Подкасты в обучении аудированию | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, февраль 2016)

Дата публикации: 03.02.2016

Статья просмотрена: 2940 раз

Библиографическое описание:

Суханова, А. С. Подкасты в обучении аудированию / А. С. Суханова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9724/ (дата обращения: 27.04.2024).



 

В XXI веке количество всевозможных ресурсов и материалов для изучения иностранных языков (ИЯ) достигло такого уровня, что есть возможность выбора оптимального пути в зависимости от цели, подготовки и этапа обучения. Изучение ИЯ невозможно без освоения такого вида речевой деятельности, как аудирование. Аудирование представляет собой сложный речемыслительный процесс, заключающийся в восприятии и понимании иноязычной звучащей речи.

В дидактическом плане сеть Интернет включает в себя такие компоненты, как формы телекоммуникации и информационные ресурсы. К формам телекоммуникации относятся недавно появившиеся, но ставшие достаточно популярными социальные сервисы: блоги, сервер видеороликов, серверы подкастов и т. п. Первоначально эти социальные сервисы «были созданы для реального общения между людьми, находящимися на расстоянии друг от друга и лишь потом стали использоваться в учебных целях для обучения ИЯ» [4, с. 12].

Технические средства обучения (ТСО) необходимы для повышения качества обучения, для уменьшения утомляемости учащихся. ТСО дают возможность изложить материал наглядно, в образной, а потому легко воспринимаемой и хорошо запоминающейся форме. Кроме того, методисты всегда отмечали, что аудиовизуальные средства и материалы позволяют привнести в урок нечто новое, разнообразить его и сделать более интересным и мотивированным для обучающихся [6, с. 283–284].

Для формирования и совершенствования навыков восприятия иноязычной речи на слух необходимы качественные учебные аудиоматериалы. К ним относятся: подкасты, аудиокниги, иностранные радиопередачи, радиоспектакли, аудиопособия и т. д.

Интернет-ресурсы могут заинтересовать обучающихся, так как содержат материалы из разных областей знания. Это позволяет сделать занятие по иностранному языку более содержательным и увлекательным. В то же время, такие ресурсы предоставляют учащимся свободу творчества и развивают их самостоятельность.

Использование подкастов в обучении аудированию нам представляется наиболее перспективным, в связи с его широкой доступностью, вариативностью. Термин Podcasting образован из частей двух слов: iPod (фирменное название mp3-плейера) и английского слова broadcasting (трансляция передач). Подкаст — инновационный мультимедийный феномен в преподавании иностранного языка, который способствует развитию понимания иностранного языка на слух [1, с. 36].

Подкаст (podcast) — это аудио- или видеозапись, сделанная любым человеком и доступная для прослушивания или просмотра во всемирной сети. В отличие от телевидения или радио, подкаст позволяет прослушивать аудиофайлы и просматривать видеопередачи не в прямом эфире, а в любое удобное для пользователя время [5, с. 189].

Подкасты постоянно обновляются, их можно скачать в Интернете. Они содержат аудио- и видеоматериалы чаще всего в формате mp3 и доступны благодаря Интернету в любое время. Методистами создан целый ряд подкастов, специально предназначенных для изучения иностранных языков. Используя подкасты, учащиеся получают информацию по актуальным темам, обогащают свой словарный запас и развивают навык говорения. Подкасты обеспечивают [1, с. 36]:

          дифференцированный подход в изучении иностранного языка в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся;

          записи текста модно прослушивать в замедленном или оригинальном темпе, поскольку учащиеся не ограничены во времени;

          выбор материалов, интересующих учителя и учащихся;

          автономное обучение, которое взаимодействует с традиционным уроком иностранного языка благодаря дидактической интеграции современных технологий;

          возможность записи аудиоматериалов на различные электронные носители информации (мобильный телефон, CD-диск и т. д.).

Подкасты подразделяются на учебные (специально подготовленные для изучающих язык) и неучебные (привлекаемые преподавателем в учебных целях). В жанровом отношении подкасты разнообразны: документальные (выступления политических деятелей, ученых, трансляция общественных мероприятий), драматические (фрагменты спектаклей, радиопостановок) и т. д. Восприятие подкастов требует максимальной концентрации внимания, иначе понимание текста будет неполным. Подкасты оказывают более благоприятное психологическое воздействие на учащихся в сравнении со звукозаписью благодаря своей естественности и приближенности к условиям реального общения. Процесс аудирования протекает успешнее при выполнении специальных упражнений, составленных на материале аудиотекста. Одни из них предшествуют аудированию, другие осуществляются одновременно с ним, третьи — по окончании слушания текста. Упражнения первой и второй групп направлены на увеличение объема оперативной памяти учащихся, снятие трудностей восприятия компонентов текста. С помощью третьей группы упражнений (естественно-коммуникативных) устанавливается степень понимания смысла сообщения, учащиеся стимулируются к высказыванию по поводу услышанного.

