких авторов как, С. С. Бубнова, А. Н. Леонтьев, М. Рокич, Ф. Знанецкий, Д. А. Леонтьев, Д. Н. Узнадзе и другие учёные. Исследования У. Джеймса, В. Н. Маркина, Е. Т. Соколовой, С. Р. Пантилеева, С. Л. Рубинштейна, И. И. Чесноковой послужили основой для изучения самоотношения личности.
Проблема самоотношения и его роли в структуре личности в настоящее время является чрезвычайно актуальной для психологической науки. Разработкой данной проблемы занимались известные отечественные и зарубежные ученые: Р. Берне, И. С. Кон, А. Маслоу, B. C. Мухина, К. Роджерс, Е. Т. Соколова. В. В. Столин, С. Р. Пантилеев, С. Л. Рубинштейн, И. И. Чеснокова и многие другие. Самоотношение является традиционным объектом исследования в психологии со времен У. Джеймса. Накоплены богатейшие теоретические и экспериментальные данные изучения самоотношения как объекта психологического анализа с определенной структурой и особенностями, раскрыты механизмы его формирования. Сложность строения самоотношения обусловлена многоплановостью и глубиной жизненных отношений каждой изучаемой личности [Джеймс У.,1991].
Объектом данного исследования являются особенности ценностных ориентаций студентов.
Предметом исследования — взаимосвязь ценностных ориентаций и самоотношения студентов.
Цель данного исследования — выявить связь между ценностными ориентациями студентов и их самоотношением.
Гипотеза исследования — существует взаимосвязь между ценностными ориентациями и самоотношением у студентов.
В проведенном исследовании приняли участие 45 студентов 1 курса факультета психологии в возрасте 17–19 лет. В силу того, что самоотношение влияет не только на стабильность связей человека с социальной средой, но и формирует внутреннюю, индивидуальную среду развития личности, проблема становления самоотношения в юношеском возрасте, формирование его системы ценностей приобретает особую важность.
Таким образом, необходимо эмпирическое исследование, которое позволило бы изучить взаимосвязь ценностных ориентаций с компонентами самоотношения студентов.
Для выявления структуры ценностных ориентаций студентов 1 курса факультета психологии была использована методика «Ценностные ориентации» О. И. Моткова и Т. А. Огневой, направленная на изучение степени значимости и реализации внутренних и внешних ценностей студентов, а также конфликтности осуществления ценностных ориентаций.
По результатам проведенной методики для студентов — первокурсников (72 % испытуемых) выявлена «саморазвивающаяся» структура, когда характерно преобладание внутренних ценностей над внешними, больше концентрации на саморазвитии, на широких связях со всем миром, а не только с отдельными людьми.
В то время, как у 22 % испытуемых была выявлена «гипертимная» структура, т. е. на одинаковом уровне внешние и внутренние ценности. В данной выборке только у 4 % опрошенных выявлена «гипотимная» структура, когда равномерно низкие показатели по видам ценностей. Преобладание внешних ценностей над внутренними несвойственно для испытуемых и выявлено лишь у 2 %, что является «самопрезентирующей» структурой. По полученным данным исследования показатели конфликтности распределены следующим образом: у большинства опрошенных (64 %) показатели находятся на низком уровне; у 20 % испытуемых на среднем уровне, а у 16 % студентов-первокурсников — на высоком уровне.
Для выявления личных и социально-психологических ориентаций и предпочтений у студентов была использована методика «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности». [Фетискин Н. П.,2002].
Семейные ценности выбрали 32 % студентов, у них интерес к времяпрепровождению в кругу семьи и удачному построению семьи. По данной методике было выявлено, что большинство испытуемых 27 % выбирают профессиональные ценности: увлекательная работа, которая доставляет удовольствие и непосредственно карьера. Для 18 % значимость имеют интеллектуальные ценности, направленные на изучение образовательной литературы, просмотр научно-познавательных телепередач и постоянное самообразование личности. В меньшей степени у студентов-первокурсников выражены социальные ценностные ориентации, определяющие расположение к участию в общественных мероприятиях и знакомству с новыми людьми, что составляет 13 % по данной выборке. Материальное благополучие, построенное на наличии красивых вещей и высокооплачиваемой работы для 4 % испытуемых является важным и относится к финансовым ценностям. Менее всего оказались выражены духовные ценности, а именно: религия, медитация, размышления лишь у 4 % испытуемых. Физические ценности не являются значимыми для студентов-первокурсников и составляют 2 % от числа опрошенных, для них нехарактерно употреблять здоровое питание и заниматься спортом. Общественные ценности не выявлены в данной выборке, а следовательно студенты-первокурсники не расположены к выполнению работы на добровольных началах в некоммерческих организациях и общественной деятельности
Таким образом, согласно полученным результатам можно сделать вывод: большинство испытуемых имеют значительную выраженность профессиональных, семейных и интеллектуальных ценностей.
Для выявления преобладающих ценностей у студентов-первокурсников была использована методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С. С. Бубновой [Бубнова С. С.,1997]. Обработка полученных результатов проводилась отдельно по каждой ценности для всех испытуемых.