Основное требование к учебным аудиозаписям — это аутентичность, то есть это должны быть оригинальные тексты, продуцируемые носителями языка, изначально записанные для носителей языка и не предназначенные для учебных целей. A. M. Шварц считает, что, для успешного процесса аудирования слушатель должен развивать следующие умения:

  1. делать умозаключения;
  2. сканирование текста, т. е. исследование текста для нахождения каких-либо деталей;
  3. раскрытие главных тем и идей текста;
  4. подведение итогов [7, с. 393].

Главное методическое требование при использовании образцовых аудиоматериалов для аудирования заключается в том, что они должны использоваться систематически, а не от случая к случаю. Только систематическое использование образцовых фонограмм даст учащимся возможность привыкнуть к образцовой речи [3, с. 198].

В результате систематической работы с подкастами значительно возрастает уровень понимания речи на слух, речь учащихся станет более содержательной и правильной с точки зрения норм языка.

При отборе подкастов в учебных целях преподаватель должен руководствоваться следующими критериями [2, с. 147–150]:

          тематическое соответствие материалов учебному плану;

          аутентичность отбираемых Интернет-материалов, во многом определяется грамотным использованием лексических и фразеологических единиц, грамматических структур, формальной и содержательной целостностью текста подкаста;

          обновляемость Интернет-материалов обеспечивает большой выбор материалов по различным темам;

          новизна отбираемых материалов предполагает наличие материалов, содержащих новые сведения по заданной теме;

          соответствие интересам и возможностям обучаемых, учет субъективных факторов;

          операциональность Интернет-сайта с подкастовыми ресурсами, т. е. простота оперирования, удобная структура расположения его элементов;

          функциональность самого текста подкаста, т. е. ориентация материалов на реальное коммуникативное использование;

          качество записи, предполагающее четкость дикции и выразительность интонации, наличие приятного голоса у спикера, естественный темп речи.

Поскольку подкаст представляет собой регулярно обновляемый ресурс, доступ к которому осуществляется посредством сети Интернет, работа с ним требует определенного технического обеспечения (компьютер, колонки, mp3-носитель информации). Нельзя обойтись без выхода в Интернет для онлайн-прослушивания или предварительного скачивания материалов. Перечислим некоторые сайты для изучающих испанский язык:

На сайте http://www.veintemundos.com размещена информация о новостях культуры и на политические темы. Все данные сгруппированы по тематическим рубрикам.

Сайт http://cienciaes.com содержит подкасты относительно небольшой длительности, в которых объясняются природные явления с научной точки зрения. На сайте опубликованы тексты выпусков и архив материалов.

На сайте www.newsinslowspanish.com еженедельно можно найти краткие новостные выпуски на актуальные темы в форме диалога. Новости читаются отчетливо в замедленном темпе, есть возможность распечатки полного текста аудиоматериала.

Ресурс www.itunes.apple.com содержит архив разнообразных материалов, но требует предварительной регистрации и специального программного обеспечения.

Таким образом, подкаст — это один из современных ресурсов, который содержит аудио- и видеоматериалы, доступные в любое время благодаря Интернету и которые возможно использовать для обучения аудированию на уроках иностранного языка. При использовании подкаста процесс обучения иностранному языку становится более гибким и вариативным во времени и пространстве. Работа проходит в темпе, соответствующем уровню группы, учащиеся работают активно. Аудиозапись позволяет, во-первых, расширить возможности преподавателя при передаче информации. Во-вторых, повысить эффективность управления деятельностью учеников в ходе урока. Применение звукотехнического оборудования позволяет, в-третьих, активизировать упражнение учащихся в некоторых видах устной деятельности.

Использование подкастов в обучении аудированию нам представляется наиболее перспективным, в Интернете представлены сайты, разнообразные в содержательном плане и по сложности. Однако педагогу, который решил включить в учебный процесс работу с подкастами, следует иметь в виду особенности группы, в которой ведется преподавание и руководствоваться ранее указанными критериями по отбору материалов для занятий.

Следует заметить, что применение Интернет-ресурсов должно не исключать или заменять традиционные формы работы, а органически дополнять и вписываться в учебную и практическую деятельность.

Рассмотрев особенности работы с аудиоматериалами, мы сделали вывод о том, что их использование способствует более эффективной организации учебного процесса, повышает мотивацию учащихся к изучению ИЯ и успешному решению учебно-методических задач.

 

Литература:

 

  1.    Макаревич И. Г. Подкаст в изучении немецкого языка / И. Г. Макаревич // Иностранные языки в школе. — 2012. — № 5. — С. 36–40
  2.    Малушко Е. Ю. Критерии отбора подкастов для формирования иноязычной аудитивной компетенции у студентов вузов / Е. Ю. Малушко // Научные проблемы гуманитарных исследований. — Выпуск № 6. — 2011. — С. 146–152
  3.    Миролюбов А. А. Общая методика преподавания иностранных языков в среднеспециальных учебных заведениях/ Под ред. А. А. Миролюбова, А. В. Парахиной. — Москва: Высш. шк., 1984. — 230 с.
  4.    Сысоев П. В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий / П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев. — Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. — 182 с.
  5.    Сысоев П. В. Подкасты в обучении иностранному языку/ П. В. Сысоев // Язык и культура. — Выпуск № 2 (26). — 2014. — С. 189–201
  6.    Varo E. A. Enseñanza y aprendizaje de las lenguas modernas / E. A. Varo. — Madrid: Ediciiones Rialp, 1993. — 416 p.
  7.    Shwartz A. M. La enseñanza de estrategias de aprendizaje: la comprensión audutiva con textos de video / A. M. Shwartz // Tendencias actuales en la enseñanza del español como lengua extranjera II: actas del VI Congreso Internacional de ASEIE. — León: Universidad de León, 1996. — P. 393–398
  8.    Ciencia para Escuchar — http:// www.cienciaes.com
  9.    iTunes — http://www.itunes.apple.com
  10. News in Spanish for Language Learning — http://www.newsinslow spanish.com
  11. VeinteMundos — http://www.veintemundos.com
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, учащийся, аудирование, время, выбор материалов, Интернет, носитель языка, реальное общение, учебный процесс, форма телекоммуникации.