Анализируя средние показатели по каждой ценности у студентов-первокурсников, были выявлены ведущие ценностные ориентации, составляющие ценностное ядро личности:
помощь и милосердие к другим людям (4,35);
признание и уважение людей, влияние на окружающих (4,31);
приятное времяпрепровождение, удовольствие и отдых (4,20).
В число ценностей со средним уровнем значимости вошли следующие виды:
поиск и наслаждение прекрасным (3,86);
любовь (3,64);
познание нового в мире, природе, человеке (3,33);
общение (3,02);
здоровье (2,75).
Менее выраженными ценностями в данной выборке испытуемых являются:
высокая социальная активность (2,62);
высокое материальное благосостояние (2,37);
высокий социальный статус (2,26).
Основными ценностными ориентациями для данной выборки студентов-психологов являются такие, как: помощь и милосердие к другим людям, признание и уважение, а также приятное времяпрепровождение, удовольствие и отдых.
Для определения структуры самоотношения студентов была использована методика исследования самоотношения С. Р. Пантилеева и В. В. Столина [Пантилеев С. Р.,1991]. По результатам данной методики было выявлено, что у большинства студентов 1 курса факультета психологии отношение к себе зависит от избирательности отношения к своим личностным свойствам, которое проявляется в стремлении к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении прочих других, и от степени адаптированности в ситуации, которая характеризуется сохранением работоспособности, уверенности в себе, ориентации на успех начинаний в привычных ситуациях, но при неожиданном возникновении жизненных трудностей уверенность в себе снижается и нарастает тревога и беспокойство.
В данной выборке у испытуемых установка на самообвинение сопровождается развитием внутреннего напряжения и наличием ощущения невозможности удовлетворения основных жизненных потребностей.
Для определения соотношения ценностных ориентаций студентов и компонентов самоотношения был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В результате исследования выявлены показатели коэффициентов корреляции и сделаны выводы по проведенному исследованию.
Для студентов данной выборки являются преобладающими внутренние ценности и менее выраженными внешние. Было выявлено, что практически у всех студентов приоритетными являются три группы ценностей: профессиональные ценности (увлекательная работа, которая доставляет удовольствие и карьера); семейные (удачная женитьба или замужество, времяпрепровождение в кругу семьи); интеллектуальные (интеллектуальное развитие и чтение образовательной литературы, просмотр образовательных передач, самосовершенствование). По результатам всестороннего изучения существующей проблемы становления ценностной базы в юношеском возрасте у студентов выявлены взаимосвязи между ценностными ориентациями и компонентами самоотношения.
Таким образом, полученные данные проведенного исследования указывают на то, что внешние ценности не присущи данной выборке испытуемых, так как повышена самокритичность личности и у большинства студентов наблюдается закрытость, то есть некоторая доля недоверия в межличностных отношениях.
Для испытуемых юношеского возраста необходимо принятие себя такими, какими они являются в действительности, что опосредуется через потребность в духовности, и затем актуализируется через приятное времяпрепровождение. Важными для студентов — психологов являются признание и уважение других людей, приятное времяпрепровождение и семья при высокой внутренней конфликтности, так как в юношеском возрасте человек видит в себе множество недостатков.
Сформулированная гипотеза о том, что существует взаимосвязь между ценностными ориентациями и самоотношением студентов, подтвердилась полностью.
Результаты проделанной работы по теоретическому обоснованию самоотношения личности с проведением исследования по методике С. Р. Пантилеева и В. В. Столина «Самоотношение личности» могут применяться при оказании консультативной помощи, направленной на развитие отдельных компонентов самоотношения в юношеском возрасте, в частности у студентов.
Для студентов важно не только определиться с выбором будущей профессии, но стремится реализовать себя в процессе обучения, в дальнейшем будет легче применять полученные теоретические основы при освоении профессии на практике с приобретением необходимых профессиональных навыков.
Проведенное исследование позволило изучить особенности взаимосвязей ценностных ориентаций с компонентами самоотношения у студентов-первокурсников. По итогам исследования не раскрыта глубоко тема ценностей и ценностных ориентаций человека. Для дальнейшего изучения ценностей, возможно раскрытие содержания каждой ценности внутри существующей классификации и определение уровня проявления, а также наличие взаимосвязей между различными ценностными ориентациями у конкретного человека с целью коррекции поведения и формирования объективного отношения к внутренним и внешним ценностям. На развитие человеческой природы в процессе цивилизации влияют внутренние причины, а именно: потребности, желания, чувства, представления, цели конкретной личности. Каждый человек индивидуален, но он не может развиваться вне общества. И чаще всего, само общество идеализирует жизнь молодого человека, не обращая внимания на процесс обучения и воспитания. Первостепенной задачей на этапе получения профессионального образования является закрепление позитивного отношения к жизни и окружающему миру у личности в юношеском возрасте.
Литература:
- Бубнова С. С. «Принципы и методы изучения ценностных ориентаций личности как системы с нелинейной структурой»// Психологическое обозрение. 1997. № 1.
- Джеймс У. Психология. М.: Педагогика. 1991.
- Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: МГУ. 1991.
- Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002.