Похожие статьи

Аудирование — один из главных компонентов обучения...

русский язык, монологическая речь, речевая деятельность, аудирование, говорение, устная речь, студент, монолог, иностранный язык, процесс

Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь. Комплекс упражнений для обучения аудированию.

Использование звуковых ресурсов Интернета как средство...

иностранный язык, язык, дистанционное обучение, начальный этап, аудирование, обучение, высшее образование, речевая деятельность, слуховая память, учебное общение.

Информационно-коммуникационные технологии в процессе...

иностранный язык, Интернет, учебный процесс, обучение, язык, неязыковый вуз, практическая деятельность, профессиональная деятельность, использование знаний, WWW. Использование открытых образовательных ресурсов при...

Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам

русский язык, фильм, учебный процесс, студент, учащийся, этап обучения, социокультурная компетенция, домашнее задание, иностранный язык, речевая деятельность.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Этот принцип определяет все составляющие учебно-воспитательного процесса по иностранному языку. Рассмотрение языка как явления социального (он обеспечивает общение людей) выдвигает на первый план обучение для коммуникативной цели...

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

В широком смысле эти термины обозначают такой подход в обучении иностранному языку, при котором общение, процесс взаимодействия с речевым

Это было сделано в ответ на разработанную Хомским концепцию лингвистической компетенции идеального носителя языка.

Технические средства обучения в преподавании иностранного...

иностранный язык, интерактивный подход, процесс обучения, Интернет, обучение, текстовой материал, коммуникативный подход, дистанционное обучение, графическая информация, учебный материал.

Аудирование как главный аспект в обучении русскому языку...

В методике преподавания русского языка как иностранного развитие и разработка средств и технологий обучения аудированию, отвечающих

С аудированием как самостоятельным видом речевой деятельности мы сталкиваемся в различных ситуациях реального общения.

Развитие рецептивных умений как цель и средство формирования...

Практический опыт обучения иностранному языку, практика устного перевода и просто общения на

Ключевые слова: развитие спонтанной речи, иностранный язык, процесс обучения, технический вуз.

Аудирование как главный аспект в обучении русскому языку...

Похожие статьи

Аудирование — один из главных компонентов обучения...

русский язык, монологическая речь, речевая деятельность, аудирование, говорение, устная речь, студент, монолог, иностранный язык, процесс

Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь. Комплекс упражнений для обучения аудированию.

Использование звуковых ресурсов Интернета как средство...

иностранный язык, язык, дистанционное обучение, начальный этап, аудирование, обучение, высшее образование, речевая деятельность, слуховая память, учебное общение.

Информационно-коммуникационные технологии в процессе...

иностранный язык, Интернет, учебный процесс, обучение, язык, неязыковый вуз, практическая деятельность, профессиональная деятельность, использование знаний, WWW. Использование открытых образовательных ресурсов при...

Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам

русский язык, фильм, учебный процесс, студент, учащийся, этап обучения, социокультурная компетенция, домашнее задание, иностранный язык, речевая деятельность.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Этот принцип определяет все составляющие учебно-воспитательного процесса по иностранному языку. Рассмотрение языка как явления социального (он обеспечивает общение людей) выдвигает на первый план обучение для коммуникативной цели...

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

В широком смысле эти термины обозначают такой подход в обучении иностранному языку, при котором общение, процесс взаимодействия с речевым

Это было сделано в ответ на разработанную Хомским концепцию лингвистической компетенции идеального носителя языка.

Технические средства обучения в преподавании иностранного...

иностранный язык, интерактивный подход, процесс обучения, Интернет, обучение, текстовой материал, коммуникативный подход, дистанционное обучение, графическая информация, учебный материал.

Аудирование как главный аспект в обучении русскому языку...

В методике преподавания русского языка как иностранного развитие и разработка средств и технологий обучения аудированию, отвечающих

С аудированием как самостоятельным видом речевой деятельности мы сталкиваемся в различных ситуациях реального общения.

Развитие рецептивных умений как цель и средство формирования...

Практический опыт обучения иностранному языку, практика устного перевода и просто общения на

Ключевые слова: развитие спонтанной речи, иностранный язык, процесс обучения, технический вуз.

Аудирование как главный аспект в обучении русскому языку...